Коррекция акустической дисграфии
рабочая программа по логопедии
Развитие слухового и зрительного внимания, слуховых дифференцировок, фонематического восприятия, уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akustich_dis.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая программа
«Коррекция акустической дисграфии»
- Пояснительная записка:
Цель: развитие фонематического восприятия, способствующее успешному усвоению программы по русскому языку, литературному чтению и личностному развитию учащихся.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Описание места программы в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – подгрупповые занятия.
Программа связана с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, воспитание толерантности при взаимоотношениях со сверстниками других национальностей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, воспитание аккуратности при выполнении письменных заданий;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование речевых норм проявления участия, вежливого обращения к окружающим;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
7) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативных
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
1) узнавать и различать гласные и согласные звуки;
2) обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
3) использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
4) различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
5) производить фонетический разбор слова;
6) производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
7) записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
8) подбирать слова на заданный звук;
9) сравнивать слова со сходными звуками;
10) строить звуковые схемы слогов и слов;
11) составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
12) восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
13) самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием «оппозиционных» звуков.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях обучающихся;
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
II Содержание коррекционного курса
Коррекционно–логопедическая работа проводится в три этапа.
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
1. Подготовительный.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие слуховых дифференцировок.
- Развитие фонематического восприятия.
- Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
2. Основной.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога,
слова, словосочетания, предложения и текста).
3. Заключительный.
- Закрепление полученных знаний.
- Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности
- Тематическое планирование
В представленном тематическом планировании дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения.
№ п/п | Тема логопедического занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления. | 6-8 |
2 | Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. | 1-2 |
3 | Гласные и согласные звуки. | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме. | 1-2 |
4 | Дифференциация А – Я, У – Ю, О – Ё, Ы – И, Э – Е. | Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. | 1-2 |
5 | Дифференциация гласных А - Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А – Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 3 |
6 | Дифференциация гласных У - Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У – Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 3 |
7 | Дифференциация гласных О – Ё | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв О – Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 3 |
8 | Дифференциация гласных Ы – И | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы – И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 3 |
9 | Дифференциация гласных Э – Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э – Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 3 |
10 | Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 3 |
11 | Звонкие и глухие согласные. | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
12 | Звуки Б – Бь, П – Пь. | Звуки Б – Бь, П – Пь. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
13 | Звуки В – Вь, Ф – Фь. | Звуки В – Вь, Ф – Фь. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
14 | Звуки Г – Гь, К – Кь, Х - Хь | Звуки Г – Гь, К – Кь. Дифференциация звуков Г – Гь, К – Кь, Х - Хь изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
15 | Звуки Д – Дь, Т – Ть. | Звуки Д – Дь, Т – Ть. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
16 | Звуки З – Зь, С – Сь. | Звуки З – Зь, С – Сь. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
17 | Звуки Ш - Ж | Звуки Ш – Ж.. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
18 | Лабиализованные гласные. Звуки О – У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координаций движения. | 1-2 |
19 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё – Ю | Буквы Ё, Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё - Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 1-2 |
20 | Дифференциация соноров. Звуки Р – Рь – Л - Ль | Звуки Р – Рь , Л – Ль. Дифференциация звуков Р – Рь , Л – Ль в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3-4 |
21 | Звуки Л – Ль – Й. | Звуки Л – Ль – Й. Дифференциация звуков Р – Рь , Л – Ль в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3-4 |
22 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 2-3 |
23 | Звуки С – Сь, Ш. | Звуки С – Сь, Ш. Дифференциация звуков С – Сь, Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
24 | Звуки З – Зь, Ж. | Звуки З – Зь, Ж. Дифференциация звуков З – Зь, Ж в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
25 | Звуки С – Сь, Ц. | Звуки С – Сь, Ц. Дифференциация звуков С – Сь, Ц в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
26 | Звуки ТС – Ц (на усмотрение логопеда) | Знакомство со звуками ТС – Ц. Дифференциация звуков Ц – ТС. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
27 | Звуки Ч - Щ. | Звуки Ч - Щ. Дифференциация звуков Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
28 | Звуки Ч - Ть | Звуки Ч - Ть. Дифференциация звуков Ч - Ть в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
29 | Звуки Ч - Ш | Звуки Ч - Ш. Дифференциация звуков Ч – Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 3 |
30 | Звуки Ч – Ц (на усмотрение логопеда) | Звуки Ч - Ц. Дифференциация звуков Ч - Ц в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. | 3 |
31 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение. | 6-10 |
IV. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактический материал по коррекции письма и чтения
- Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие».
- Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
- Логопедические тетради для коррекции нарушений письменной речи.
- Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко-слогового анализа.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные звонкие и глухие»
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Игротека речевых игр, выпуск 8 «Согласные твёрдые и мягкие»
Список литературы.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Национальный книжный центр, 2015.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. М.: Гном, 2016.
- Зубарева Л. В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2012.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.:Просвещение,2003. 296 с.
- Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Сантк-Петербург: «Каро Дельта», 2005.
- Кобзарева Л. Г. , Резунова М. П. , Юшина Г. Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж: Издатель, 2006.
- Козырева Л. М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Ярославль: Академия развития, 2001.
- Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. .Ярославль: Академия развития, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необх...
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Планирование по коррекции акустической дисграфии для 2 класса.
Планирование по коррекции акустической дисграфии для 2 класса....
Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме....
Представление собственного инновационного педагогического опыта.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии у младших школьников.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживают...
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло...