Открытое логопедическое занятие в 4 классе "Омонимы"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Фронтальное логопедическое занятие с обучающимися 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_omonimy.docx | 64.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»
Логопедическое занятие в 4 классе на тему:
«Омонимы»
Учитель-логопед
Балданова Л. А.
2018 г.
Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.
Задачи:
- учить находить омонимы в речи;
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
- показать роль омонимов в речи;
- учить понимать и использовать термин «омоним»;
- развивать наблюдательность, мышление, память;
- пополнять словарный запас обучающихся через игровую деятельность; воспитывать культуру устной речи на основе знакомства с русскими пословицами.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка, экран, презентация занятия.
Ход занятия
- Организационный момент
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.
II. Введение в тему занятия. (2 минуты)
Задачи:
- создать проблемную ситуацию,
- формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
- воспитать интерес и уважение к родному языку.
- корригировать слуховое внимание.
-Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться.
- Объяснение нового материала.
Послушайте разговор двух друзей. И подумайте, почему мальчики не поняли друг друга?
Встретились два друга, Саша и Митя. Саша сказал:
- А у меня дома овсянка!
- У меня тоже!- ответил Митя.
- Люблю я овсянку,- добавил Саша.
- Ага, особенно с молоком,- вздохнул Митя.
- Как это с молоком?- удивился Саша.- Ты про что говоришь?
- Как про что?
Выяснили они, что говорят о разных вещах.
- Пойдём мою овсянку слушать!- воскликнул Саша.
- А потом мою кушать! - согласился Митя.
- О чём говорил каждый из мальчиков?
- Могут ли эти два слова быть синонимами или антонимами?
- Почему мальчики не сразу поняли друг друга?
- Как звучат эти слова?
- Как пишутся эти два слова?
- А чем же отличаются эти два слова? (Значением) (Слайд 8)
- Ребята, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимы. Это и есть новый вид слов, с которыми мы должны познакомиться на этом занятии.
- Давайте потренируемся находить омонимы и объяснять их лексическое значение в шуточном стихотворении Я. Козловского.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
– Где вы были? – У Лисички!
– Что вы ели там? – Лисички.
- Какие слова-омонимы вы услышали?
- Каково значение каждого из этих слов? (Слайд 9,10)
Норка:
Хищный пушной зверёк с густой блестящей шерстью.
Жилище животного – углубление под землёй.
Лисичка:
Съедобный гриб жёлтого цвета.
Хищное животное с длинным пушистым хвостом.
- Первичная проверка понимания нового материала.
Вам необходимо отгадать загадки с использованием омонимов, а отгадки записать.
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (линейка) (Слайд 11)
Первая в норке иль в щелке живет,
Кот ее выхода радостно ждет.
Дружит вторая с компьютером нашим,
Держат в руке ее Кати и Маши.
Ну а под третью, коль что-то болит,
Градусник ставит всегда Айболит. (мышка) (Слайд 12)
Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают. (очки)
Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдете,
Быстро со скрипом ее застегнете. (молния) (Слайд 13)
Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речки песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает? (коса) (Слайд 14)
VI. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Закрепление полученных знаний.
- Составление словосочетаний с омонимами.
- Найдите омонимы на картинках. Составьте с ними словосочетания и запиши. (Слайд 15), (Слайд 16)
2. Игра «Загадай слово» - Участников следующей игры определят фанты. У кого на листочке есть смайлик, те выходят ко мне.
Задание: Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача – с помощью жестов и мимики объяснить ребятам это слово, не называя его.
(Учащиеся по очереди объясняют или показывают с помощью жестов и мимики слова-омонимы. Остальные ученики отгадывают слова:
- кран (водопроводный для слива воды и грузовая машина);
- лук (зеленый овощ и ручное оружие для метания стрел);
- коса (девичья прическа, сельскохозяйственное орудие и песчаная отмель).
3. Игра «Подбери подходящее слово».
-Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова - омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.
-Следующее задание выполним в парах. На ваших карточках- стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его. Объясните свой выбор.
Слова – подсказки - на доске: лапа, такса, пенка, шишка, сережка.
• Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, -
Стало шишек сразу две.
• Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
- Найдите в последнем стихотворении еще два омонима? Это омоформы. О них мы поговорим в следующий раз.
(Дети вписывают омонимы в стихотворения и объясняют значения слов:
Шишка - выпуклость на лбу, плод елки и сосны. Сережка - имя мальчика, украшение в ушах; соцветие у растений
- Проверка знаний об омонимах.
- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
- Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?
-Из какого крана нельзя брать воду?
- Какая гусеница не годится для танка?
- Из каких ноготков нельзя собрать букет?
- Рефлексия
- О чём вы узнали на занятии? Что открыли нового?
- Какие слова называются близнецами?
Домашнее задание: Загадать эти шутливые загадки своим товарищам, родственникам и составить самостоятельно новые загадки. (Слайд 17)
Список использованных источников
- Козырева Л.М.Тетрадь для логопедических занятий «Как образуются слова».
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
- Игра на уроках русского языка И.А. Тюрина / Начальная школа №2,2008г.
- Примеры синонимов: http://ru.wikisource.org/wiki/Словарь_синонимов:_Бе
- Примеры антонимов: http://glossword.info/index.php/contents/5-russkiij-slovar-antonimov.xhtml
- Загадки синонимов http://zanimatika.narod.ru/Nachalka8.htm
- Загадки антонимов http://www.igraza.ru/page-3-2-18.html
- Физкультминутка http://www.razumniki.ru/fizkultminutki_v_stihah.html
Цель: закрепить знания обучающихся о синонимах и антонимах формировать умение употреблять омонимы в речи.
Задачи:
- учить находить омонимы в речи;
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
- показать роль омонимов в речи;
- учить понимать и использовать термин «омоним»;
- развивать наблюдательность, мышление, память;
- пополнять словарный запас обучающихся через игровую деятельность воспитывать культуру устной речи на основе знакомства с русскими пословицами.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка, экран, презентация занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ
Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...
Открытое логопедическое занятие "Прогулка в зимний лес"
Занятие в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с обучающимися КМНС, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересо...
Открытое логопедическое занятие по теме "Понятие о тексте"
Логопедическое занятие с группой учащихся с ОНР (3класс)...
Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"
Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"....
Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".
Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для 2-3 классов о...
Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова
Грамматическая тема занятия: Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...