Программа по курсу "Произношение" для 1 класса с ТНР
рабочая программа по логопедии (1 класс)

     Программа по курсу "Произношение" для 1 класса с ТНР. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1g_proiznoshenie2020-21.docx58.16 КБ

Предварительный просмотр:

                   КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРОИЗНОШЕНИЕ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по произношению для 1 класса  составлена в соответствии с:

- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от    

   29.12.2012г.;

 - на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального

    общего образования для детей с ОВЗ;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

   России;

-учебным планом ГБОУ школы № 420 Колпинского района Санкт-Петербурга на 2020-

  2021 учебный год, утвержденный приказом директора школы;

- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных

   предметов и курсов ГБОУ школы № 420 Колпинского района Санкт-Петербурга на

   2020-2021 учебный год, утвержденный приказом директора школы;

-адаптированной основной образовательной программой 5.2 (для детей с тяжелыми

  нарушениями речи);

- программой по произношению к учебнику для 1 класса для специальных    

  (коррекционных) школ 5 вида авторов Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская  (Москва,

   Аркти, 2014).

Адресатом данной программы являются дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе.

     ЦЕЛИ курса «Произношение»:

- воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно

   возрастающей звуко-слоговой структуры;

- развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового    

   состава слова для овладения грамотой;

Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

 ЗАДАЧИ коррекционного курса «Произношение» :

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

                     МЕСТО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     На изучение предмета «Произношение» в 1 Г классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов за учебный год..  Форма организации работы – фронтальное занятие.

           

        КЛАСС

            КОЛИЧЕСТВО

      УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ В

                   ГОДУ

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ КУРСА

            «ПРОИЗНОШЕНИЕ»

     1Г класс

                    33

     2 раза в неделю – 66 занятий

                       ВСЕГО

           66 ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана  в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования обще-учебных универсальных действий.

В частности, особую группу обще-учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.  Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.

Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез,  классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».

Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.

Уроки «Произношения» тесно связаны как с дисциплинами предметного цикла, так и коррекционного цикла. Например, на уроках «Развития речи» ученики в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а на уроках «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках «Развития речи» и на уроках «Произношения» Обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.

Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.

Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи.

Распределение учебных часов по разделам программы:    

      -Повторение: правильное  произношение и различение следующих звуков: гласных  А, У, О, Ы, И, Э; твёрдых и мягких согласных: М-М*, В-В*, П-  П*, Ф-Ф*, Р-Р*, Л-Л*, С-С* , чтение слогов, слов - 10 часов

     Дифференциация звонких и глухих согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С , чтение слогов, слов -  10 часов

     Дифференциация звуков и букв Ц-Т, Ч-С, Ч-Т, Ч-Т*- 10 часов

     Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными первого и второго ряда, различение на слух и правильное произношение – 10 часов

     Правильное произношение звука  [j] в конце слога, слова, в середине слова после гласного, в начале слова перед гласной – 5 часов

дифференциация [j]-[и], [j]-[л*]. Звук [j] после разделительных Ь и Ъ знаков (яма, поют, льют, подъезд и т.п.) – 5 часов

     Дифференциация звуков С-Ш, Ц-С, Ц-С*,  Ч-Т*, Ч-Ц – 12 часов

     Повторение дифференциальных признаков  изученных звуков -  4 часа

Произнесение и чтение слогов: открытых (па), обратных (ап), закрытых (пап), со стечением двух согласных (авт, фта), ряда  слогов: ту-та-ты, сто-ста-сты и т.д.)

Четкое и слитное произнесение слов различной слоговой структуры (односложные, двусложные, трехсложные) с правильным ударением, различной сложности и сочетаний. Чёткое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога  в двух- и трехсложных словах. Составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения. Включение выученных слов со сложной слоговой структурой в предложения и тексты. С  целью правильного использования в речи слов со сложной слоговой структурой.

                 Общая характеристика учебного предмета «Произношение»

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).

Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижне-реберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

Ценностные ориентиры содержания  предмета «Произношение»

Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

 В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения  грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностные результаты:

1. Целостное восприятие окружающего мира.

 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».

13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Предметные результаты:

Обучающийся должен знать:

  • алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
  • характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.

Обучающийся должен уметь:

  • правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
  • выделять звуки из состава слова;
  • удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
  • повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
  • чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
  • различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
  • проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИРОВАНИЕ К КУРСУ  «ПРОИЗНОШЕНИЕ»   1 Г КЛАСС (66 ЧАСОВ)

 

     ТЕМА

Тип

урока

Планируемые

предметные результаты

Планируемые

метапредметные

результаты

Личностные

      УУД

Вид контроля

достижения

результатов

Дата

планир.

