Логопедическое занятие по коррекции сложной формы дисграфии с группой учащихся 2 класса на тему: "Звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне"
методическая разработка по логопедии (2 класс)
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 классов на тему: звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне. Цель занятия: учить детей правильно обозначать буквой безударный гласный звук в корне слова. Тип занятия: совершенствование знаний
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по коррекции сложной формы дисграфии с группой учащихся 2 класса
Тема: звуко-буквенный анализ слов с безударными гласными в корне | Тип занятия: совершенствование знаний | ||
Цель: учить детей правильно обозначать буквой безударный гласный звук в корне слова. | |||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - умение находить и проверять безударный гласный звук в слове - умение находить родственные слова | Метапредметные: - умение формулировать новые задачи в познавательной деятельности - умение выбирать способы решения учебной задачи - умение сравнивать, рассуждать, делать выводы - умение осуществлять контроль своей деятельности - умение оценивать свою деятельность - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками | Личностные: - формирование мотивации к учебной деятельности - способность учащихся ставить цели | |
Межпредметные связи: русский язык, тема «проверяемые безударные гласные в корне слова» | |||
Ресурсы занятия: интерактивная доска, рабочий лист, карточки с заданием, портфолио ученика | |||
Ход занятия | |||
Содержание деятельности логопеда | Содержание деятельности учащихся | ||
1. Организованное начало занятия | |||
- Здравствуйте, ребята! Проверим, всё ли у вас готово к занятию? Кто сможет нам помочь? | Один ученик называет необходимые для занятия предметы: рабочая тетрадь, ручка, простой и цветные карандаши, ластик. Ученики проверяют наличие этих предметов на рабочих местах. | ||
2. Актуализация знаний. Организация аналитической деятельности учащихся. | |||
Перед учащимися строчка с буквами ЦВЕТЫЦВЕТНИКЦВЕТОЧНИЦАСВЕТЛЫЙЦВЕТИК - Можете ли вы прочитать, что написано на доске? - Отделите слова друг от друга. - Прочитайте слова.
- Есть ли лишнее слово? - Почему оно лишнее? - А вы уже знаете, что такое родственные слова? - Давайте проверим, похожи ли эти слова по значению. - Спишите в тетрадь все родственные слова. - Как докажем в тетради, что это родственные слова? | Прочитать трудно, слова «склеились». Цветы, цветник, цветочница, светлый, цветик. Есть, светлый. Остальные слова родственные. Слова, которые имеют одинаковый корень и похожи по значению. Объясняют значения слов. Выделим корень | ||
3. Формулировка темы и учебной задачи занятия | |||
После записи логопед стирает с доски гласные в корнях и предлагает ученикам послушать, как звучат эти слова при произнесении. - Послушайте, как я произношу эти слова и прочитайте по слогам, как вы их записали. - Почему в слове цветик мы слышим в корне звук Э, а в остальных словах – звук, похожий на И? - А почему во всех словах вы написали в корне букву е? - Как думаете, часто ли мы встречаемся с безударными гласными в корне слова, когда пишем? - Эта тема для вас новая? Легко ли быстро проверить безударную гласную в корне слова? - Значит, что нам нужно научиться делать? | Звук Э в слове ударный. Безударный звук слышится неясно. Дети рассказывают правило написания безударных гласных в корне слова. Часто Нет Нет Научиться слышать, как звучит гласный в корне слова, учиться быстро проверять безударные гласные ударением. | ||
4. Организация деятельности учащихся, направленная на совершенствование умения дифференцировать ударную и безударную позицию гласного звука в слове | |||
На доске появляются два героя: Лиса и Волк. - Правописание какого из этих слов вызывает затруднение? - Почему? Логопед предлагает ученикам таблички со словами с пропущенными буквами: в…тка к…за с…ва л…сник б…ква гр…бной б…льной д…мик - Слова с безударной гласной в корне отдайте Лисе. Слова, в которых гласный в корне под ударением – Волку. Логопед организует коллективную проверку. - Кому вы быстро отдали свои карточки – Волку или Лисе? - Почему? | Лиса Потому что гласный в корне звучит нечетко, нужно его проверить ударением. Учащиеся по очереди выходят к доске, делают выбор и прикрепляют карточки под Волком или под Лисой. Хором произносят слова Волка: ветка, буква, домик. Хором произносят слова Лисы: коза, сова, лесник, грибной, больной. Волку. Ударные гласные вставляем без раздумий. | ||
