Программа по курсу "Произношение" для 1 класса с ТНР
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Программа по курсу "Произношение" для 1 класса с ТНР. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1g_proiznoshenie2020-21.docx | 58.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРОИЗНОШЕНИЕ. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по произношению для 1 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.;
- на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования для детей с ОВЗ;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
-учебным планом ГБОУ школы № 420 Колпинского района Санкт-Петербурга на 2020-
2021 учебный год, утвержденный приказом директора школы;
- положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
предметов и курсов ГБОУ школы № 420 Колпинского района Санкт-Петербурга на
2020-2021 учебный год, утвержденный приказом директора школы;
-адаптированной основной образовательной программой 5.2 (для детей с тяжелыми
нарушениями речи);
- программой по произношению к учебнику для 1 класса для специальных
(коррекционных) школ 5 вида авторов Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская (Москва,
Аркти, 2014).
Адресатом данной программы являются дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.
Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе.
ЦЕЛИ курса «Произношение»:
- воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно
возрастающей звуко-слоговой структуры;
- развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового
состава слова для овладения грамотой;
Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.
ЗАДАЧИ коррекционного курса «Произношение» :
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
МЕСТО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Произношение» в 1 Г классе отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов за учебный год.. Форма организации работы – фронтальное занятие.
КЛАСС | КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ В ГОДУ | КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» |
1Г класс | 33 | 2 раза в неделю – 66 занятий |
ВСЕГО | 66 ЗАНЯТИЙ |
Дисциплина «Произношение» является неотъемлемой составной частью учебного плана в структуре коррекционного курса. Она является основой для формирования не только метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и фонетического компонента речевой деятельности, но и за счет формирования обще-учебных универсальных действий.
В частности, особую группу обще-учебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и конструировать звуко-слоговой состав слова.
Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. В этом большая роль также принадлежит «Произношению».
Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности; обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Уроки «Произношения» тесно связаны как с дисциплинами предметного цикла, так и коррекционного цикла. Например, на уроках «Развития речи» ученики в практическом плане усваивают лексико-грамматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм словоупотребления, а на уроках «Произношения» этот же материал отрабатывается с точки зрения его звуко-слоговой структуры. На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом, на уроках «Развития речи» и на уроках «Произношения» Обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
Уроки произношения тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на уроках произношения изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки грамоты. Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.
Генетическая связь реализуется между уроками «Произношения» и индивидуальными логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет предложен ученикам для изучения на уроке «Произношения», он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи.
Распределение учебных часов по разделам программы:
-Повторение: правильное произношение и различение следующих звуков: гласных А, У, О, Ы, И, Э; твёрдых и мягких согласных: М-М*, В-В*, П- П*, Ф-Ф*, Р-Р*, Л-Л*, С-С* , чтение слогов, слов - 10 часов
Дифференциация звонких и глухих согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С , чтение слогов, слов - 10 часов
Дифференциация звуков и букв Ц-Т, Ч-С, Ч-Т, Ч-Т*- 10 часов
Дифференциация твердых и мягких согласных, стоящих перед гласными первого и второго ряда, различение на слух и правильное произношение – 10 часов
Правильное произношение звука [j] в конце слога, слова, в середине слова после гласного, в начале слова перед гласной – 5 часов
дифференциация [j]-[и], [j]-[л*]. Звук [j] после разделительных Ь и Ъ знаков (яма, поют, льют, подъезд и т.п.) – 5 часов
Дифференциация звуков С-Ш, Ц-С, Ц-С*, Ч-Т*, Ч-Ц – 12 часов
Повторение дифференциальных признаков изученных звуков - 4 часа
Произнесение и чтение слогов: открытых (па), обратных (ап), закрытых (пап), со стечением двух согласных (авт, фта), ряда слогов: ту-та-ты, сто-ста-сты и т.д.)
Четкое и слитное произнесение слов различной слоговой структуры (односложные, двусложные, трехсложные) с правильным ударением, различной сложности и сочетаний. Чёткое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в двух- и трехсложных словах. Составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения. Включение выученных слов со сложной слоговой структурой в предложения и тексты. С целью правильного использования в речи слов со сложной слоговой структурой.
Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса).
Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижне-реберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все Обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Произношение»
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).