Дата

фактич.

 1

Повторение изученного материала. Гласные звуки и буквы А, У, О  Ударение

Рефлексии

Различать на слух гласные звуки  изолированно, затем в слогах и в словах.  Вспомнить печатные образы гласных букв, уметь печатать на слух.  Определять  ударный слог в слове.

Умение слушать и выполнять инструкции учителя Умение с уважением относиться и оценивать ответы одноклассников

Формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к

школе

Предварительн.

01.09.

 2

Повторение изученного материала. Гласные звуки и буквы Ы, И, Э. Ударение.

Рефлексии

 Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои  поступки

Предварительн.

03.09

   3

Согласные звуки П-П*

Открытия нового знания

Различение на слух согласных звуков по твердости- мягкости

изолированно, затем в слогах и словах. Чтение слогов, слов. Составление схем слогов, слов. Четкое артикулирование изучаемых звуков..

Умение услышать заданный звук в слове.

 Четкое артикулирование изучаемых звуков..

 Повторение понятия «ударение». Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов.

Самостоятельно формулировать познавательную цель

Воспитание силы воли для преодоления интеллекту-

альных за-

труднений

Развитие самостоят. и личной ответств. за свои  поступки

Тематический

08.09

   4

Согласные звуки  М-М*

Открытия нового знания

Распознавать объекты, выделяя существенные признаки, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; уметь обращаться за помощью к соседу по парте или учителю при решении образовательных задач

Тематический

10.09

    5

    6

Согласные звуки  З-З*

Согласные звуки Б-Б*

Открытия нового знания

Открытия нового знания

Тематический

15.09.

Тематический

17.09

    7.

Согласные звуки  Д-Д*

Открытия нового знания

Формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к

школе

Тематический

22.09

    8

Согласные звуки С-С*

Открытия нового знания

Формирован.

уважительн.

отношения

к иному мнению, терпимость, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Тематический

24.09.

    9

Согласные звуки  Г-Г*

Открытия нового знания

Тематический

29.09

    10

Мягкий согласный звук и буква Ч

Методоло-гической направлен-

ности

Текущий

01.10

    11

Твердый согласный звук и буква Ш

Методоло-гической направлен-

ности

Четкое произношение согласных звуков в словах, стихах, текстах. Научиться устно давать характеристику звуку. Запоминание печатного образа букв.

Анализ и синтез двухсложных слов.

Развивать фонематическое восприятие: слышать и определять звук в слогах, словах, чистоговорках.

Умение планировать свою деятельность на уроке (до конца учебного года).

Умение терпеливо и уважительно выслушивать одноклассника, не перебивая, а затем оценить ответ, заметить ошибки, исправить. Корректно вести себя по отношению к одноклассникам. (до конца года)

Текущий

06.10.

    12

Твердый согласный звук и буква Ж

Методоло-гической направлен-

ности  

Текущий

08.10.

    13.

Звук и буква Ц

Методоло-гической

Направл.

Текущий

13.10.

    14

Дифференциация звуков Ц-Сь

Открытия нового знания

Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои  поступки

Тематический

15.10.

    15

Дифференциация звуков Ц-Ть

Открытия нового знания

Воспитание силы воли для преодоления интеллекту-

альных за-

труднений

Развитие самостоятель

ности и личной ответств. за свои  поступки

Тематический

20.10

    16

Дифференциация звуков Ц-С

Открытия нового знания

Тематический

22.10.

    17

Дифференциация звуков Ц-Т

Открытия нового знания

Тематический

05.11..

    18

Согласный звук и буква Щ

Методоло-гической направлен-

ности

Текущий

10.11.

    19

Дифференциация   звуков Щ-Сь

Открытия нового знания

Формирование ССС четкое произнесение трехсложных слов со стечением более двух согласных, типа «страничка», «лекарство»

Умение работать в парах и микро-группах (до конца года)

Тематический

12.11.

    20

Дифференциация звуков Щ-Ш

Открытия нового знания

Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к

школе

Тематический

17.11.

    21

Дифференциация звуков Ч-Ть, Ч-Сь

Открытия нового знания

Четкое произношение согласных звуков в словах, стихах, текстах. Запоминание печатного образа букв.

Формирование ССС: анализ и синтез двухсложных  и трехсложных слов

Умение оценивать свое поведение на уроке (до конца года). Умение планировать свою деятельность на уроке (до конца года).

Умение формулировать высказывание, задавать вопросы.

Умение адекватно использовать речь: правильно составлять предложения

Воспитание силы воли для преодоления интеллекту-

альных за-

труднений

Тематический

19.11.

    22

Дифференциация звуков Ч-Ц.