5. Игра, направленная на совершенствование умения самостоятельно находить и проверять безударную гласную в корне слова с помощью ударения | |||
- Потренируемся проверять гласные, чтобы предотвратить ошибки на письме. Я буду бросать вам мяч и говорить слово, как оно произносится, а вы – как пишется. Логопед бросает мяч одному из учеников и произносит слово орфоэпически, ученик произносит это же слово орфографически, объясняет, почему, и возвращает мяч. - Произношу динёк Остальные слова отрабатываются аналогично. Слова: бегун, сосна, моряк, поля, гроза, река, часы, ковёр, лепил, зелёный, кормить, пятно - Игра прошла без заминок или приходилось задумываться? | Пишу денёк, потому что день. Приходилось задумываться. Не всегда корень помогает, нужно подбирать родственные слова. | ||
6. Создание ситуации, направленной на совершенствование умения обозначать безударный гласный звук буквой, подбирать проверочные слова, на развитие звуко-буквенного анализа, слухового и зрительного внимания и памяти | |||
Сверху с неба прилетела На мою ладошку села, На доске появляется изображение снежинки - Как зашифруем? Проверка Лентой вьётся на просторе, На доске появляется изображение реки - Как зашифруем? Проверка По морю идет, идет, На доске появляется изображение волны - Как зашифруем? Проверка Утром бусы засверкали, Всю траву собой застлали. А пошли искать их днем. Ищем, ищем, не найдем. На доске появляется изображение росы - Как зашифруем? Проверка - Что общего у всех этих слов? - Можно сказать, что они родственные? - Почему? Логопед убирает изображения, просит вспомнить и записать на рабочем листе рядом с каждым шифром зашифрованное слово. Проверка - Трудно ли было зашифровывать слова? - Почему? | Снежинка Записывают шифр, один из учеников работает у доски, рядом с картинкой записывает: еиа е – пишу е, потому что снег и – пишу и, потому что жи-ши пишем с буквой и Ударение падает на второй слог, на гласную и. Река Записывают шифр, один из учеников работает у доски, рядом с картинкой записывает: еа е – пишу е, потому что реки Ударение падает на второй слог, на гласную а. Волна Записывают шифр, один из учеников работает у доски, рядом с картинкой записывает: оа о – пишу о, потому что волны Ударение падает на второй слог, на гласную а. Роса Записывают шифр, один из учеников работает у доски, рядом с картинкой записывает: оа о – пишу о, потому что росы Ударение падает на второй слог, на гласную а. Эти слова связаны с водой (снежинка тает и превращается в воду, в реке вода, волны образуются из воды, роса – это капельки воды) Нет У этих слов разные корни Выполняют задание (записывают слова с проговариванием) Проверяют написание и количество записанных слов Да Потому что гласные звуки в корне слышатся нечетко, нужно подбирать проверочные слова | ||
7. Поиск быстрого решения орфографической задачи (поиск способов проверки безударного гласного звука в корне слова) | |||
- Проведём эксперимент. С помощью секундомера узнаем, за какое количество времени мы успеем проверить 5 слов с безударными гласными в корне. Логопед предлагает ученикам индивидуальные карточки с двумя группами слов. Обе группы слов дублируются на доске. - По моей команде вы начинаете выполнять проверку безударных гласных в словах первой группы. Когда закончите выполнять задание – поднимите руку. 1 группа слов: Снеговик, лесной, лиса, мечи, мячи. - Почему мы так быстро проверили написание? 2 группа слов: Силач, большой, семья, связать, травинка. Логопед предлагает сравнить результаты. - Почему нам потребовалось большее количество времени для проверки написания? | Выполняют проверку на индивидуальных карточках (выделяют корень, обозначают ударение). Делают вывод, что проверили быстро, потому что помог сам корень. Выполняют проверку на индивидуальных карточках (выделяют корень, обозначают ударение). Делают вывод, что времени потратили больше, так как пришлось подбирать родственное слово с ударным гласным. | ||
