Коррекция акустической дисграфии
рабочая программа по логопедии

Папст Татьяна Геннадьевна

Развитие слухового и зрительного внимания, слуховых дифференцировок, фонематического восприятия, уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akustich_dis.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая программа

«Коррекция акустической дисграфии»

  1. Пояснительная записка:

Цель:  развитие фонематического восприятия, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию  учащихся.

Данный коррекционный курс направлен на:

    1. Развитие фонематического  восприятия.

    2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

    3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

    4. Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

    5. Определение положения звука по отношению к другим.

    Описание места программы  в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – подгрупповые занятия.

Программа связана с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение»  и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
  5. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование речевых норм проявления участия, вежливого обращения к окружающим;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных

1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативных

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5)  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

1)  узнавать и различать  гласные и согласные звуки;

2)  обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

3)  использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

4)  различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

5)  производить фонетический разбор слова;

6)  производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

7)  записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

8)  подбирать слова на заданный звук;

9)  сравнивать слова со сходными звуками;

10) строить звуковые схемы слогов и слов;

11) составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

12) восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

13) самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием «оппозиционных» звуков.

Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;

-   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

II Содержание коррекционного курса

Коррекционно–логопедическая работа проводится в три этапа.

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

             1.   Подготовительный.

- Развитие слухового и зрительного внимания.

- Развитие слуховых дифференцировок.

- Развитие фонематического восприятия.

- Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

              2.  Основной.

                      - Развитие слухового и зрительного внимания.

                      - Развитие фонематического анализа и синтеза.

                      - Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога,

                      слова, словосочетания, предложения и текста).

3.   Заключительный.

-  Закрепление полученных знаний.

-  Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности

  1. Тематическое  планирование

В представленном тематическом планировании дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения.

№ п/п

Тема логопедического занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления.

6-8

2

Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков.

1-2

3

Гласные и согласные звуки.

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме.

1-2

4

Дифференциация А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы – И, Э – Е.

Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме.

1-2

5

Дифференциация гласных А - Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А – Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

3

6

Дифференциация гласных У - Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У – Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

3

7

Дифференциация гласных О – Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О – Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

3

8

Дифференциация гласных Ы – И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы – И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

3

9

Дифференциация гласных Э – Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э – Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

3

10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения.

3

11

Звонкие и глухие согласные.

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

12

Звуки Б – Бь,  П – Пь.

Звуки Б – Бь,  П – Пь. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

13

Звуки В – Вь,  Ф – Фь.

Звуки В – Вь,  Ф – Фь. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

14

Звуки Г – Гь,  К – Кь, Х - Хь

Звуки Г – Гь,  К – Кь. Дифференциация звуков  Г – Гь,  К – Кь, Х - Хь изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

15

Звуки Д – Дь, Т  – Ть.

Звуки Д – Дь, Т  – Ть. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

16

Звуки З – Зь, С  – Сь.

Звуки З – Зь, С  – Сь. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

17

Звуки Ш - Ж

Звуки Ш – Ж.. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

18

Лабиализованные гласные. Звуки О – У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координаций движения.

1-2

19

Лабиализованные гласные. Буквы  Ё – Ю

Буквы Ё, Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё - Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

1-2

20

Дифференциация соноров. Звуки Р – Рь – Л - Ль

Звуки Р – Рь , Л – Ль. Дифференциация звуков  Р – Рь , Л – Ль в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3-4

21

 Звуки Л – Ль – Й.

Звуки Л – Ль – Й. Дифференциация звуков  Р – Рь , Л – Ль в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3-4

22

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

2-3

23

Звуки С – Сь, Ш.

Звуки С – Сь, Ш. Дифференциация звуков С – Сь, Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

24

Звуки З – Зь, Ж.

Звуки З – Зь, Ж. Дифференциация звуков З – Зь, Ж в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

25

Звуки С – Сь, Ц.

Звуки С – Сь, Ц. Дифференциация звуков С – Сь, Ц в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

26

Звуки ТС – Ц (на усмотрение логопеда)

Знакомство со звуками  ТС – Ц. Дифференциация звуков Ц – ТС. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

27

Звуки Ч - Щ.

Звуки Ч - Щ. Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

28

 Звуки Ч - Ть

Звуки Ч - Ть. Дифференциация звуков  Ч - Ть в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

29

Звуки Ч - Ш

Звуки Ч - Ш. Дифференциация звуков Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок.

3

30

 Звуки Ч – Ц (на усмотрение логопеда)

Звуки Ч - Ц. Дифференциация звуков  Ч - Ц в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

3

31

Развитие связной речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение.

6-10

IV. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

     Дидактический материал по коррекции письма и чтения

  1. Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие».
  2. Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
  3. Логопедические тетради для коррекции нарушений письменной речи.
  4. Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
  5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные звонкие и глухие»
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные твёрдые и мягкие»

    Список литературы.

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
  2. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М.: Гном, 2016.
  3. Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2012.
  4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.:Просвещение,2003. 296 с.
  5. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
  6. Кобзарева Л. Г. , Резунова М. П. , Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж: Издатель, 2006.
  7. Козырева Л. М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Ярославль: Академия развития, 2001.
  8. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. .Ярославль: Академия развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необх...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.

Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Планирование по коррекции акустической дисграфии для 2 класса.

Планирование по коррекции акустической дисграфии  для 2 класса....

Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло...