Открытое логопедическое занятие по теме "Понятие о тексте"
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему
Логопедическое занятие с группой учащихся с ОНР (3класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Понятие о тексте»
Открытое логопедическое занятие в группе учащихся 3 класса (ОНР)
Цель:
дать понятие о тексте и об основных его признаках.
Задачи:
активизировать словарный запас учащихся по лексической теме «Зима»,
отрабатывать умения учащихся определять слова-синонимы и родственные слова,
закреплять знания о предложении,
автоматизировать навыки правильного построения предложений,
развивать логическое мышление, память, внимание,
работать над формированием связной речи учащихся.
Оборудование:
раздаточный материал, печатные тексты, сюжетные картинки, аудиозапись, аппликации – снежинки.
Ход занятия
- Организационный момент.
Хоровое проговаривание (установка):
Я умею громко отвечать.
Думаю я, прежде чем сказать.
Слушаю учителя внимательно
И работаю всегда старательно!
2. Основная часть.
На доске тема занятия закрыта карточками, на обратной стороне которых упражнения на повторение. Все задания перекликаются с лексической темой «Зима». Ученики выполняют задания у доски. По мере выполнения заданий поочерёдно открываются буквы темы занятия.
- Найди четвёртое лишнее:
- снижает, снежный, снежинки, снежок;
- ледяной, лёд, ледник, след;
- зима, зимовать, зимний, земля;
- Найди пару:
- мороз метель
- холодный стужа
- вьюга ледяной
- Составь предложение по схеме.
- Подбери признаки к словам: зима снег солнце
- Что вы знаете о предложении?
На доске открывается тема - «Текст».
-- Итак, тема нашего занятия «Текст».
-- Посмотрите на доску. На доске – три предложения. Прочитайте их.
Девочка поливает цветы.
Цапля ловит лягушек.
Мальчики играют в футбол.
-- Сколько картинок вы бы нарисовали к этим предложениям? (Три.)
-- Что будет нарисовано на этих картинках?
Вывешиваются сюжетные картинки к этим предложениям.
-- А теперь послушаем рассказ.
Включается аудиозапись:
«Наступила снежная зима. Петя отправился на лыжную прогулку. Он съехал с высокой горы. Мальчик сломал лыжу. Надо быть осторожнее!»
-- Если бы вы стали рисовать картины к этому рассказу, кого бы изобразили на них? (Мальчика.)
Раздаются серии сюжетных картин к прослушанному рассказу.
-- Внимательно посмотрите и подумайте: подходят эти картины к нашему рассказу? (Да.)
-- В нашем рассказе говорится о мальчике. Все предложения рассказывают об одном и том же – о мальчике. Мы прослушали текст. А теперь давайте вернёмся к предложениям, написанным на доске:
Девочка поливает цветы.
Цапля ловит лягушек.
Мальчики играют в футбол.
-- В этих предложениях рассказывается об одном и том же? (Нет.)
-- Можно ли назвать их текстом? (Нет.)
-- Итак. Текст состоит из предложений, в которых рассказывается об одном и том же.
Физкультминутка (упражнения для позвоночника).
Открывается запись на доске.
Наступила снежная зима
он съехал с высокой горы
Петя отправился на лыжную прогулку
бабочки порхают над лугом
мальчик сломал лыжу
-- Прочитайте и подумайте: текст ли это? (Это не текст, потому что текст состоит из предложений, а здесь нет заглавных букв и точек.)
-- Итак. В тексте каждое предложение имеет свои границы: начало и конец.
Исправляются ошибки. Появляется новый вариант:
Наступила снежная зима. Он съехал с высокой горы. Петя отправился на лыжную прогулку. Бабочки порхают над лугом. Мальчик сломал лыжу.
-- Красивый получился текст? (Нет.)
-- Почему? (Предложения перепутаны.)
-- А нет ли здесь лишнего предложения? (Бабочки порхают над лугом.)
-- Почему оно лишнее? ( В нём говорится не о мальчике, а совсем о другом.)