На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Целостное восприятие окружающего мира.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИРОВАНИЕ К КУРСУ «ПРОИЗНОШЕНИЕ» 1 Г КЛАСС (66 ЧАСОВ)
№ | ТЕМА | Тип урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты | Личностные УУД | Вид контроля достижения результатов | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Повторение изученного материала. Гласные звуки и буквы А, У, О Ударение | Рефлексии | Различать на слух гласные звуки изолированно, затем в слогах и в словах. Вспомнить печатные образы гласных букв, уметь печатать на слух. Определять ударный слог в слове. | Умение слушать и выполнять инструкции учителя Умение с уважением относиться и оценивать ответы одноклассников | Формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к школе | Предварительн. | 01.09. | |
2 | Повторение изученного материала. Гласные звуки и буквы Ы, И, Э. Ударение. | Рефлексии | Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои поступки | Предварительн. | 03.09 | |||
3 | Согласные звуки П-П* | Открытия нового знания | Различение на слух согласных звуков по твердости- мягкости изолированно, затем в слогах и словах. Чтение слогов, слов. Составление схем слогов, слов. Четкое артикулирование изучаемых звуков.. Умение услышать заданный звук в слове. Четкое артикулирование изучаемых звуков.. Повторение понятия «ударение». Правильное произношение двухсложных и трехсложных слов. | Самостоятельно формулировать познавательную цель | Воспитание силы воли для преодоления интеллекту- альных за- труднений Развитие самостоят. и личной ответств. за свои поступки | Тематический | 08.09 | |
4 | Согласные звуки М-М* | Открытия нового знания | Распознавать объекты, выделяя существенные признаки, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; уметь обращаться за помощью к соседу по парте или учителю при решении образовательных задач | Тематический | 10.09 | |||
5 6 | Согласные звуки З-З* Согласные звуки Б-Б* | Открытия нового знания Открытия нового знания | Тематический | 15.09. | ||||
Тематический | 17.09 | |||||||
7. | Согласные звуки Д-Д* | Открытия нового знания | Формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к школе | Тематический | 22.09 | |||
8 | Согласные звуки С-С* | Открытия нового знания | Формирован. уважительн. отношения к иному мнению, терпимость, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. | Тематический | 24.09. | |||
9 | Согласные звуки Г-Г* | Открытия нового знания | Тематический | 29.09 | ||||
10 | Мягкий согласный звук и буква Ч | Методоло-гической направлен- ности | Текущий | 01.10 | ||||
11 | Твердый согласный звук и буква Ш | Методоло-гической направлен- ности | Четкое произношение согласных звуков в словах, стихах, текстах. Научиться устно давать характеристику звуку. Запоминание печатного образа букв. Анализ и синтез двухсложных слов. Развивать фонематическое восприятие: слышать и определять звук в слогах, словах, чистоговорках. | Умение планировать свою деятельность на уроке (до конца учебного года). Умение терпеливо и уважительно выслушивать одноклассника, не перебивая, а затем оценить ответ, заметить ошибки, исправить. Корректно вести себя по отношению к одноклассникам. (до конца года) | Текущий | 06.10. | ||
12 | Твердый согласный звук и буква Ж | Методоло-гической направлен- ности | Текущий | 08.10. | ||||
13. | Звук и буква Ц | Методоло-гической Направл. | Текущий | 13.10. | ||||
14 | Дифференциация звуков Ц-Сь | Открытия нового знания | Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои поступки | Тематический | 15.10. | |||
15 | Дифференциация звуков Ц-Ть | Открытия нового знания | Воспитание силы воли для преодоления интеллекту- альных за- труднений Развитие самостоятель ности и личной ответств. за свои поступки | Тематический | 20.10 | |||
16 | Дифференциация звуков Ц-С | Открытия нового знания | Тематический | 22.10. | ||||
17 | Дифференциация звуков Ц-Т | Открытия нового знания | Тематический | 05.11.. | ||||
18 | Согласный звук и буква Щ | Методоло-гической направлен- ности | Текущий | 10.11. | ||||
19 | Дифференциация звуков Щ-Сь | Открытия нового знания | Формирование ССС четкое произнесение трехсложных слов со стечением более двух согласных, типа «страничка», «лекарство» | Умение работать в парах и микро-группах (до конца года) | Тематический | 12.11. | ||
20 | Дифференциация звуков Щ-Ш | Открытия нового знания | Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к школе | Тематический | 17.11. | |||
21 | Дифференциация звуков Ч-Ть, Ч-Сь | Открытия нового знания | Четкое произношение согласных звуков в словах, стихах, текстах. Запоминание печатного образа букв. Формирование ССС: анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов | Умение оценивать свое поведение на уроке (до конца года). Умение планировать свою деятельность на уроке (до конца года). Умение формулировать высказывание, задавать вопросы. Умение адекватно использовать речь: правильно составлять предложения | Воспитание силы воли для преодоления интеллекту- альных за- труднений | Тематический | 19.11. | |
22 | Дифференциация звуков Ч-Ц. | Открытия нового знания | Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои поступки | Тематический | 24.11. | |||
23 | Дифференциация звуков Ч-Ть, Ч-Щ | Открытия нового знания | Формирован. уважительн. отношения к иному мнению, терпимости | Тематический | 26.11. | |||
24 | Дифференциация звуков К-Х | Открытия нового знания | Тематический | 01.12.. | ||||
