Консультация для родителей "Как получается письмо"
консультация по логопедии

Заварина Ольга Александровна

Поговорим о предпосылках для возникновения условий, при которых процесс формирования письма и чтения проходит наиболее успешно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_poluchaetsya_pismo.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК ПОЛУЧАЕТСЯ ПИСЬМО

     Вначале мы обязательно говорим о предпосылках для возникновения условий, при которых процесс формирования письма и чтения проходит наиболее успешно. Ведь эта информация является прямым руководством для тех, кто готовит ребенка к школе. Это необходимо, чтобы выяснить «предначало» письма и чтения, что должно сформироваться, развиться до определенной степени в ребенке, чтобы его можно было начинать учить читать и писать. Дело в том, что к началу обучения письменной речи все основные высшие психические функции (ВПФ), так необходимые для успешного прохождения этого процесса, еще не закончили, (а некоторые еще и не начинали), своего развития.  Получается, что процесс письма формируется с опорой на незрелые психические процессы.

Первой предпосылкой является сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической деятельности, (то есть ребенок должен уметь как выделить заданный звук из слова, указать его место, так и сложить слово из заданных звуков).

Вторая предпосылка — формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, а также пространственного восприятия и представлений. Имеется в виду и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие, и взаимодействие их с пространственными представлениями; а также знания и ощущения соответственно возрастному уровню схемы тела, понятия право-лево.

Третьей предпосылкой служит сформированность двигательной сферы: это состояние мелкой моторики, возможность тонких движений пальцами рук, действий с различными предметами, способность ребенка повторять различные конфигурации пальцев руки (праксис руки), с достаточным уровнем переключения, подвижности и устойчивости.

Четвертая предпосылка — формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.  

Пятой предпосылкой является сформированность общего поведения — регуляция, саморегуляция, произвольность, самоконтроль, мотивы поведения.

И, конечно, общее развитие ребенка, его соматическое состояние играет большую роль во время обучения таким сложным процессам, как чтение и письмо.  

Выготский Л.С. отмечал, что грамматика и письмо позволяют ребенку подняться на высшую ступень в развитии речи.

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то                есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи);

     Все выделенные звуки, а затем и буквы, должны быть расположены в определенной последовательности - значит не обойтись без достаточно сформированных для этих операций пространственных представлений, понятий право-лево.

     А начинается письмо с мотива, побуждения, программирования - этот уровень, как и контроль за всем процессом, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга, всех зон, участвующих в организации процесса. Необходима полная сохранность не только каждой из этих зон, но и их общей организации совместной деятельности. Только при этих условиях будет обеспечено успешной овладение письменной речью.

Литература:

Н.Г. Свободина «Коррекция нарушений письма. Методическое пособие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей учащихся начальных классов"Письмо без ошибок"

В тексте консультации кратко характеризуются процессы письма и речи; в качестве реализации деятельностного подхода предлагается группа игровых упражений по теме " Письмо без ошибок"...

Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

Консультации для родителей: ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА...

Консультация для родителей: "Нарушение письма и чтения у младших школьников"

Материал для консультации родителей (родительского собрания), чьи дети зачислены на логопункт при общеобразовательной школе, на тему:«Нарушение письма и чтения у младших школьников»...

Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»

Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...

Консультация для родителей 1 класса на тему: "Как помочь ребёнку в овладении чтением, письмом и счётом".

Эта статья поможет родителям ответить на часто задаваемые вопросы. Как помочь ребёнку в овладении счётом, как освоить грамоту и письмо....

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зерк...

Консультация для родителей «Нарушения письма»

Виды ошибок при нарушении письма у младших школьников...