Замена звуков
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Замена звуков ‒ это стойкое употребление одного нормативного звука вместо другого. При этом звук-субститут является фонетически правильным (не искажается), сходным по артикуляции или акустическим свойствам с заменяемым звуком. Данное нарушение выявляется логопедом в ходе обследования звукопроизношения и фонематического слуха. При необходимости проводится отологическая диагностика. Коррекционная работа направлена на формирование артикуляционного праксиса, развитие речевого слуха, аналитико-синтетической деятельности, дифференциацию смешиваемых звуков.
Замена (субституция) и смешение (взаимозамены) звуков речи ‒ это фонематические (сенсорные, фонологические) дефекты, как правило, обусловленные незавершенностью или нарушением развития фонематического слуха. Замены классифицируются на те же группы, что и искажения звуков, только к названию последних добавляется приставка «пара-»:
1. Парасигматизмы (от греч. буквы «сигма») ‒ замены свистящих и шипящих:
- губно-зубной – звонкие [З] и [Ж] заменяются на [В], глухие [С] и [Ш] – на [Ф] («сани» - «фани», «зеленый» - «веленый»);
- призубный – замена [С] и [Ш] на [Т], а [З] и [Ж] на [Д] («слон» - «тлон», «зубы» - «дубы»);
- шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» - «шанки», «зайка» - «жайка»)
- свистящий ‒ вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шайба» - «сайба», «живот» - «зивот»).
2. Параламбдацизмы (от буквы греческого алфавита «ламбда») ‒ замены звука [Л] («лапа») на [У] («уапа»), [В] («вапа»), [Й] («йапа»), [Л′] («ляпа»), [Р] («рапа»), [Ы] («ыапа»), [Д] («дапа»).
3. Параротацизмы (от греческой буквы «ро») ‒ замены звука [Р] («рука») на [Р′] («рюка»), [Л] и [Л′] («лука», «люка»), [Й] («йука»), [Г] («гука»), [Д] («дука»), [В] (вука»).
4. Парайотацизмы (от греч. «йота») ‒ замена звука [Й] на [Л′] («майка» - «малька»).
5. Замены заднеязычных звуков (от греч. букв «каппа», «гамма», «хи»): паракаппацизмы – [К] на [Т] («Коля» - «Толя»), парагаммацизмы – [Г] на [Д] («голова» - «долова»), парахитизмы – [Х] на [Т] («хвост» - «твост»).
Также в практической логопедии к звуковым заменам относят дефекты озвончения (замена звонких фонем парными глухими – «куси» вместо «гуси») и дефекты смягчения (замена мягких согласных их твердыми парами – «тота» вместо «тетя»). Близко к замене и смешение звуков, т. е. взаимная заменяемость, путаница фонем.
Причины замены звуков
Физиологическое косноязычие
Различные виды замены звуков наиболее многочисленны в период возрастного несовершенства звукопроизношения – так называемой, физиологической дислалии. Замены встречаются в речевом развитии всех младших дошкольников, они связаны с физиологической незрелостью артикуляционного аппарата и речевого слуха.
Период овладения звуком в онтогенезе занимает от 1-1,5 месяцев и дольше. Он протекает в несколько этапов. Сначала дети используют в речи звуки-заменители. Затем, «нащупав» правильную артикуляцию и соотнеся новый звук с акустическим образцом, ребенок начинает произносить его параллельно со старым звуком-заменителем. На следующем этапе новый звук постепенно вытесняет субститут, через некоторое время полностью заменяя его.
При физиологической дислалии чаще встречаются следующие виды замен:
- замена твердых согласных мягкими («лук» ‒ «люк»);
- дефекты смягчения («дядя» ‒ «дада»);
- замена шипящих свистящими («кошка» ‒ «коска»);
- параротацизмы («рак» ‒ «лак», «вак», «йак»);
- параламбдацизмы («булка» ‒ «буйка», «бувка»);
- дефекты задненебных.
Физиологические несовершенства речи, а вместе с ними и звуковые замены при нормальном речевом онтогенезе самостоятельно исчезают к 4,5-5 годам.
Функциональная дислалия
Явление субституции типично для артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической формы дислалии. В первом случае замены обусловлены несформированность звуковых укладов, употреблением в речи более простых по артикуляции фонем. Во втором – неразвитым оказывается речевой слух, в результате чего звуки распознаются неправильно.
При функциональной дислалии обычно шипящие заменяются на свистящие; соноры [Р], [Л], аффрикаты [Ц], [Ч]– друг другом; задненебные ‒ взрывными переднеязычными; твердые ‒ их мягкими парами. Такие дефекты не склонны к самостоятельному исчезновению и требуют логопедической помощи по коррекции ФФН.
Дизартрия
Для дизартрии характерны дефекты смягчения, озвончения, смешение звуков, недифференцированная артикуляция. Замены звуков в большом количестве встречаются при псевдобульбарной, бульбарной, корковой, стертой дизартрии.
Палатализация согласных связана с повышенной спастичностью средней части спинки и кончика языка. Дефекты озвончения объясняются нарушением голоса, его недостаточной силой. Следствием артикуляционной диспраксии становятся специфические замены согласных: [Г] на [Д], [К] на [Т], [Л′] на [Й], употребление вместо аффрикат более простых звуков ‒ [Ц-С′], [Ч‒Т′] и пр.
Ринолалия
Для открытой формы ринолалии более характерны фонетические дефекты звукопроизношения, однако в ряде случаев встречаются и звуковые замены. Так вместо взрывных согласных [Б], [П] употребляются фрикативные [В], [Ф]; вместо вибранта [Р] произносится гласный [Ы] с сильным выдохом, свистящий [С] заменяется на [Ф].
