Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] - [Р]
план-конспект по логопедии

Некрасова (Слободняк) Ирина Константиновна

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [Л] - [Р]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_l-r.docx793.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков.

Ребенок: 9 лет, ОНР III уровня

Тема: Звуки [л]-[р]

Цель: дифференцировать звуки [л]-[р] в устной и письменной речи.

Задачи:

коррекционно-образовательные:  

- дифференцировать звуки [л] – [р]  в слогах, словах и предложениях;

- повторить связь звуков с буквами, упражняться в написании слогов, слов, словосочетаний с данными буквами;

- развивать навык звукобуквенного анализа слов через определение места звука в слове и соотнесение слова со схемой;

коррекционно-развивающие: 

- развивать фонематический слух, восприятие на звуки [р], [л];

- развивать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики;

- развивать артикуляционную и мимическую моторику с помощью гимнастики;

- активизировать и расширять словарный запас учащегося за счёт работы с прилагательными;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать культуру устной и письменной речи:

- воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, картинки: рыба, лопата, расческа, лыжи; «Смайлики» для мимической гимнастики; Листочки для дыхательной гимнастики; таблица для сравнения артикуляции звуков; таблица для характеристики звуков; картинки (фиалка, ландыш, лотос, ромашка, роза, яблоко, груша, персик); схемы для определения места звука в слове; схема слова; карточка с предложениями.

Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Содержание

1

Организационный момент

Доброе утро! Как твоё настроение?

Прозвенел звонок для нас-

Поработаем сейчас!

Звуки будем говорить красиво,

Слушать их внимательно!

Буквы же писать

Правильно, старательно!

2

Объявление темы

Назови предметы, изображенные на картинках (рыба, лопата, расческа, лыжи). Выдели из названий предметов первый звук.

- Ты догадался, какие звуки сегодня будем различать?

- Правильно. Звуки Л – Р.

3

Развитие мелкой моторики

Давай с тобой поиграем игру «Колечки». Все пальчики будут здороваться с большим пальчиком. И когда они будут здороваться, то будут говорить ро – ро – ро, теперь в обратную сторону и пальчики будут говорить ра – ра – ра, потом ру – ру – ру, ры – ры – ры    

4

Развитие мимической моторики

Давай повторим за смайликами. Улыбнемся, расстроимся, разозлимся, удивимся.

5

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

- Что нужно делать, чтобы чётко произносить звуки речи? (Выполнять артикуляционную гимнастику).

- Давай, её выполним, для этого возьми зеркало.

«Лопата»

«Вкусное варенье»

«Качели»

«Лошадка»

«Гриб»

«Барабанщик»

- Давай представим, что сильно подул ветер и сдул все листочки. Мы тоже возьмём листочки и подуем на них. Вдох через нос, выдох через рот. Напоминаю, щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

- А теперь ветер подул тихо. Вдох через нос, выдох через рот, но выдох прерывистый.

- Снова подуем сильно на листочки, но уже будем делать вдох через рот, выдох через рот.

6

Изолированное произношение звуков

- Давай вместе произнесём звук [Р], а теперь звук [Л]. Посмотрим в зеркало, и еще раз произнесём звуки. А теперь приложим руку к горлу, и заново произнесём звуки.

7

Сравнительный анализ артикуляции звуков

-Возьми зеркало и произнеси наши дежурные звуки.

Охарактеризуй их по таблице.

[Л]

[Р]

Губы

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука

Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука

Зубы

Не смыкаются

Не смыкаются

Язык

Кончик языка упирается в верхние зубы. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены.

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.

Воздушная струя

Воздушная струя проходит в щели между коренными зубами и боковыми краями языка.

Посередине языка идет сильная воздушная струя.

Голос

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

8

Характеристика звуков

- Давай дадим характеристику каждому звуку.

[Л]

[Р]

Гласный или согласный и почему?

Согласный, т.к. есть преграда для воздушной струи

Согласный, т.к. есть преграда для воздушной струи

Твердый или мягкий и почему?

Твёрдый, потому что средняя часть спинки языка опущена.

Твёрдый, потому что средняя часть спинки языка опущена.

Звонкий или глухой и почему?

Звонкий, т.к. голосовые связки работают.

Звонкий, т.к. голосовые связки работают.