8. Упражнение, направленное на совершенствование умений учащихся самостоятельно анализировать звуко-буквенный состав слова, совершенствование навыков самопроверки | |||
Игра «Найди слова» - Перед вами будут появляться картинки, вам нужно записать только те, в названии которых есть проверяемый безударный гласный звук в корне слова. Картинки: Скрипка Трава Книга Стол Ковёр Лось Звезда Вилка Ведро Коса Проверка - Прочитай первое слово орфографически (логопед обращается к одному из учеников) - Почему так записал? Остальные слова проверяются аналогично. | Записывают слова Читает слово (трава) Потому что травы, корень трав | ||
9. Упражнение, направленное на закрепление умения находить родственные слова, различать ударные и безударные гласные, находить и проверять безударный гласный звук в корне слова | |||
Логопед раздаёт карточки с изображением цветка с 7 разноцветными лепестками, на которых написаны слова: с_довник, л_сок, с_д, т_плый, л_жайка, л_с, т_плица. - Как можно назвать этот цветок? (Вспомните сказку про девочку, которая загадывала желания. отрывая лепестки от волшебного цветка). - Прочитайте слова на лепестках. Какое лишнее? - Найдите пары родственных слов. Выделите корень. Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте слова парами, начинайте с проверочного слова. Автор сказки «Цветик-семицветик» Валентин Катаев. Напомните, в чём особенность этого цветка? На доске появляются волшебные слова из сказки, также логопед предлагает ученикам такие же карточки. - Найдите и подчеркните слова с безударными гласными звуками в корне, которые можно проверить. Лети, лети, лепесток, - Какие слова подчеркнули? | Цветик-семицветик Лужайка – у него нет пары, родственного слова. Сад-садовник Лес-лесок Тёплый-теплица Он исполняет желания, нужно оторвать лепесток и произнести волшебные слова. Самостоятельно выполняют задание - слова: лети, земли | ||
10. Подведение итогов, оценка результатов деятельности учащихся и рефлексия | |||
- Как думаете, получается ли у вас быстро различать ударные и безударные гласные? Умеете ли вы находить слова с безударной гласной в корне? - Что нужно сделать, чтобы в корне слова правильно обозначить безударный гласный звук буквой? - Как правильно записать такое слово? Логопед предлагает обратиться к портфолио ученика и заполнить карту самонаблюдения (мне всё было понятно, мне было интересно, я был внимательным) - Вы отлично поработали! Умеете находить, проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне, теперь сможете применить свои умения на уроках русского языка. | Отвечают Надо найти родственное слово с ударным гласным звуком в корне. Орфографически проговаривая Ученики отвечают на вопросы с помощью цвета: Зеленый – да Желтый – не всегда Красный – нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс
Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс) Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Разноуровневые задания по русскому языку для учащихся 3 класса по программе «Школа 2100» по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении темы «Правописание слов с безударными гласными в корн...
Логопедическая программа по профилактике и коррекции сложной формы дисграфии в 1-4 классе на 2014-2015 учебный год
программа для ОУ...
Презентация " Коррекция специфических ошибок на уровне слова в 3 - 4 классе по теме Слова с безударными гласными в корне слов"
Презентация включена в урок по этой теме. На данном уроке деди тренируются в подборе проверочных сло, где безударная гласная стоит в ударной позиции....
Методическая разработка по коррекции сложной формы дисграфии
В методической разработке представлены различные виды работ по коррекции сложной формы дисграфии....
Конспект логопедического группового занятия по коррекции сложной формы дисграфии для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 2 класса (3 год обучения)
Логопедическая тема: Твердые и мягкие согласные звукиГрамматическая тема: ГлаголЦель: актуализация знаний о твердых и мягких согласных звуках.Задачи:Образовательныеактуализировать понятия «звук...