Особенности нарушений письма у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом
учебно-методический материал по логопедии

Татьяна Ивановна Жданова

Материал о процессе нарушения письменной речи у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности нарушений письма у слабовидящих детей

с нормальным слухом и интеллектом

Среди слабовидящих школьников выделяется группа детей, которые при нормальных способностях испытывают выраженные и стойкие затруднения в овладении процессами чтения и письма. Они пишут и читают с характерными ошибками, заметно отличающими их письмо и чтение от письма и чтения одноклассников. Затруднения в усвоении грамоты в ряде случаев влекут за собой слабую успеваемость по другим предметам.

Выделяют следующие факторы, от которых зависит состояние письменной деятельности детей с нарушением зрения:

  1. Непосредственное влияние дефекта зрения на письмо;
  2. Сформированность сенсорных функций и психомоторики;
  3. Развитие межанализаторного взаимодействии и сукцессивных функций;
  4. Состояние психических функций;
  5. Уровень интеллектуальной деятельности;
  6. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.

Именно их совокупность определяет характер и степень выраженности нарушения письменной речи.

Письмо – это комплекс  операций, в котором участвуют  слух, зрение, кинестезия рук и речедвигательный аппарат. Трудность формирования этого навыка заключается в том, что ребёнок должен сразу выполнять несколько задач: гигиенических, технических, графических. Даже при нормальном зрении одновременно помнить и решать все эти задачи – большая сложность. Для слабовидящего ребёнка выполнение каждой из них особенно затруднено в силу нарушенного зрения.

В связи с этим в письме таких детей встречаются специфические нарушения, которые у нормально видящих отсутствуют совсем или наблюдаются значительно реже.

Нарушения письма у слабовидящих детей с нормальным слухом и интеллектом определяются в основном двумя факторами. В одном случае они обусловлены непосредственным влиянием дефекта зрения на письмо. В другом – связаны с речевым недоразвитием.

Непосредственное влияние нарушений зрительного восприятия выражается в заменах и искажениях букв,  связанных с недостаточно чётким и устойчивым оптическим представлением их структуры, оно сказывается в неправильном расположении материала на странице, в незаконченном заполнении её, а также в низком уровне графических навыков, выражающихся в нарушении расположения элементов и букв по отношению друг к другу и к строке.

Характеристику нарушений письма, связанных с речевым недоразвитием, составляют фонематические замены букв и аграмматизмы в сочетании с многочисленными прочими ошибками, которые допускают дети с нормальным речевым развитием. Обусловленность данных нарушений письма недостаточной готовностью звуковых и морфологических обобщений подтверждается фонематическими и лексико – грамматическими дефектами их устной речи.

Речевые нарушения затрагивают основы овладения письмом и являются причиной неуспеваемости и слабой успеваемости значительной части слабовидящих детей.

Графические недостатки в письме у детей с нарушениями зрения значительно более распространены, чем у детей. имеющих нормальное зрение. Это обусловлено ролью зрения в акте письма. Поскольку в письме начинающих зрительные представления выступают в качестве основной опоры, нарушения зрения у детей являются существенным тормозом в овладении графическими навыками. Наглядные представления о графических нормах у слабовидящих недостаточно дифференцированы и устойчивы, вследствие чего дети не замечают их нарушений в своём письме, а потому и не могут их предупредить.

Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдается искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

В ходе учебно-познавательной деятельности младшие школьники с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерным является нарушение координации пальцев кисти руки, замедленность их движений.

Отсюда следует низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащий в основе овладения навыками письма:

- плохое запоминание букв;

- невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

- формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;

- пропуск или появление лишних элементов;

- наличие серьезных затруднений копирования букв;

- появление зеркального написания букв и другие.

Несформированность навыков пространственного ориентирования, ведет к появлению ошибок на письме.

Появляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что буква - это комбинация графических элементов, определенным образом расположенных в пространстве относительно друг друга. При совпадении написания первого элемента букв младший школьник с нарушением зрения не может выбрать направление движения собственной руки и допускает замену. Наиболее часто смешиваются следующие буквы: о - а, б - д, и - у, У - Ч, п - т, П - Т, л - м, Л - М, х - ж, ч - ъ, Г – Р н - ю, и – ш, л - я, Н - К, а – д

 Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:

- различным положением элементов в пространстве;

- количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;

- наличием дополнительного элемента (у - д, л - и, в - д, ц - щ, л - м, ш - т, п - т, и - ц, III - Щ).

Неточности (искажения) в написании букв:

- не дописывание элементов;

- добавление лишних элементов;

- неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;

- зеркальное написание букв.

По мере формирования у детей наглядных представлений о графических нормах и двигательных комплексах графические недостатки сглаживаются. Однако у многих они сохраняются и в более поздний период. Это объясняется несоответствием закрепившихся навыков требованиям графических норм письма, а также ослабленным зрительным контролем в процессе письма.