25 | Мягкие согласные в сочетании со звуком И | Открытия нового знания | Тематический | 03.12 | ||||
26 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками Ы-И | Методоло- гической направл. | Различение на слух согласных звуков по твердости- мягкости изолированно, затем в слогах и словах. Чтение слогов, слов. Составление схем слогов, слов. Четкое артикулирование изучаемых звуков.. Умение услышать заданный звук в слове. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделяя существенные признаки; осуществлять решение учебной задачи под руководством педагога | Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к школе | Текущий | 08.12 | |
27 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками Ы-И | Развиваю- щего контроля | Текущий | 10.12 | ||||
28 | Дифференциация твердых и мягких согласных. | Развиваю- щего контроля | Текущий | 15.12 | ||||
29 | Дифференциация согласных звуков С-Ш | Открытия нового знания | Развитие фонематического восприятия: четкое произношение изучаемых звуков изолированно, в слогах, в словах. Различать на слух данные звуки изолированно, в слогах., в словах. | Умение адекватно использовать речь, как средство коммуникации, грамотно строить речевое высказывание | Формирование установки на здоровый образ жизни, принятие образа «здорового ученика» | Тематический | 17.12 | |
30 | Дифференциация согласных звуков З-Ж | Открытия нового знания | Тематический | 22.12 | ||||
31 | Дифференциация согласных звуков Р-Л | Открытия нового знания | Тематический | 24.12. | ||||
32 | Дифференциация согласных звуков В-Ф | Открытия нового знания | Тематический | 12.01. | ||||
33 | Дифференциация звуков Б-П | Открытия нового знания | Различать на слух звонкие и глухие согласные изолированно, в слогах, словах. . Четкое артикулирование изучаемых звуков.. Умение услышать заданный звук в слове. | Умение оценивать свое поведение на уроке (до конца года). Умение планировать свою деятельность на уроке (до конца года). Умение формулировать высказывание, задавать вопросы | Развитие самостоят. и лич.ответств. за свои поступки | Тематический | 14.01. | |
34 | Дифференциация Согласных звуков Д-Т | Открытия нового знания | Умение выслушивать чужое мнение | Тематический | 19.01. | |||
35 | Дифференциация звуков Г-К | Открытия нового знания | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодейст- вия | Тематический | 21.01. | |||
36 | Дифференциация звуков З-С | Открытия нового знания | Тематический | 26.01. | ||||
37 | Дифференциация звуков Ж-Ш | Открытия нового знания | Тематический | 28.01. | ||||
38 | Обобщение пройденного по теме: Звонкие и глухие согласные. | Методоло- гической направл. | Развитие фонематического восприятия. Правильное произношение слов со трехсложной слоговой структурой, в том числе со стечением согласных. | Умение планировать свою деятельность , оценивать результат своей работы на уроке (до конца учебного года) | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Итоговый | 02.02.. | |
39 | Звук Й в конце слова | Открытия нового знания | Развитие доброжела- тельности и эмоциональ- ной отзывчивости, понимания и сопережива- ния чувствам других людей | Тематический | 04.02. | |||
40 | Звук Й в середине слова после гласных. Два звука – одна буква. | Открытия нового знания | Тематический | 16.02. | ||||
41 | Дифференциация звуков Й-И | Методол. Направл. | Тематический | 18.02. | ||||
42 | Дифференциация звуков Й-Ль | Методол. Направл. | Тематический | 25.02. | ||||
43 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки М-Мь | Методоло- гической направл. | Анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных типа «стрекоза», «выстрел». Различение на слух твердых и мягких согласных звуков | Умение адекватно использовать речь: правильно составлять предложения | Развитие навыков сотрудничест- ва со взрослыми и сверстниками, умения находить выходы из спорных ситуаций, конфликтов | Тематический | 02.03. | |
44 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки П-Пь | Методол. Направ- ленности | Тематический | 04.03. | ||||
45 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки В-Вь | Методол. Направ- ленности | Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделяя существенные признаки; осуществлять решение учебной задачи под руководством педагога | Развитие доброжела- тельности и эмоциональ- ной отзывчивости, понимания и сопережива- ния чувствам других людей Развитие доброжела- тельности и эмоциональ- ной отзывчивости, понимания и сопережива- ния чувствам других людей | Тематический | 09.03. | |
46
47 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки К-Кь Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Н-Нь | Методол. Направ- Ленности Методол. Направ- ленности | Тематический | 11.03. | ||||
Тематический Тематический | 16.03. 18.03. | |||||||
48 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Ф-Фь | Методол. Направ- ленности | ||||||
49 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки С-Сь | Методол. Направ- ленности | Проводить слого-звуковой анализ слов, приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова | Умение адекватно использовать речь: правильно составлять предложения | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодейст- вия | Тематический | 30.03... | |
50 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Б-Бь | Методол. Направ- ленности | Тематический | 01.04. | ||||