Открытия нового знания

Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои  поступки

Тематический

24.11.

    23

Дифференциация звуков Ч-Ть, Ч-Щ

Открытия нового знания

Формирован.

уважительн.

отношения к иному мнению, терпимости

Тематический

26.11.

    24

Дифференциация звуков К-Х

Открытия нового знания

Тематический

01.12..

    25

Мягкие согласные в сочетании со звуком И

Открытия нового знания

Тематический

03.12

    26

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками Ы-И

Методоло-

гической

направл.

Различение на слух согласных звуков по твердости- мягкости

изолированно, затем в слогах и

словах. Чтение слогов, слов. Составление схем слогов, слов. Четкое артикулирование изучаемых звуков..

Умение услышать заданный звук в слове.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделяя существенные признаки; осуществлять решение учебной задачи под руководством педагога

Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к

школе

Текущий

08.12

    27

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками Ы-И

Развиваю-

щего контроля

Текущий

10.12

    28

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Развиваю-

щего

контроля

Текущий

15.12

    29

Дифференциация согласных звуков С-Ш

Открытия нового знания

Развитие фонематического восприятия: четкое произношение изучаемых звуков изолированно, в слогах, в словах. Различать на слух данные звуки изолированно, в слогах., в словах.

Умение адекватно использовать речь, как средство коммуникации, грамотно строить речевое высказывание

Формирование установки на здоровый образ жизни, принятие образа «здорового ученика»

Тематический

17.12

    30

Дифференциация согласных звуков З-Ж

Открытия нового знания

Тематический

22.12

    31

Дифференциация согласных звуков Р-Л

Открытия нового знания

Тематический

24.12.

    32

Дифференциация согласных звуков В-Ф

Открытия нового знания

Тематический

12.01.

    33

Дифференциация звуков Б-П

Открытия нового знания

Различать на слух звонкие и глухие согласные изолированно, в слогах, словах.

. Четкое артикулирование изучаемых звуков..

Умение услышать заданный звук в слове.

Умение оценивать свое поведение на уроке (до конца года). Умение планировать свою деятельность на уроке (до конца года).

Умение формулировать высказывание, задавать вопросы

Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои  поступки

Тематический

14.01.

    34

Дифференциация

Согласных звуков Д-Т

Открытия нового знания

Умение выслушивать чужое мнение

Тематический

19.01.

    35

Дифференциация звуков  Г-К

Открытия нового знания

Владение навыками коммуникации

и принятыми нормами  социального взаимодейст-

вия

Тематический

21.01.

    36

Дифференциация звуков З-С

Открытия нового знания

Тематический

26.01.

    37

Дифференциация звуков Ж-Ш

Открытия нового знания

Тематический

28.01.

    38

Обобщение пройденного по теме: Звонкие и глухие согласные.

Методоло-

гической

направл.

Развитие фонематического восприятия. Правильное произношение слов со трехсложной слоговой структурой, в том числе со стечением согласных.

Умение планировать свою деятельность , оценивать результат своей работы на уроке (до конца учебного  года)

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Итоговый

02.02..

    39

Звук Й в конце слова

Открытия нового знания

Развитие доброжела-

тельности и эмоциональ-

ной отзывчивости, понимания и сопережива-

ния чувствам других людей

Тематический

04.02.

    40

Звук Й в середине слова после гласных. Два звука – одна буква.

Открытия нового знания

Тематический

16.02.

    41

Дифференциация звуков  Й-И

Методол.

Направл.

Тематический

18.02.

    42

Дифференциация звуков Й-Ль

Методол.

Направл.

Тематический

25.02.

    43

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки М-Мь

Методоло-

гической направл.

Анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных типа «стрекоза», «выстрел».  Различение на слух твердых и мягких согласных звуков

Умение адекватно использовать речь: правильно составлять предложения

Развитие навыков сотрудничест-

ва со взрослыми и сверстниками, умения находить выходы из спорных ситуаций, конфликтов

Тематический

02.03.

   44

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки П-Пь

Методол.

Направ-

ленности

Тематический

04.03.

   45

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки  В-Вь

Методол.

Направ-

ленности

Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделяя существенные признаки; осуществлять решение учебной задачи под руководством педагога

Развитие доброжела-

тельности и эмоциональ-

ной отзывчивости, понимания и сопережива-

ния чувствам других людей

Развитие доброжела-

тельности и эмоциональ-

ной отзывчивости, понимания и сопережива-

ния чувствам других людей

Тематический

09.03.

   46

 

47  

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки К-Кь

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки  Н-Нь

Методол.

Направ-

Ленности

Методол.

Направ-

ленности

Тематический

11.03.

Тематический

Тематический

16.03.

