Автор: учитель - логопед Шаповалова Е.В. ГБОУ СОШ №491 Красногвардейского района
Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с нарушением интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения (частые пропуски по болезни). Специфические ошибки обнаруживаются практически во всех типах письменных работ: диктанты, списывание, сочинения. Согласно современным научным подходам в логопедии выделяют следующие виды дисграфий: оптическая, артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, аграмматическая и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эффективность коррекционной работы связана с установлением вида дисграфии, механизмов ее обуславливающих и подбора соответствующих методик коррекции. Одним из проявлений оптической дисграфии является зеркальное письмо. Если данное нарушение письменной речи не исправить, это приведет к развитию значительных трудностей в обучении. Именно поэтому достаточно много исследователей занимается данной проблемой: И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев. Цель профилактической и коррекционной работы – рассмотреть специфику оказания логопедической помощи старшим дошкольникам и младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма– психолого-педагогические условия оказания логопедической помощи младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма . Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме преодоления зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы 2. Разработать рекомендации по оказанию логопедической помощи младшим школьникам с различными видами зеркальных ошибок письма. Менее изученными являются расстройства письма, нередко проявляющиеся у детей с нормальной устной речью и обусловленные недоразвитием оптико-пространственных и временных представлений, особенностями зрительно-моторной координации и межполушарных взаимодействий ([11], [18], [29], [18]). Эти особенности нередко приводят к возникновению оптической формы дисграфии ([11], [7], [24], [15], [11], [10] и др.). К оптической форме нарушений письма традиционно относят и зеркальное письмо. Зеркальное письмо наблюдается у детей 5-и - 7-и лет, независимо от того, являются ли они правшами или левшами. У большинства из них зеркальные ошибки носят физиологический характер и постепенно исчезают, то есть это явление может наблюдаться на определённом этапе формирования графо-моторного навыка письма у подавляющего большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста. У части детей зеркальные ошибки приобретают стойкий характер на протяжении всего процесса обучения письму и диагностируются как дисграфические ([15], [16], [23], [16], [27]). Точные данные о частоте и динамике зеркальных ошибок письма у учащихся младших классов практически отсутствуют. Также не существует единой точки зрения на этиологию и механизмы зеркальных ошибок письма, однако многие авторы отмечают связь данного явления с недоразвитием оптико-пространственных представлений, особенностями индивидуального латерального профиля и зрительно-моторной координации детей в процессе письма ([25], [5]). Под зрительно-моторной координацией понимаются различные формы взаимодействия между движениями глаз и руки ([16], [22] и др.). По мнению А. Р. Лурия, необходимым условием для успешного овладения навыком письма является сформированность содружественных движений руки и глаз в верхне-нижнем, лево-правом направлениях и против часовой стрелки. Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма у детей на логопедических занятиях. Исходя из анализа научной литературы можно дать следующие методические рекомендации по логопедической работе с детьми, имеющими зеркальные ошибки. Такая деятельность должна включать в себя два основных направления: общие для всех детей задания и дифференцированные, в зависимости от вида зеркальных ошибок. Общее направление - это деятельность, которая рекомендована исследователями по коррекции оптической дисграфии: работы по формированию оптико-пространственных и временных представлений, а также зрительно-моторной координации. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо: - Уточнить и расширить объем зрительной памяти.
- Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Развивать зрительно-моторные координации.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
- Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: - ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. [24];
- конструировать и реконструировать буквы из элементов [19];
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа. 1-й этап. Организационный. Цели и задачи: - Проведение первичного обследования.
- Оформление документации и планирование работы.
- Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное), выступления на родительских собраниях и т.д.
2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи: 1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. - Развитие зрительного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета; б )развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины. - Развитие буквенного гнозиса:
а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; в) дифференциация расположения элементов букв. 2. Развитие зрительного анализа и синтеза. 3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса): а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). 4. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б) дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения. Развитие зрительно-моторных координации. Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1. 3-й этап. Основной. Цели и задачи: - Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.
- Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
Дифференциация гласных букв: а) изолированно (написание); б) в слогах и в словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. Дифференциация гласных и согласных букв: а) изолированно; б) в слогах и словах; в) в словосочетаниях; г) в предложениях и тексте. Дифференциация согласных: а) изолированно; б) в слогах и в словах; в) в словосочетании; г) в предложениях и тексте. Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2. 4-й этап. Заключительный. Цели и задачи: - Закрепление полученных навыков.
- Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения. В зависимости от вида зеркальных ошибок коррекционная деятельность логопеда должна строиться по-разному. Ниже показано, на что в большей степени должен обращать внимание логопед в своей деятельности, работая с детьми, имеющими различного вида зеркальные ошибки. При проведении работы по преодолению нарушений, выраженных в смешении букв, имеющих оптическое сходство, проводится уточнение оптико-пространственных представлений ребёнка и работа по различению конкретной пары букв, которые смешиваются в письме данного школьника. При коррекции реверсии формы, выраженной в смешении букв, имеющих кинетическое сходство спецификой работы является то, что большое значение уделяется уточнению способа начертания букв и их многократному прописыванию: обведение трафаретных букв, написание буквы по схеме, самостоятельно. При работе над образом каждой буквы выделяется количество зрительных элементов и количество двигательных элементов при написании букв. Чтобы правильно организовать работу по предупреждению ошибок, связанных с неправильным написанием букв при письме (зеркальное написание букв, неправильное расположение элементов букв, «абсурдное» написание букв и т.д.), следует подробнее рассмотреть эти буквы. Полезно вместе с ребенком проговорить план написания буквы (сначала..., затем...), обратить его внимание на сходство и различие элементов буквы (таблица 2.6.) Таблица .(2.6) Профилактика ошибочного написания букв № | Буквы | Особенности букв, трудности написания | Профилактические мероприятия | 1 |
| Ориентация при написании слева направо и справа налево или симметричное строение. Возникает зеркальное написание этих букв | Проведение зрительного анализа буквы (куда «смотрит», из каких элементов состоит), конструирование буквы и ее элементов, прописывание в тетради, где обозначено начало написания буквы (красной стрелкой), траектория написания (черной стрелкой). Написание первого элемента буквы красным фломастером | 2 | Т ш и в д | Верхняя часть одной буквы соответствует нижней части другой буквы | Проведение зрительного сопоставления букв, накладывание одной буквы на другую. Введение в тетради специальных указателей и опор (точек). Сравнение написанной буквы с образцом эта-лоном, хранящемся в тетради (в приклеенном карманчике) | 3 | О | Буквы не имеют пространственных ориентиров | При письме овалов — расставление в тетради ориентиров, показывающих начало буквы и направление движения при письме | 4 | Ч ч X X ф ф | Редко встречающиеся буквы, дети забывают их написание | Конструирование букв из различных материалов: из палочек, карандашей, спичек, веревочек и шнуров, скрепок, камешков, мозаики, деталей конструктора; лепка букв из пластилина и теста. Введение опор-ассоциаций | 5 | Ц Щ ц щ | Буквы отличаются количеством элементов | Пересчет количества элементов, маркировка последнего элемента |
Предложить ребенку конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов по образцу, обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженные стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию (в в соответствии с рисунком 2.8). Рисунок 2.8 - Складывание букв из спичек При объяснении написания новой буквы важно использовать как традиционные приемы — показ процесса письма и объяснение способов написания, списывание с образца и др., так и нетрадиционные — написание букв пальчиком на спине или ладошке ребенка, работа с объемными буквами из шероховатого материала с целью формирования образа буквы в сознании за счет тактильных ощущений и кинестетической памяти, штрихование «толстой» буквы, обведенной по шаблону. Хорошим приемом является сравнение буквы. Например, можно сравнивать букву б с очертаниями белки (хвост направлен вверх), а букву д – с очертаниями дятла (хвост направлен вниз, когда он лечит дерево), (в соответствии с рисунком 2.9).
Рисунок 2.9 - Рисунки для сравнения букв б и д, сходных с очертаниями белки и дятла Работа, направленная на коррекцию порядка букв в слове, наряду с развитием пространственных и временных представлений, проводится в следующей последовательности: - сначала отрабатывается порядок фигур, предметов, картинок (то есть, используется невербальный материал);
- после этого проводится отработка последовательности букв в слогах и словах, слогов в словах различной слоговой структуры (то есть используется более сложный вербальный материал).
Kроме работы по развитию оптико-пространственных и временных представлений, основное внимание уделяется уточнению направления движения руки во время написания отдельных букв. Графическому воспроизведению направлений можно тренировать сначала в показе детей рукой в пространстве, чтении направлений по стрелкам, работе в тетрадях, заранее размеченных логопедом. Например, обозначают четыре точки (в соответствии с рисунком 2.10) и просят поставить знак "+" (стрелку) от первой точки – снизу (вниз), от третьей – слева (влево), от четвертой – справа (вправо).
Рисунок 2.10 - Рисунки для графического воспроизведения направлений Чтоб ребенок писал в правильном направлении (слева-направо) можно использовать специальные значки, привлекающие его внимание к началу строки и направлению дальнейшей работы с помощью красной стрелки (в соответствии с рисунком 2.11).
Рис. 2.11. - Обозначение в тетради начала письма и его направления. Как было показано выше, важно проводить профилактику зеркальных ошибок еще в дошкольном возрасте у детей, которые входят в группу риска, то есть, как показал наш эксперимент, имеют перекрестный и смешанный типом латерализации. При разработке основных направлений профилактической деятельности ориентир был на общие рекомендации по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников [23, 39 и др.] и причин зеркальных ошибок: - недостаточная сформированность пространственного восприятия,
- нарушения в развитии зрительно-моторных координаций.