Специфичными являются замены и смешение свистящих и шипящих, упрощение аффрикат, употребление носовых согласных [М], [Н] взамен [Б] и [П]. При закрытой ринолалии, наоборот, назальные звуки замещаются ротовыми.
Сенсорная алалия
Нарушение дифференцированного восприятия речи при сенсорной алалии ведет к такому же недифференцированному произнесению звуков и слов. Для данной формы речевого нарушения типичны неустойчивые замены звуков, т. е. при каждом проговаривании ребенком используются разные субституты. Звуковые замены многочисленны и разнообразны, сочетаются с искажением слоговой структуры слова.
Афазия
Замены звуков и букв, возникающие при афазии, носят название литеральной парафазии. Такие дефекты встречаются при акустико-гностической, афферентной моторной афазии, когда распадается связь «фонема-артикулема-графема-лексема».
При сенсорной форме афазии у больного нарушается акустический гнозис, речевые звуки перестают различаться на слух. Это приводит к заменам фонематически близких звуков (чаще звонких их глухими парами и наоборот). При афферентной моторной афазии страдает кинестетический праксис, распадаются тонкие артикуляционные движения. Данный механизм влечет за собой замены звуков, близких по артикуляции: [М] на [Б], [Л] на [Н].
Неправильный прикус
Некоторые виды аномального прикуса могут способствовать формированию звуковых замен. У детей с дефектами смыкания зубных рядов часто встречается призубный парасигматизм. Для прогнатии характерны замены [С] на [Ф]. Прогения может являться причиной шипящего парасигматизма, смягченного произнесения [Т] и [Д].
Снижение слуха
У детей, страдающих тугоухостью, часто встречаются дефекты озвончения, звонкие согласные заменяются глухими: [Б-П], [В-Ф], [Г-К], [Д-Т], [Ж-Ш], [З-С]. Из-за недоступности слуху высоких тонов взамен свистящих часто произносятся взрывные согласные («зуб» - «дуб», «санки» - «танки»). Шипящие подменяются свистящими, аффрикаты ‒ их элементами. Замены звуков в устной речи переносятся на письмо в виде буквенных замен.
Диагностика
При наличии в речи ребенка или взрослого звуковых замен диагностика выстраивается с учетом анамнеза и объективных данных. Логопед проводит подробное исследование речевой функции, врачи-специалисты (сурдолог, ортодонт) – состояния слухового анализатора, зубо-челюстной системы:
- Обследование устной речи. Выполняется в соответствии с алгоритмами, принятыми при различных речевых патологиях (дислалии, ринолалии, дизартрии, афазии). Выясняются все заменяемые и смешиваемые звуки, определяется вид дефекта звуковой стороны речи. На данном этапе необходимо определить, следствием чего являются звуковые замены: нарушения речевого или физического слуха, артикуляционных трудностей.
- Исследование слухового анализатора. Для исключения снижения слуха, как причины замены звуков, необходимо обследование слуховой функции. С целью установления степени тугоухости выполняется аудиометрия, акустическая импедансометрия, исследование слуховых ВП.
- Ортодонтическая диагностика. При неправильном смыкании зубных рядов выполняется телерентгенография, снимаются диагностические слепки, производится фотографирование лица и зубов. На основе этих данных планируется последующее лечение.
Коррекция
Логопедическая коррекция
Фонематические нарушения, имеющие место у детей с физиологической дислалией, не требуют логопедического вмешательства. Коррекция произносительных ошибок, обусловленных другими речевыми нарушениями, проводится по следующим направлениям:
- уточнение артикуляции заменяемых звуков и звуков-субститутов;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование навыков звукового анализа, синтеза;
- развитие дифференцированного восприятия речевых звуков.
Из методов логопедического воздействия используется артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логомассаж. При тяжелых патологиях речи, затрагивающих не только звуковую сторону, но и другие ее компоненты, ведется работа над всеми нарушенными процессами: просодикой, голосом, словарным запасом, грамматикой, лексикой, пониманием речи в целом.
Медицинские мероприятия
Коррекция неправильного прикуса может осуществляться различными методами. Это зависит от типа нарушения, возраста, выраженности проблемы. В дошкольном возрасте широко используются функциональные ортодонтические аппараты, миогимнастика. При постоянном прикусе лечение проводится с помощью брекетов, элайнеров, при необходимости выполняются ортогнатические операции.
Реабилитация лиц со сниженным слухом осуществляется посредством слухопротезирования. После подбора и настройки слухового аппарата таким детям необходимы занятия с сурдопедагогом и логопедом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет зама по ВР
Предлагаю форму для отчета заместителям директора по воспитательной работе. Может, кому-нибудь пригодится....
Замены букв по фонетическому типу и пути коррекции этих ошибок.
Рекомендации родителям по коррекции замен букв по принципу сходства соответствующих им звуков....
план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."
Тема урока. С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели: развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...
Деление на многозначное число при помощи замены делителя произведением однозначных чисел.
Зимнее путешествие «Деление на многозначное число при помощи замены делителя произведением однозначных чисел»....
Конспект урока по математике 1 класс по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ"
В разработке представлен конспект урока по математике для 1 класса по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ". Урок разработан с учетом ФГОС НОО....
Презентация к уроку математики 1 класс по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ"
В разработке представлена презентация к уроку математики для 1 класса по теме "ЗАМЕНА ВЕРБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ". Урок разработан с учетом ФГОС НОО....
Презентация по математике к уроку во 2 классе "Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых" Школа России
Слайд №2 - Устный счёт.Слайд №3 -Актуализация и мотивация. Найдётся ли среди трёх чисел такое число,которое равно сумме двух других.Слайд №4, №5- Постановка цели и темы урока.Слайд №6- Первичное знако...