Методическая разработка по логопедии
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Логопедическое занятие «Цирк».
Тема: Дифференциация звуков [с – ш] в словах и фразах.
Форма работы: индивидуальное занятие.
Цель: совершенствование речевой стороны, посредствам различения звуков [с – ш] в словах и фразах.
Задачи:
Коррекционные:
- уточнить артикуляционный уклад и закрепить кинестетический образ (ощущения положения органов артикуляции) звуков [с] и [ш];
- совершенствовать движения артикуляционного аппарата;
- развивать элементарный фонематический анализ (учить различать звуки [с] и [ш] на слух в слогах, словах и предложениях);
- закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш] в словах и фразах различной слоговой структуры, рифмованных текстах;
- обогатить и активизировать речевую практику детей;
- расширить и уточнить словарный запас детей по темам "Цирк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_logopediya.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «Цирк».
Тема: Дифференциация звуков [с – ш] в словах и фразах.
Форма работы: индивидуальное занятие.
Цель: совершенствование речевой стороны, посредствам различения звуков [с – ш] в словах и фразах.
Задачи:
Коррекционные:
- уточнить артикуляционный уклад и закрепить кинестетический образ (ощущения положения органов артикуляции) звуков [с] и [ш];
- совершенствовать движения артикуляционного аппарата;
- развивать элементарный фонематический анализ (учить различать звуки [с] и [ш] на слух в слогах, словах и предложениях);
- закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш] в словах и фразах различной слоговой структуры, рифмованных текстах;
- обогатить и активизировать речевую практику детей;
- расширить и уточнить словарный запас детей по темам "Цирк".
Оздоровительные:
- создать благоприятный микроклимат на занятии;
- учить снимать умственное напряжение через активизацию мелкой, общей моторики и при использовании дыхательной зарядки .
Развивающие:
- развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- развивать мимику, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику;
- формировать каллиграфические умения.
Воспитательные:
- воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: компьютер, экран, предметные картинки со звуками [с] и [ш], костюм клоуна, игровые предметы из набора «Пертра» (прищепки, деревянные стержни-4 шт, резинки -2 шт, кубики с пазами- 40 шт., доска-основа, карандаш магнитный, шар стальной, шар деревянный, фишки-6 шт. красного, синего и зелёного цвета, набор для конструирования рожиц. (Карточки из приложения).
Музыкальный ряд: музыка Шаинского «Цирк», аудиозапись «Испорченные слова», музыка «Ералаш».
Зрительный ряд: презентация по теме занятия «Цирк», предметные картинки по теме.
Предварительная работа: беседа по теме «Цирк. Артисты цирка».
Ход занятия.
1.Орг. момент: Презентация, слайд №1,2.
(Гостей и ученика встречает логопед в костюме клоуна Стёпы).
Музыка «Цирк»:
Цирк, цирк, цирк-
Это сказочный, сверкающий шатер.
Цирк, цирк, цирк-
Это кольцами играющий жонглер.
Это тигров полосатых рев
Это музыка и свет прожекторов!
Клоун: Здравствуйте, мои друзья.
Не узнали вы меня?
Клоун Стёпа вас встречает.
Клоун Стёпа гостей забавляет!
Приглашаю вас на цирковое представление.
(Обращаясь к ученику)
- Как ты думаешь, Богдан, зачем люди ходят в цирк? Назови артистов цирка. Сегодня мы вместе с артистами цирка будем выполнять интересные, увлекательные задания.
2.Повторение. Уточнение артикуляционного уклада звуков [с], [ш].
Клоун: Произнесем волшебные слова:
«Закрой глаза и повернись.
В цирке вмиг ты очутись».
-Внимание! Внимание! Представление начинается!
2.1.Мимическая гимнастика.
Клоун: Ну-ка, милые друзья. Делайте все как я!
- Я могу быть веселым. (Упражнение «Веселый клоун»)
- Могу удивляться. (Упражнение «Клоун удивляется»)
- Возьму загрущу, (Упражнение «Грустный клоун»)
- И опять улыбнусь (Упражнение «Веселый клоун»)
- Тут зачем-то рассержусь, (Упражнение «Клоун рассердился»)
- И опять развеселюсь! (Упражнение «Веселый клоун»).
