"Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки".
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Рымарева Наталья Васильевна

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_klass.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии (2 класс)

Тема: "Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки".

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Задачи:

Образовательные: закреплять знания обучающихся о гласных звуках русского языка; продолжать учить детей соотносить гласные звуки с соответствующими им символами;

Коррекционные: закреплять знания обучающимися норм орфографии; отрабатывать чёткое произношение гласных;

Развивающие: развивать временные представления; развивать внимание, память, логическое мышление обучающихся;

Воспитательные: формировать доброжелательность, инициативность, самоконтроль.

УУД, которые формируются в ходе занятия:

Регулятивные: развивать способности понимать поставленную учебную задачу, оценивать результаты;

Познавательные: обрабатывать полученную информацию;

Коммуникативные: формировать умение грамотно высказывать свои мысли; интегрироваться в группу сверстников.

Оборудование: конверт с заданиями, пустые конверты по количеству детей, плакатики с изображением символов гласных звуков, индивидуальные зеркала по количеству детей, карточки с цифрами, предметные картинки, индивидуальные карточки, листочки в косую линейку, ручки, карандаши.

Ход занятия.

1) Организационный момент (приветствие, проверка готовности к занятию)

2)Развитие временных представлений, блиц-опрос.

- Какое время года сейчас?

- Какой сейчас период осени?

- Какие вы знаете осенние месяцы?

- Какой сегодня день недели?

- Какая сейчас часть суток?

3)Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из Волшебной страны звуков и букв. Давайте посмотрим, что в нём. (Рассматривается письмо). В письме задания для вас. Давайте выполним их и отправим ответные письма.

Логопед раздаёт пустые конверты детям. Далее достаёт первое задание из письма.

- Ребята, отгадайте загадки.

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту. (Аист)

Загляни к нему ты в сумку,

Там увидишь ты малютку.

Далёко прыгает в длину

Всем известный … (Кенгуру)

Кто со мною в дождик вышел,

Для того я вроде крыши. (Зонт)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой. (Экскаватор)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (Мыло)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)

В ходе отгадывания загадок логопед предлагает выделить гласный звук из начала, конца или середины слова (Аист - А, кенгуру - У, зонт - О, экскаватор - Э, мыло - Ы, санки - И).

Дети называют гласные (а, у, о, э, и, ы), следя за их артикуляцией перед зеркалом и соотнося произносимые звуки с соответствующими символами (у детей на парте зеркала и плакатики с изображением символов гласных), записывают нужную букву на листочке. (Затем в конце занятия листочек вкладывается в конверт).

- Что вы знаете о гласных звуках? (При произношении гласных губы и зубы раскрыты, воздушная струя не встречает преграды на своём пути).

4) Закрепление знаний норм орфографии. Закрепление знаний о правописании имён собственных.

Логопед достаёт второе задание из письма. Сначала раздаёт детям карточки, на которых записаны слова с пропущенными буквами:

Аналогичная запись на доске:

_ нна, _льга, _ горь, _рина, _ льяна, _ван.

Учащиеся работают у доски и на карточках, вставляя и подчёркивая пропущенные гласные.

- А что это за слова? Что они обозначают? С какой буквы пишутся? Назовите сначала только мужские имена, а теперь - женские.

Затем раздаются другие карточки из письма.

- Вставьте в квадратик ту гласную букву, которую нужно написать в данном слове.

На карточках записаны различные слова с пропущенной гласной.

5) Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Логопед предлагает выполнить следующее задание, пришедшее в письме. У учащихся карточки с цифрами. Логопед называет слова, дети произносят последовательно звуки, ведя палец от цифры к цифре; цифру, обозначающую последний звук, выдвигают из ряда. Затем указывают место гласных в слове.

Предлагаемые слова: луна, лимон, буквы.

6) Физ. минутка

Дети и логопед проговаривают четверостишие, выполняют движения.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем. (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад!

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

7) Развитие представлений о звуковом составе слова.

- Ребята, следующее задание, которое надо выполнить, это расшифровать слова.

На доске записаны схемы слов и ключ к схемам: А - 1, У - 2, О - 3, Э - 4, И - 5, Ы - 6.

л5с1

р6б1

кн5г1

м1л6ш

4кр1н

Дети расшифровывают, записывают слова, выделяют гласные.

- А теперь ещё одно задание. Преобразуйте слова. Измените гласный так, чтобы получилось новое слово.

На доске запись:

бак -

вал -

Дети преобразовывают слова, получаются следующие цепочки:

бак - бок - бык - бук

вал - вол - вил - выл

Слова записываются на листочке.

8) Рефлексия.

- Что вы узнали на занятии? Чему научились?

9) Итог.  «Отправка писем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме "Звуковой анализ слов.Сравнение звуков"(Начальная школа XXI века)

Урок проведён в превом классе с использованием деятельностного метода....

Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....

Методический материал для 4 класса по русскому языку: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) анализа".

Карточки для работы в 4 классе по теме: "Слова для звуко-буквенного (фонетического) разбора"....

русский язык 2кл Звуковой анализ слов со звуками а о Письмо строчных букв а о

русский язык 2кл Звуковой анализ слов со звуками а о Письмо строчных букв а о...

Строчная и заглавная буквы Ж ж. Слого- звуковой анализ слов со звуком [ж].

Тема:  Закрепление по теме: Строчная и заглавная буквы Ж ж. Слого- звуковой анализ слов со звуком  [ж].Цели урока:  формировать в памяти образ заглавной и строчной буквы Ж, ж; закрепить...

Логопедическое занятие по коррекции сложной формы дисграфии с группой учащихся 2 класса на тему: "Звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 классов на тему: звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне. Цель занятия: учить детей правильно обозначать буквой безударный гласный зв...

Контрольная работа по русскому языку 2 класс "Однокоренные слова, форма слова, гласные звуки".

Контрольная содержит следущие задания: Поиск однокоренных словОпределение количества слогов в слове;Запись слов в алфавитном порядке;Определение формы слова.Запись звуков буква и другие...