Игры на развитие слоговой структуры слова
учебно-методический материал по чтению
Нарушение слоговой структуры слова у школьников с нарушением интеллекта является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).Используются различные упражнения по развитию слоговой структуры.Эти упражнения по формированию слоговой структуры можно проводить самостоятельно с ребёнком в домашних условиях и в условиях коррекционного класса на уроках по речевой практике. Можно использовать различные дополнительные средства: картинки, мячик и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие слоговой структуры слова
Длинные и короткие слова. 1 вариант. У ребёнка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Учитель предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова: сук, расческа, ласточка, лак, пирамида, щит, балерина, суп, жук, ракета, мухомор, шар. 2 вариант. Перед ребёнком — набор картинок с односложными и многосложными словами. Необходимо разделить их на две группы. 3 вариант. Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, все дети проверяют. |
Эхо. Дети становятся в круг. Учитель произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок внятно повторяет его также по слогам. Затем он поворачивается к соседу и называет свое слово. Игра продолжается по кругу. Играть можно и вдвоём. Важно следить, чтобы деление слов на слоги происходило на стыке морфем. |
Прошагай слово. Учитель показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети прошагивают придуманные ими слова. |
Поднимись по лесенке. Игра проводится с одним ребёнком либо с группой в виде соревнования «Кто подни- мется выше?» Необходимо, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются детьми или предлагаются лого- педом. , |
Посадим деревья. Дети делятся на три группы. Учитель объясняет, что нужно прослушать названия деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать «для посадки» и запоми- нать деревья с односложными названиями, из второй группы — с двусложными, из третьей группы — с трехсложными. Задание проверяется совместно. Слова: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива. |
Магазин «Овощи-фрукты». Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными двумя, тремя или че- тырьмя кружочками. У педагога на столе разложены картинки с изображением овощей и фруктов. Ребенок может купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков у него на карточке. Необходимо подойти к столу и проговорить выбран- ное слово по слогам, показав свою фишку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдается «Покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше кар- тинок. Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка. Фрукты: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника. |
Зоопарк. Перед ребёнком — стопка картинок с изображениями животных. На столе — четыре большие карты с нарисованными клетками. Учитель объясняет правила: «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог, во вторую — с названиями из двух слогов » и т.д. Животные: лев, еж, лось, тигр, слон, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна. |
Найди себе пару. Сначала каждый ребёнок громко, по слогам называет свое имя. Затем дети расходятся. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чьем имени столько же слогов. Проигрывают дети, допустившие ошибку в делении имени на слоги или в выборе пары. |
Какое слово я задумала? Выбирается водящий. Он загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем ребёнок называет первый слог: ка. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек: ка-бинет, ка-лина, ка-бина, ка-рета, ка-юта. Отгадавший становится водящим. |
Закончи слово. Учитель просит закончить начатое им слово одним слогом (двумя слогами): мо-ре, мо-да, мо-роз, мо-ряк, мо-локо, мо-нета, мо-лодой, ра-ма, Ра-я, ра-да, ра-дуга, ра-кета, ра-бота, де-ло, де-сять, де-ти, де-вочка, де-ревня, де-душка. За каждое слово ребёнок получает фишку. Выигрывает набравший их наибольшее количество. |
Кто быстрее? Дети сидят лицом к учителю, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается только с сидящими детьми. Слоги: тра-, вед-, сет-, гор-, дос-, бел-, ста-, кар-, кры-, шар-, так-, бан-, зве-, фла-, гри-, цве-, гру-, кры-. |
Придумай начало слова. Ведущий говорит окончание слова. Ребёнок добавляет первый слог и называет слово целиком. ' Слоги: -рево, -жама, -шина, -года, -бушка, -кета, -жина, -мета, -лаки, -мидор, -реза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тяга, -лосы, -ляна. |
Путаница. Педагог произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово. Слоги: ка-мас, та-пас, ты-кус, ва-тык, тя-Ка, ти-ног, ка-сум, ла-мет, па-ли, ги-но, на-вес, ма-до, на-сос, дух-воз, ба-тру, тик-лас, ши-у, тя-те, ля-Ко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Развитие слоговой структуры слова»
Большой перечень упражнений на развитие слоговой структуры слова....
игры на развитие слоговой структуры слова
игры на развитие слоговой структуры слова...

Консультация для родителей "Игры на формирование слоговой структуры слова"
Консультация для родителей "Игры на формирование слоговой структуры слова"...

Формирование слоговой структуры слов в игре
Закрепить умение делить слова на слоги, согласовывать числительное с существительными, правильно произносить звук [ р ]в словах с открытыми слогами....

Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.). Автоматизация звука [Ш] в слоговой структуре слова (по технологии Ткаченко Т.А.)
Автоматизация звука [Ш] в слоговой структуре слова (по технологии Ткаченко Т.А.)...

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".
Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...

Дидактическая игра "Переставь слоги или звуки" для развития звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова.
игра для младших школьников, цель: развитие звукового анализа и синтеза. слоговой структуры слова....
- Мне нравится (1)