-Сделай вывод, чем похожи звуки [л] и [р]? ( Положение губ и зубов одинаковое, оба звука согласные, звонкие и твёрдые)

Чем отличаются? (При произнесении [р]- язык вибрирует и воздушная струя идёт посередине языка, а при [л] – вибрации нет, воздушная струя проходит по боковым краям языка)

9

Связь звуков с буквами

- Давай вспомним, какими буквами обозначаются наши звуки.

-Какой буквой обозначается звук [Л]? 

- Запиши сегодняшнее число и буквы Лл в тетради

- Какой буквой обозначается звук [Р] ?

- Запиши буквы Рр  в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА.

10

Дифференциация звуков на слух (развитие фонематического слуха).

- Я буду произносить слоги и слова, когда ты услышишь наши дежурные звуки, подними соответствующую букву.

ла, ры, ро, лу, ру…

роза, ландыш, лотос, нарцисс….

11

Дифференциация звуков в слогах

- Теперь составь слоги с буквами Л – Р, прочитай и запиши слоги парами в тетрадь.

Л

А О У Ы Э


Р

Слоги: ла – ра, ло – ро, лу – ру, лы – ыл э – рэ

12

Дифференциация звуков в словах

- Назови картинки (фиалка, ландыш, лотос, ромашка, роза, яблоко, груша, персик).

- На какие группы мы можем разделить картинки? (цветы, фрукты).

Разложи все картинки на две группы (по дежурным звукам), и определи место звука.

                 

13

Формирование фонематического восприятия

- Посмотри на схему, из скольки слогов должно состоять слово?

- Сколько звуков в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Какая картинка подходит к этой схеме? (Роза)

-  Почему?

- Докажи. (4 звука, 2 слога, 1-ый слог ударный)

14

Дифференциация звуков в словосочетаниях, предложениях, текстах.

- Давай к некоторым словам подберём прилагательные. Например: яблоко (какое?) – круглое, красное, гладкое.

(какая?) груша – гладкая, желтая.

(какая?) роза – красивая, красная, душистая, садовая.

(какой?) персик  – круглый, бархатный, оранжевый.

(какая?) фиалка – комнатная, яркая, душистая, бархатная, фиолетовая.

- Молодец, прочитай предложение и зачеркни неправильную букву в карточках.

Г    адкая ,же   тая   г   уша          астет    в саду.

К   асивая, к асная     оза         астет     на клумбе.

К углый , о  анжевый    пе  сик       астет  в саду.

Я   кая, к асивая  ,  фио     етовая  фиа   ка     астет   в кварти   е.

15

Итог занятия

- Молодец, ты выполнил всё правильно.

- Давай повторим, с какими звуками мы сегодня работали.

- Чем они отличаются?

- Произнеси эти звуки.

16

Оценивание

Спасибо тебе, ты сегодня так хорошо поработал. Ты молодец! Будь внимательнее когда произносишь звуки [Р] и [Л] в словах.

17

Рекомендации для занятий дома

-Карточку с предложениями я дам тебе домой. Ты спишешь предложения в тетрадь, вписывая правильную букву. Не торопись, будь внимателен. Обязательно сделай проверку.


Приложение.

Рыбы векторные изображения, графика и иллюстрации - 123RF Помощник кроссвордиста - быстрый подбор слов Уроки рисования Лыжи, картинка — Заюшка

ᐈ Кленовый листик рисунки, вектор кленовый лист | скачать на ...Добро пожаловать на сайт Фиалки-Одесса - Фиалки-Одесса - Коллекция ... Картинка для детей. ЛандышЛотос орехоносный, рисунок, египетский ЛотосЛотос орехоносный, рисунок, египетский ЛотосЛотос орехоносный, рисунок, египетский ЛотосЛотос орехоносный, рисунок, египетский Лотос Scan_20181105_163932

Легенда о ромашке — FloweryVale.ru  Роза Фридом (англ. Rose Freedom) - Энциклопедия цветов "BUKETSHOP"20 интересных фактов о персиках Кулинарные статьи | Гранд кулинар

Какой груша формы – : , . . . , - ТеплоЭнергоРемонтApple: изображения, стоковые фотографии и векторная графика ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации звуков Д и Дь с учащимися первого класса....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш]

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение  изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л]Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.Задачи:Образовательные:- закреплять прав...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С

Представляю конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука С с применением нейропсихологических упражнений....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [Л] - [Р]

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [Л] - [Р]"...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О]»

Цель: выработка умения дифференцировать буквы и звуки [А – О].Задачи:Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение  давать характеристику звукам [А &ndash...