Главным образом, это касается формирования пространственных представлений у детей. Именно их недоразвитие лежит в основе зеркальности. В первую очередь, дошкольника нужно научить соблюдать «правило направления ряда». Так, например, можно предлагать задания на рисование линий и штриховку, что важно делать слева направо (в соответствии с рисунком 2.12, 2.13). На аппликации можно выкладывать узоры, при этом начинать следует с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, спустившись ниже, продолжать узор от левого края к правому, по той же схеме. Для выполнения подобных заданий вводят маркировку левой руки воспитанника, которая становится для него опорой в дальнейших манипуляциях с внешним пространством (ведь познание пространства начинается с собственного тела). Рис. 2.12 - Задание на рисование линий (слева-направо)
Рис. 2.13 - Задание на обведение линий (слева-направо) Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать лучше с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д. Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу. Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Так как базовым для пространственных манипуляций является пространство нашего тела, то весьма полезно на физкультурных занятиях, в ходе подвижных игр отрабатывать с такими детьми растяжки, ползание и хождение па четвереньках, одно- и разнонаправленные движения всеми «конечностями и др. Анализ рекомендаций специалистов, дает нам возможность выделить следующие приемы и упражнения для профилактики «зеркального» письма у дошкольников: - воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
- сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма,
- обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием),
- написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево) (в соответствии с рисунком 2.14).
Рис. 2.14. - Образцы графических диктантов для дошкольников СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 302 с.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.
- Бастуй Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости. // Тезисы докладов I Международной конференции памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. – М.: Просвещение, 2002.
- Блинков С. М., Карасёва Т. А. Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария. // Журн. невропатологии и психиатр. 1965, №12, - с. 1767-1772
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Pismo-45827.html
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М., 1988
- Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. М., МПГУ, 1996.- 146 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. - 497 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
- Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Загадки неправорукого меньшинства человечества. // Вопросы философии. 1980, №1, с.124-134.
- Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М.: Издательство "Книга, лтд", 1994.
- Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушения письменной речи у больных с афазией. // Тезисы докл. I Международной конференции памяти А. Р. Лурия. Под ред. Е. Д. Хомской. М.:1. Изд-во МГУ, 1997, с. 32.
- Доброхотова Т. А., Федорук А. Г., Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии в деятельности человека. // Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982, с. 119-120.
- Евдокимова Е.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи: Автореф.дисс. …канд. пед. наук. – М., 2001.
- Кадочкин Л. Н. Роль речевых кинестезий в формировании некоторых орфографических навыков // Вопросы психологии. 1955, №3. С. 21-33.
- Карпенко Н. П., Подольский А. И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недоразвитием речи //Вестник Моск. ун-та. 1980. Сер. 14, №3. - с. 51-52.
- Киселева В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф.дисс. …канд. пед. наук. – М., 2001.
- Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ: Астрель, 2007
- Колодная А. Я. Развитие дифференцировки направления "правого" и "левого" у детей дошкольного возраста. // Известия АПН РСФСР, 1954, №53. с. 183-201.
- Колпоковская И. К., Спирова JI. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Основы теории и практики логопедии (Под ред. Р. Е. Левиной), М., 1968.
- Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М., 1982.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
- Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003.
- Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. - 312 с.
- Левина P.E. Недостатки чтения и письма у детей /Аграфия и алексия/. М.: Учпедгиз, 1940. - 71 с.
- Левина P.E. О нарушениях письма у учащихся массовой школы //Дефектология. 1971. N 5. - С.3-7.
- Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2008.
- Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Изд. 2-е. – М., 1969.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973, 373 с.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 80 с.
- Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд. 2-е. – Ростов на/ Д., 2003.
- Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
- Немцова Н. Л. Зеркальные ошибки письма: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. – 21 с.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. — Ярославль, 1999.
- Никашина H.A. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов массовых школ /'/Вопросы логопедии. М., 1959. - С.7-74.
- Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. – 2008. – Т.2, №1. – С.32-39.
- Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006
- Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 28 с.
- Пятница Т.В. Мой ребенок левша. Диагностика и обучение леворуких детей. – Росгов-на-Дону: Феникс, 2008. – 315 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006 . -88 с.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников . -- М.: Владос, 1997.
- Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. М.: Издательство МГУ, 1978. - 95 с.
- Сиротюк А.Л. Психологические причины трудностей школьников при формировании учебных навыков //Логопед. №6. 2008. С.18-32.
- Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи //Проблемы психического развития нормального ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1966. -С.53-64.
- Спирова Л.Ф., Ястребова A.B. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ //Дефектология. 1988. N 5. С.3-10.
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма. // Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
- Хватцев М. Е. Логопедия.— М.: Медицина, 1959.
- Хомская Е. Д. О роли левого полушария мозга в произвольной регуляции психической деятельности / Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. - с. 145-146.
- Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. – М., 1988.
- Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. – М., 1985.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
- Элъконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Т. 1. – М., 1978.
|