Рифмовки для привлечения внимания школьников к звучащей речи
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Щербинина Ольга Евгеньевна

Предложенные рифмовки помогают школьникам составлять слова, сходные и развличные по звукоритмической структуре: развивают зрительную память, развивают языковое чутье, учат различать звуковую и смысловую стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rifmovki.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цепная рифма

Цели

  • Учить детей отвечать словом, созвучным с названным
  •  Учить чувствовать ритм, рифму

ПЕДАГОГ

Ребята, давайте скорее играть.

Разные будем слова подбирать

Любые слова говорите, ладно?

Но только такие, чтоб вышло… (складно).

Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?

ДЕТИ

Синичка, невеличка, певичка.

ПЕДАГОГ

К слову зайка

ДЕТИ

Зазнайка, Незнайка, побегайка, попрыгайка

ПЕДАГОГ

К слову кошка?

ДЕТИ

Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошка, ножка, сережка, матрешка.

ПЕДАГОГ

К слову мышка?

ДЕТИ

Шишка, мишка, топтышка и т.д.

Вариант: педагог бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным.

Печка – овечка, речка, птичка – синичка, сорока – белобока, зайка – побегайка

Найди пару

Цели

  • Учить детей сопоставлять слова, сходные и различные по звукоритмической структуре
  • Развивать зрительную память

ПЕДАГОГ. Соедините слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма

Опушка

Трава

Дрова

Гребешок

Ёлочка

Избушка

Петушок

Лисичка

Иголочка

Белобока

Зайчишка

Василек

Сорока

Сестричка

цветок

Синичка

птичка

трусишка

Вариант: можно предложить слова – картинки. Дети находят картинку, сходную по звукоритмической структуре.

Игра с картинками

Цели

  • Учить детей подбирать рифму к слову – названию картинки
  • Развивать языковое чутье

ПЕДАГОГ

Сначала нужно приготовить карточки с рисунками, из которых можно было бы составить рифмующиеся слова, например картинку с изображением трубки, другую картинку с изображением губки. Все картинки располагаются на большом столе или на ковре  на полу. Дети распределяют их по рифмам. Например, возле картинки речка располагается картинка печка, осел -  козел,  кошка – ложка,  лейка – змейка и т.д.

Варианты:

  1. Один ребенок берет картинку , другой находит картинку  с рифмующимся словом. Оба громко повторяют свои слова, вся группа повторяет.
  2. Картинки положить вниз изображением. Открыть одну картинку и громко произнести соответствующее слово. Кто сможет назвать рифмующееся слово, получает картинку и может открыть следующую.
  3. Открывается одна картинка. Все дети рисуют предмет, названный рифмующимся словом. Здесь решение изображается рисунком.

Доскажи словечко

Цели

  • Учить детей самостоятельно составлять рифмующиеся строчки

ПЕДАГОГ. Вы уже умеете подбирать рифмованные слова. Сегодня мы попробуем  составлять предложения.

Где ты, белочка, гуляла?

ДЕТИ

Я орешки собирала

ПДАГОГ

Быстро белочка скакала

ДЕТИ

Все орешки растеряла

ПЕДАГОГ

Ты кого, ежик, нашёл?

ДЕТИ

Я к вам белочку привел.

ПЕДАГОГ

Мы вчера в лесу гуляли

ДЕТИ

Гриб огромный увидали

ПЕДАГОГ

В стороне стоял грибок

ДЕТИ

Ёж найти его не смог

ПЕДАГОГ

Как у маленькой ежинки

ДЕТИ

Стали рваными ботинки

ПЕДАГОГ

А у нашей белочки

ДЕТИ

Чистые тарелочки

Мы - поэты

Цели

  • Учить детей составлять  четверостишия, в которых содержится целый рассказ.

Педагог

Учитель говорит Параске:

«Какие ты читала сказки?»

Параска думает : «Ой –ой,

Я не читала ни одной!»

А сзади шепчет: «Репка!»

Параска завопила: «Кепка!»

Сегодня мы с вами тоже будем придумать смешные стихи. Про кого или про что вы хотите сочинить?

Дети отвечают.

Давайте про кошку, поддержим Серёжу. Я запишу то, что вы мне назовете, а потом зачитаю, что у нас получилось. Дети придумывают неожиданные ситуации с кошкой, рифмуя слова.