Исправляются ошибки. Появляется запись:
Наступила снежная зима. Петя отправился на лыжную прогулку. Он съехал с высокой горы. Мальчик сломал лыжу.
-- Как вы думаете, закончен ли наш текст? (Нет.)
-- Давайте придумаем концовку.
Выслушиваются варианты детей.
-- Как вы думаете, можно ли так закончить текст:
Надо быть осторожнее!
-- К чему призывает автор? ( Надо быть очень осторожным во время зимних игр и забав.)
-- Итак, любой текст должен быть законченным, то есть иметь смысловую законченность.
-- Давайте прочитаем наш текст.
Наступила снежная зима. Петя отправился на лыжную прогулку. Он съехал с высокой горы. Мальчик сломал лыжу. Надо быть осторожнее!
-- Подумайте, что неверно в самом начале текста? ( Нет красной строки.)
-- Что вы знаете о красной строке?
Учащиеся дают свои ответы.
-- Название Красная строка появилось в древности, на заре книгопечатания. Тогда книги писали и разрисовывали не в типографии, как сейчас, а вручную. Писарь рисовал самую первую букву в тексте очень красочной, нарядной, красивой или красной. Вспомните выражения «красна девица», «красный молодец». Красный--значит, красивый. Отсюда появилось и название: красивая или «красная строка». А сейчас в книгах начало текста обозначают отступом первой строки. Но название красная строка осталось прежним.
Физкультминутка (зрительная гимнастика).
Хоровое чтение получившегося текста.
Логопед закрывает снежинками в словах текста гласные буквы на правило о правописании безударных гласных в корне слова. Проводится коллективное объяснение пропущенных букв.
-- Запишите, пожалуйста, этот текст в тетрадь, начиная запись с красной строки, правильно вставляя пропущенные безударные гласные.
Самостоятельная работа в тетради.
Далее проводится работа в группах (в парах). Даётся задание: подумать, правильный ли текст записан на карточках. Если нет, то найти и исправить ошибки:
- Видно, заяц убегал от хищника. На опушке я увидел заячьи следы и взялся их распутывать. В воскресенье я надел валенки и помчался в лес. Следы сильно петляли.
- Зима пришла свирепая она заслонила зимнее солнце огромное поле потонуло под снегом зима не только злая, но и заботливая она накинула тёплое одеяло на пшеничные стебельки под снегом им зимовать теплей.
- Кликнул папаша Мороз своих сыновей. Закружились вьюги и метели, появились сыновья. Приказал им папаша заморозить реки и озёра. Сыновья полетели приказ выполнять. Весной появляются первые цветы. А сам Мороз пошёл к жилью человека. Поднял ледяной молот и стукнул о стены домов. «Мороз ударил!» - говорят люди.
Коллективная проверка.
3. Итог занятия.
-- Что вы сегодня узнали о тексте?
На доске поочерёдно открываются таблицы:
Текст состоит из предложений. |
Каждое предложение имеет свои границы (начало и конец). |
Предложения связаны между собой по смыслу. |
Предложения стоят в определённом порядке. |
Начало текста – красная строка. |
Текст имеет смысловую законченность. |
-- Как вы думаете, где мы часто встречаемся с текстом?
(В рассказах, в сказках, в песнях, в стихах и т.д.)
Учащимся предлагается прослушать различные тексты:
отрывок из аудиозаписи русской народной сказки «По-щучьему веленью»,
фрагмент песни «О ёлочке»,
стихотворения В. Фетисова «Зима» на фоне фрагмента музыки Свиридова «Метель» (читает логопед):
Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно; там – волшебное кино:
Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд
И папахи на дома нахлобучила зима. (В. Фетисов)
Оценка работы учащихся.
Награждение аппликациями-снежинками за старание на занятии.
Всем спасибо. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ
Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...
Открытое логопедическое занятие "Прогулка в зимний лес"
Занятие в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с обучающимися КМНС, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересо...
Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"
Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"....
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для 2-3 классов о...
конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС
конспект логопедического занятия ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ТЕКСТ 4 КЛАСС...
Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова
Грамматическая тема занятия: Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...