18.03.

   48

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Ф-Фь

Методол.

Направ-

ленности

   49

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки С-Сь

Методол.

Направ-

ленности

Проводить слого-звуковой анализ слов, приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова

Умение адекватно использовать речь: правильно составлять предложения

Владение навыками коммуникации

и принятыми нормами  социального взаимодейст-

вия

Тематический

30.03...

   50

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Б-Бь

Методол.

Направ-

ленности

Тематический

01.04.

   51

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Д-Дь

Методол.

Направ-

ленности

Уметь выделять звук из речи в процессе слого-звукового анализа

Научиться понимать различие между устной и письменной речью, между предложением и словом, между словом и слогом.

Уметь делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове. Ударный слог

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Формирование установки на здоровый образ жизни, принятие образа «здорового ученика»

Тематический

06.04.

   52

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки З-Зь

Методол.

Направ-

ленности

Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к

школе

Тематический

08.04.

   53

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Д-Дь

Методол.

Направ-

ленности

13.04.

   54

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки З-Зь

Методол.

Направ-

ленности

Чтение и письмо букв, слогов, слов., выполнение звуко-буквенного анализа;

Умение отвечать на вопрос развернутым предложением..

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделяя существенные признаки; осуществлять решение учебной задачи под руководством педагога

Развитие навыков сотрудничест-

ва со взрослыми и сверстниками, умения находить выходы из спорных ситуаций, конфликтов

Тематический

15.04.

   55

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Т-Ть

Методол.

Направ-

ленности

Тематический

20.04.

   56

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Х-Хь

Методол.

Направ-

ленности

Проводить слого-звуковой анализ слов, приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова

Составление схем слогов, слов. Четкое артикулирование изучаемых звуков

Умение планировать свою деятельность , оценивать результат своей работы на уроке (до конца учебного  года

Тематический

22.04.

   57

Дифференц. твердых и мягких согл в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Л-Ль

Методол.

Направ-

ленности

Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к

школе

Тематический

27.04..

   58

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Г-Гь

Методол.

Направ-

ленности

Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Умение формулировать высказывание, задавать вопросы, находить общее решение поставленных зада

Формирование установки на здоровый образ жизни, принятие образа «здорового ученика»

Тематический

29.04

   59

Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Р-Рь

Методол.

Направ-

ленности

Проводить слого-звуковой анализ слов, приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова

Умение работать в парах и микро-группах (до конца года)

Развитие доброжела-

тельности и эмоциональ-

ной отзывчив., понимания и сопережива-

ния чувствам других людей

Тематический

04.05.

   60

Итоговый урок по теме: Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком.

Развиваю-

щего

контроля

Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

Осуществлять рефлексию способов действий, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; согласовывать мнения и находить общее решение, стремиться к сотрудничеству

Владение навыками коммуникации

и принятыми нормами  социального взаимодейст-

вия

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Итоговый

06.05.

   61

Дифференциация звуков Ц-Т

Рефлексии

Умение четко произносить слова различной слоговой структуры, выделять из слов заданные звуки, помнить печатные образы гласных и согласных букв.

Текущий

11.05.

   62

Дифференциация звуков Ц-С

Рефлексии

Текущий

13.05.

   63

Контроль, коррекция знаний, умений и навыков

Развиваю-

щего контроля

Предварительн.

18.05.

   64

Повторение. Гласные и согласные звуки

Рефлексии

Четко выговаривать звуки изолированно и в речи.

Уметь делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове. Чтение и запись на слух букв, слогов, слов

Умение формулировать и реализовывать учебную задачу. Адекватно  использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формирование положительн. отношения к школе, мотивации к обучению, желание быть успешным

Предварительн.

.20.05.

   65

Повторение. Звонкие и глухие согласные

Рефлексии

Предварительн

25.05.

   

66

Итоговый урок. Мир звуков.

Методоло-

гической направлен-ности

Итоговый

                           

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства –

Для ученика:  

Учебники:

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2014. - 256 с.

    - Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

    - Индивидуальные зеркала, средства гигиены.

    - электронные пособия и сайты для дистанционного обучения: «Уроки тетушки Совы», «Домашний логопед», «Игры для тигры»,           www.logozavr.ru,     https://logopeddoma.ru/.

Для учителя:

  • Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение,  2013. – 256 с.
  • Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.
  • Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности «Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 – 374 с.
  • электронные пособия и сайты для дистанционного обучения: «Уроки тетушки Совы», «Домашний логопед», «Игры для тигры»,   www.logozavr.ru,     https://logopeddoma.ru/.

 Материально-технические средства:

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя),
  •  интерактивная доска,

  аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,

  Индивидуальные зеркала для учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...