51 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Д-Дь | Методол. Направ- ленности | Уметь выделять звук из речи в процессе слого-звукового анализа Научиться понимать различие между устной и письменной речью, между предложением и словом, между словом и слогом. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове. Ударный слог | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | Формирование установки на здоровый образ жизни, принятие образа «здорового ученика» | Тематический | 06.04. | |
52 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки З-Зь | Методол. Направ- ленности | Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к школе | Тематический | 08.04. | |||
53 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Д-Дь | Методол. Направ- ленности | 13.04. | |||||
54 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки З-Зь | Методол. Направ- ленности | Чтение и письмо букв, слогов, слов., выполнение звуко-буквенного анализа; Умение отвечать на вопрос развернутым предложением.. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделяя существенные признаки; осуществлять решение учебной задачи под руководством педагога | Развитие навыков сотрудничест- ва со взрослыми и сверстниками, умения находить выходы из спорных ситуаций, конфликтов | Тематический | 15.04. | |
55 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Т-Ть | Методол. Направ- ленности | Тематический | 20.04. | ||||
56 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Х-Хь | Методол. Направ- ленности | Проводить слого-звуковой анализ слов, приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова Составление схем слогов, слов. Четкое артикулирование изучаемых звуков | Умение планировать свою деятельность , оценивать результат своей работы на уроке (до конца учебного года | Тематический | 22.04. | ||
57 | Дифференц. твердых и мягких согл в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Л-Ль | Методол. Направ- ленности | Продолжать формировать мотивацию к обучению на основе полож отношения к школе | Тематический | 27.04.. | |||
58 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Г-Гь | Методол. Направ- ленности | Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. | Умение формулировать высказывание, задавать вопросы, находить общее решение поставленных зада | Формирование установки на здоровый образ жизни, принятие образа «здорового ученика» | Тематический | 29.04 | |
59 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. Звуки Р-Рь | Методол. Направ- ленности | Проводить слого-звуковой анализ слов, приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова | Умение работать в парах и микро-группах (до конца года) | Развитие доброжела- тельности и эмоциональ- ной отзывчив., понимания и сопережива- ния чувствам других людей | Тематический | 04.05. | |
60 | Итоговый урок по теме: Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными и мягким знаком. | Развиваю- щего контроля | Различение на слух твердых и мягких согласных в слоговых рядах и словах. Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. | Осуществлять рефлексию способов действий, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; согласовывать мнения и находить общее решение, стремиться к сотрудничеству | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодейст- вия Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Итоговый | 06.05. | |
61 | Дифференциация звуков Ц-Т | Рефлексии | Умение четко произносить слова различной слоговой структуры, выделять из слов заданные звуки, помнить печатные образы гласных и согласных букв. | Текущий | 11.05. | |||
62 | Дифференциация звуков Ц-С | Рефлексии | Текущий | 13.05. | ||||
63 | Контроль, коррекция знаний, умений и навыков | Развиваю- щего контроля | Предварительн. | 18.05. | ||||
64 | Повторение. Гласные и согласные звуки | Рефлексии | Четко выговаривать звуки изолированно и в речи. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове. Чтение и запись на слух букв, слогов, слов | Умение формулировать и реализовывать учебную задачу. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Формирование положительн. отношения к школе, мотивации к обучению, желание быть успешным | Предварительн. | .20.05. | |
65 | Повторение. Звонкие и глухие согласные | Рефлексии | Предварительн | 25.05. | ||||
66 | Итоговый урок. Мир звуков. | Методоло- гической направлен-ности | Итоговый |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства –
Для ученика:
Учебники:
Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2014. - 256 с.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.
- электронные пособия и сайты для дистанционного обучения: «Уроки тетушки Совы», «Домашний логопед», «Игры для тигры», www.logozavr.ru, https://logopeddoma.ru/.
Для учителя:
- Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение, 2013. – 256 с.
- Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.
- Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб.пособие для студентов средн.спец.и высших учеб.заведений, обучающихся по специальности «Логопедия»/под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2010 – 374 с.
- электронные пособия и сайты для дистанционного обучения: «Уроки тетушки Совы», «Домашний логопед», «Игры для тигры», www.logozavr.ru, https://logopeddoma.ru/.
Материально-технические средства:
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя),
- интерактивная доска,
∙ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц,
∙ Индивидуальные зеркала для учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...