(Дети выполняют мимическую гимнастику вместе с клоуном).
-Из данного набора составь рожицы, которые мы изображали (Выдаётся игровой набор ребёнку).
2.2. Артикуляционная гимнастика.
Клоун: А сейчас выступают необыкновенные артисты – веселые животные!
Мы вместе с ними выполним гимнастику для языка.
На арене цирка – забавные обезьянки! Презентация, слайд №3.
-Забавные обезьянки (упр. «Обезьянки»)
-У обезьянок за щекой банан (Поочередный упор языка в щеки)
-Обезьянки качаются на лианах (упр. «Качели»)
-Обезьянки дразнятся (упр. «Индюк»)
-Обезьянки прыгают по ступенькам (упр. «Ступеньки»)
-Обезьянки играют с шарами (упр. «Дутьё на шарик»)
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику вместе с клоуном).
2.3.Характеристика звуков. Презентация, слайд №4.
Клоун: Посмотри, Богдан, кто нас поджидает у входа в цирковой шатёр?
Отвёт ученика: буквы.
Правильно. Это наши друзья – шипелочка и свистелочка. Эти звуки из одной семейки из какой? Какие это звуки?
Ответ ученика: Это согласные звуки.
Клоун: Почему их называют согласными?
Ответ ученика: При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает преграду.
Клоун: У всех согласных разный характер. Звуки добрые-мягкие и сердитые-твёрдые. Подбери фишки согласно характеру звука [с].
Ответ ученика: звук [с] бывает твердый и мягкий.
Клоун: Какой характер у звука[ш]?
Ответ ученика: звук [ш] всегда твёрдый.
Клоун: Молодцы! Сегодня на занятии мы будем учиться произносить и различать твердые согласные звуки [с] и [ш] в словах и предложениях.
2.4.Произнесение звуков, выработка речевого выдоха. Презентация, слайд №5.
Клоун: Гимнаст Бегемот приготовил для нас задание. Презентация, слайд №6.
-Посмотри на схему. Угадай, где какой звук? Произнеси. Молодец!
Ответ ученика: Это звук [ш] и звук [с].
Клоун: Выполним гимнастическое упражнение на доске. Проведём шарик по лабиринту с протяжным произношением звука [с] – как насос. Вдох через нос в живот, выдох – С. На остановках повторный вдох.
(Ученик выполняет.)
Клоун: Проведём шарик по лабиринту с протяжным произношением звука [ш]. Вдох через нос в живот, выдох – Ш – как шина шипит. На остановках повторный вдох.
(Ученик выполняет.)
2.5.Обозначение звука буквами.
Клоун: посмотри ещё раз на лабиринт и найди буквы, которыми обозначаются звуки [с] и [ш]. (Ученик показывает). Презентация, слайд № 7.
- Уберём теперь лишние кубики. Это письменные буквы. Обведи буквы карандашом шариком вниз.
Презентация, слайд № 8.
Задание от Стёпы: а теперь моё задание. Найди шары с буквой С и нарисуй от них нитку к левой руке. От шаров с буквой Ш – к правой руке. (Работа по карточке из приложения 1).
3. Основная часть. Дифференциация звуков в словах и фразах. 3.1.Логоритмическая разминка.
Презентация, слайд № 9.
Клоун: Посмотрите на арене цирка веселый попугай!
Итак, Богдан, ты не зевай,
За попугаем повторяй:
Ша-ша-ша-в лесу два шалаша
Шу-шу-шу-я стою и не дышу.
Са-са-са-прилетела к нам оса.
Сы-сы-сы-не боимся мы осы.
Вдруг откуда не возьмись
прискакал сверчёк
са-со-су-сы
А в руке его горит
Синий огонёк
Ша-шо-шу- ши
3.2. Дифференциация звуков в словах. Презентация, слайд №10.