ДЕТИ. Кошка села на окошко. Кошка увидела мошку. Взяла кошка лукошко и отправилась за картошкой. Села кошка на окошко и свесила ножки. Сложила кошка все ложки в лукошко.

Истории в  рифму

Цели

  • Учить детей составлять  простые стишки
  • Учить различать звуковую и смысловую стороны речи.

Педагог. Вы уже знаете, что  такое рифма в стихах. К примеру, рифмой к слову цветок может стать слово листок, к слову каша – простокваша. Медвежонок Миша может научить вас, как это делается. Они с Дружком нарисовали забавные картинки и придумали к ним надписи в стихах. А последнее слово во второй строчке каждого стишка не дописали. Найдите нужную рифму самостоятельно. Это совсем не сложно.

Дружок за забором  и смотрит несмело,

Как ловко приятель орудуем … (мелом).

Дружка тревожит мысль одна

Увидят ли они …(слона)

Когда играть устанет Мишка

Пусть в ворота встанет…(мышка)

Все утро искали, искали, пока

Обнаружил новую миску …(Дружка)

Помоги Незнайке сочинить стихи

Цели

  • Учить детей различать звуковую и смысловую стороны речи.

Педагог вносит книгу Н.Носова «Приключение Незнайки»

ПЕДАГОГ. Ребята, вы узнали эту книгу? Сегодня я расскажу, как Незнайка сочинял стихи.

После того, как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом. Незнайка пришёл к поэту Цветику и сказал:

- слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу стать поэтом.

- А ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

- Понял.

- ну, скажи рифму на слово «палка».

- Селедка,- ответил Незнайка.

Ребята, помогите Незнайке.

 Идет игра.

Целый день Незнайка сочинял стихи  и наконец придумал:

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный –

Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Обнаружил новую миску …(Дружка)

Найди рифмы

Цели

  • Научить детей выделять из текста рифмующиеся слова, сравнивая их.

ПЕДАГОГ. Сегодня я прочитаю вам рассказ Б Шергина «Рифмы», а ваша задача услышать рифмующиеся слова. Согласны?

Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко. Впереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвезти. Сел он рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит. Он говорит :

-Дяденька, давайте играть в рифмы.

- Это что такое – рифмы?

- А давайте так говорить, чтобы складно было.

-Давай.

- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

- Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит: Я твоего Кузьму за бороду возьму!

- Это зачем же ты моего папашу будешь за бороду брать?

Шиш говорит:  

- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.

- Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

- Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

твово  дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

- Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

- Это, дяденька, для рифмы.

- Я вот тебе скажу рифму. Тебя как зовут?

- Меня зовут …Федя.

- Если ты Федя,

То поймай в лесу медведя.

На медведе поезжай

А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я прошутил. Меня зовут Степан.

Дядька говорит:

Если ты Степан, садись на ероплан,

На ероплане  и летай, А с моей лошади слезай!

- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а …Силантий.

Дядька говорит:

-Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий.

- Что ты, дяденька, такого и слова нет – «слезантий».

- Хотя и нет, все равно слезай!

Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошади, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология внимания. Способы привлечения внимания на уроках.

Психология внимания. Основные понятия. Свойства внимания. Спсобы привлечения внимания детей на занятиях. Материал предназначался для педагогов дополнительного образования....

Родительское собрание на тему:"Способы привлечения младших школьников к чтению".

Выражение «Насильно мил не будешь» можно отнести и к литературе. Если ребенок противится чтению, не стоит ругать его, ставить в пример ему других детей, которые читают дни напролет, или вспоминать, ка...

Словесные приемы развития и привлечения внимания у младшего школьника

                        Здесь представлены словесные приемы развития и привлечения внимания у младшего школьника...

Адекватное понимание содержания звучащей речи. С. Михалков «Зяблик» (фрагмент урока)

Задачи урока:познакомиться с творчеством С.Михалкова;развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;воспитывать чувство сопереживания, ответст...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...

Использование социальной рекламы для привлечения внимания младших школьников 9-11 лет (плакат на тему «Безопасность в интернете»)

В статье описывается одна из идей: как можно привлечь внимание и повысить уровень осведомленности школьников 9-11 лет  о проблемах безопасности при использовании сети интернет. Плакат о безо...