Сравнительное изучение состояния зрения и устной речи детей, в письме которых были обнаружены или, напротив, отсутствовали замены букв, показало, что между наличием замены букв и состоянием зрения непосредственной зависимости нет. Вместе с тем обнаружена прямая связь появления замен с состоянием устной речи. Большинство детей, допускавших замены букв в письме, имели в разной степени выраженное общее недоразвитие речи. Однако анализ происхождения и структуры аномального развития речи позволил установить, что недостаток зрительного восприятия является одним из факторов, определяющих различные формы нарушений речи.

Если в основе нарушений речи у детей с нормальным зрением лежит прежде всего неполноценность звукового восприятия или недостатки артикуляции, препятствующие овладению фонематическим составом слова, а недостатки зрительного восприятия (в виде оптической агнозии) встречаются лишь в единичных случаях, то среди слабовидящих случаи нарушений речи, обусловленные недостатками зрительного восприятия, наблюдаются значительно чаще и составляют специфическую для них форму.

Установлено, что даже тогда, когда зрительные нарушения влияют на письмо, замены букв в конечном счёте определяются несформированностью у ребёнка фонематических представлений.

Причины нарушения письма у слабовидящих не достаточно изучены. В настоящее время по этому вопросу существуют разные точки зрения: согласно одной, нарушения письма объясняются как следствие зрительной недостаточности, выражающейся в затруднении овладения формой букв и их пространственным расположением, согласно другой – как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития, выражающейся в дефектах овладения фонематическими и морфологическими обобщениями.

Особенности навыка письма и чтения при определенных зрительных диагнозах

 Рассмотрим основные из них, увеличивающие вероятность возникновения специфических ошибок:

  • При аномалиях рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм) дети во время списывания с доски с трудом переключаются от восприятия графем вдали к их воспроизведению вблизи. При миопии средней и высокой степени наблюдаются крупные буквы, выходящие за границы строк, соединения растянуты, отмечается крупный, размашистый почерк. При гиперметропии, наоборот, буквы мелкие, соединения сжаты, почерк мелкий. В случае астигматизма в тетради часто встречаются персеверации и искажения, которые обусловлены тем, что изображение графем двоится и расплывается.
  • При нарушении глазодвигательного аппарата (нистагм, косоглазие) списывание с учебника в тетрадь требует дополнительного сосредоточения и переключения зрительного внимания для перекодирования печатных букв в прописные и правильного их переноса. Дети с трудом определяют начало строки при письме и чтении. При нистагме у детей почерк «дрожащий», дети перескакивают строчки, не соблюдают границы текста. Они с трудом воспринимают большие тексты и длинные предложения. При расходящемся косоглазии на письме возникает меньше затруднений, чем при чтении (с тем учетом, что учебник всегда на подставке). В случае сходящегося косоглазия наоборот – процесс чтения легче письма.
  • При органическом нарушении зрения (полная или частичная атрофия зрительного нерва) происходит сужение периферического зрения. Дети пишут сжато, текст выглядит обрывочно. При чтении выпадают из поля зрения окончания слов сложной слоговой структуры. У детей наблюдается повышенная зрительная утомляемость, поэтому в этом случае письменная деятельность качественно ухудшается.
  • Функциональное нарушение зрения (амблиопия) самая распространенная глазная патология среди младших школьников. Состояние письменной речи будет напрямую зависеть от остроты зрения. Стоит добавить, что помимо трудностей восприятия текста в данном случае этот процесс осложняется нервно-психическими реакциями. При неудачах во время чтения и письма у ребёнка снижается мотивация, и повышаются негативные проявления вплоть до отказа от письменной деятельности. Этот фактор напрямую зависит от времени назначения окклюзии.

Важно отметить, что такое часто встречающееся действие, особенно в 1 классе, как списывание с доски быстро утомляет дефектное зрение. Особенно страдают учащиеся с такими заболеваниями, как дистрофия сетчатки, нистагм, атрофия зрительного нерва, миопия средней и высокой степени.

Исследования особенностей мнестической деятельности детей показали, что нарушение зрительных функций отрицательно влияет на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения, что осложняет овладение навыками письма и чтения. Кроме того, у школьников с нарушением зрения отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, которые выявляются при анализе прочитанного текста и написания сочинений, изложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности нарушений письма младших школьников с ЗПР

Описание такой формы дизонтогенеза как задержка психического развития. Краткое описание специфического нарушения письма - дисграфии. В публикации рассмотрены собенности проявления дисграфических ошибо...

Особенности устной и письменной речи детей с нарушением слуха.

В работе отражены особенности речевого развития детей с нарушением слуховой функции, приёмы обучения дактильной речи и чтению....

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха

Материал содержит категории нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха....

Исследовательская работа Особенности нарушений письма у младших школьников и процесс его коррекции.

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития. Немаловажную роль в повышении ...

Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...