Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха
методическая разработка по логопедии по теме
Материал содержит категории нарушений письменной речи у детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_pismennoy_rechi_u_detey_s_narusheniem_slukha.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
Письменная речь детей с нарушением слуха во многом отражает обширные недостатки устной речи. Однако можно выделить две основные категории нарушений письменной речи (по Л. С. Волковой).
Грубый аграмматизм, который выражается в неправильном употреблении и согласовании предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.
Наличие специфических ошибок, связанных с имеющимся грубым фонетико- фонематическим недоразвитием. В данном случае речь идет об акустической и артикуляторно-акустической дисграфии.
Эти варианты дисграфий связаны с нарушением слуховой дифференциации звуков. Ребенок отображает на письме нарушения собственного звукопроизношения. Например, если ребенок в устной речи искажает слова, то и в письменной речи он фиксирует свои ошибки (сунка вместо сумка, полтлет вместо портрет и т. д.)
Такого рода ошибки допускают в основном, дети 1-2 классов. Однако в процессе обучения и применения компенсаторных приемов удается значительно снизить количество буквенных замен на письме. К таким приемам, в частности, относится непроизвольное запоминание зрительных образов слов: если ребенок, плохо различающий звуковые фонемы, много раз читал то или иное слово, он зрительно запоминает правильность его написания. Затем в ходе обучения у него формируется кинестетический образ слов.
Например, если ребенок, который не различает по слуху звуки [с] и [ш],многократно читал и писал слово лягушка, то написание «лягуска» будет для него непривычным по зрительным и кинестетическим ощущениям.
В случае, если и зрительный, и слуховой образы звуков мало дифференцированы (например, [ш] и [щ]), компенсация данного вида дисграфии значительно затрудняется.
В этом случае используются обходные методы, которые заключаются в усвоении ребенком правил словоизменения и словообразования, а также запоминании основных корневых морфем со звуком [щ] (например, ребенку объясняют, что звук [щ] в обозначении предметов одежды имеется лишь в слове плащ, следовательно, остальные слова, обозначающие предметы одежды, пишутся с буквой «ш»).
Подобным образом строится работа и по дифференциации мягких и твердых согласных. Кроме рассмотренных видов дисграфий, часто у детей с нарушениями слуха встречается сочетание нескольких видов дисграфий.
Проблемой особенности развития письменной речи детей с нарушениями слуха занимались М. Е. Хватцев, Л. С. Волкова, Ф. Ф. Рау, К. Г. Коровин, О. В. Правдина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта
Курсовая работа...
Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.
Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"
Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ РЕЧИ В КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ
Умственно отсталые дети с нарушением слуха нуждаются обучения речи. Эти дети должны овладевать речью как средством общения. Обучение следует строить на основепрактической деятельности.Ключевые слова: ...
Формирование восприятия и воспроизведение устной речи у детей с нарушением слуха по средствам мнемотехники
Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением слуха....
Особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
Учитывая важнейшую роль слухового восприятия в формировании речевой деятельности человека, его нарушения ведут к серьезным отклонениям в речевом развитии детей. Воздействия, вызывающие подобные наруше...