Клоун: Перед вами дрессированная собака Матильда. Она умеет выполнять разные команды. Матильда приготовила номер «Большая стирка».
Упражнение «Большая стирка».
Нужно помочь ей развешать картинки на верёвки. На одной верёвке развешаем слова со звуком Ш, на другой – со звуком С.
(Установить на доску-основу штыри, закрепить резинки, прищёпками ученик прикрепляет предметные картинки на резинки).
Клоун: Назови картинки, в названии которых есть звук [Ш] и звук [С].
Ответ ученика: Ш – груша, кошка, карандаш, крыша, пшеница.
С – пылесос, весы, кастрюля, градусник, коляска.
Задание «Место звука в слове».
Клоун: Определи место звука в слове. На соответствующий кубик помести фишку, определяя место звука: начало, середина и конец слова. Слова: свитер, пылесос, груша, карандаш.
Ответ ученика: на картинке - «свитер», звук С – в начале слова и т.д.
(Работа по игровому набору).
Упражнение «Рифма». Презентация, слайд №11.
Клоун: Молодец! Наша собачка умеет сочинять короткие стишки – рифмы. Например: сок-шок. Шок – это такой шоколад. Что изменилось?
Ответ ученика: С-Ш
Клоун: А теперь и ты попробуй! Я назову слово, а ты подбери, пару изменяя букву.
Ответ ученика: сок-шок, кашка-каска, миска-мишка.
Задание «Испорченные слова». Презентация, слайд № 12.
Клоун: А вот и мой друг - клоун Лом, он жонглёр. Лом перемешал все буквы и у него получились странные слова. Послушай и определи, что не так.
(Звучит звукозапись). Презентация, слайд №13.
Какие буквы должны быть в словах? (Работа по карточке из приложения 2). Запиши нужные буквы. (Выполнение задания). Проверим вместе. (Слова на слайде презентации).
Физкультминутка. Презентация, слайд № 14.
Клоун: На арене цирка грациозные лошадки.
Грациозные лошадки
Вы по кругу пошагайте (ходьба вокруг себя)
Ноги выше поднимайте! (ходьба с высоким подниманием колена)
А теперь быстрей, быстрей,
Поскакали веселей! (галоп на месте).
3.3. Закрепление правильного произношения звуков во фразе.
Презентация, слайд №15.
Клоун: А вот и фокусник творящий чудеса! Из волшебного цилиндра он достанет… Что? Презентация, слайд №16.
Ответ ученика: шапка.
Клоун: Какая она по цвету: синяя. Скажи полным ответом.
Ответ ученика: Синяя шапка.
Клоун: Следующая картинка, какой шкаф по размеру широкий.
(На экране слайда по очереди появляются картинки: шапка синяя).
3.4. Работа с предложениями. Презентация, слайд №17.
Клоун: Цирковая программа продолжается. Выступление дрессированных животных с акробатами. И вот на арене лиса. Предлагаю тебе восстановить слова во фразе и правильно записать недостающий слог. Я буду читать начало, а ты последнее слово. Оно выделено жирным текстом.
(Выполнение задания по карточке из приложения 3).
III. Итог Презентация, слайд №18.
Клоун: Наше представление закончилось. Пора сказать друг другу до свидания!
А теперь, произнесем волшебные слова:
«Закрой глаза и повернись.
В школе снова очутись».
Клоун: расскажи, где мы были? Кого мы видели? Какие звуки были вместе с нами? Не забывай правильно их произносить! И от клоуна Стёпы тебе сюрприз – воздушный шарик! Обязательно приходи ещё раз в цирк!
До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"
Пояснительная записка. Предмет: Коррекция нарушения письма у младших школьников. Тема: "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"- Материал представлен в виде индивидуальных р...
Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")
Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...
Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация оптически схожих строчных букв п-т в словах, предложениях, тексте. (Бинарное занятие)"
Данное занятие направлено на преодоление оптической дисграфии смешиваемых на письме оптически и кинетически сходных строчных букв п-т. Задания предполагают развите внимания к элементам смешиваемых бук...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....
Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"
В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.
Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития. Под понятием «задержка психи...