Игры и задания для формирования звукового анализа у детей с системным недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Звуковой анализ нужен для развития фонематического слуха. Фонематический слух нужен для того, что различать на слух звучание звуков. А это, в свою, очередь, связано с грамотным письмом. Фонематический слух – важный момент в логопедии, ведь если ребенок сам произносит звуки неправильно (или слышит неправильные образцы речи), то воспроизвести правильный звук труднее. В данной статье Вы найдёте полезный практический материал для формирования и развития навыков звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_zadaniya_dlya_formirovaniya_zvukovogo_analiza_u_detey_s_snr.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и задания для формирования
звукового анализа у детей с системным недоразвитием речи.
Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей с системным недоразвитием речи. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.
Звуковой анализ может быть п р о с т ы м (элементарным), когда звук выделяется на фоне слова, и с л о ж н ы м, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места (позиции) в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, место каждого звука по отношению к другим звукам.
Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у обучающихся с системным недоразвитием речи.
Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.
- Уточнение артикуляции звуков. Дети д о л ж н ы:
- правильно артикулировать звук,
- удерживать артикуляцию,
- узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду
- других звуков,
- дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции,
- определять наличие преграды для струи выдыхаемого воздуха.
- Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность. Место каждого по отношению к другому, определяют, какое место исчезло и т.д.
Затем можно переходить к непосредственному звуковому анализу слогов, слов.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь звукового анализа,
- Узнавание звука на фоне слова, среди ряда звуков (задания № 1,2).
- Выделение слов с нужным звуком, определение наличия звука в слове (задания № 3,4).
- Определение первого звука в слове (задания № 5,6).
- Определение последнего согласного звука в слове (задание № 7).
- Определение позиции звука в слове (места звука в слове) – задание №8.
- Определение последовательности и количества звуков в слове (задания № 8,9,10,11).
Полный ф о н е т и ч е с к и й анализ слова в к л ю ч а е т :
- Определение количества слогов в слове,
- Определение ударного и безударного слога (звука) в слове,
- Определение состава звуков в слове:
- гласные и согласные,
- гласные (ударные и безударные),
- согласные (твердые или мягкие, звонкие или глухие),
- порядок следования звуков.
Примерные з а д а н и и и г р ы по мере усложнения форм звукового анализа.
З а д а н и я.
1.Ц е л ь: учить узнавать звук на фоне слова.
Учитель называет слова, дети должны поднять руку (хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, поднять «светофорчик»…), когда услышат заданный звук (среди звуков, слогов, в слове).
2. Ц е л ь: развивать фонематический слух.
Учитель произносит звуки, дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета (гласный звук – фишка красная, согласный – синяя).
3. Ц е л ь : развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.
Учитель читает стихотворение, в котором часто встречается один и тот же звук, дети его определяют и называют слова, в которых слышали данный звук.
Примерный речевой материал.
Непоседа Васенька Этой щеткой чищу зубы.
Не сидит на месте. Этой щеткой – башмаки.
Непоседа Васенька Этой щеткой чищу брюки.
Всюду с нами вместе. Все три щетки мне нужны.
Кошка прыгнула в окошко. Спать пора, уснул бычок.
Мышку ловит наша кошка. Лег в коробку на бочок.
Мышка к шкафу подбежала, Сонный мишка лег в кровать.
Кошке хвостик показала. Только слон не хочет спать.
Дети сели на качели Идет бычок качается,
И, качаясь, песни пели. Вздыхает на ходу:
Ах, чудесные качели, Вот доска кончается,
Слезть с качелей не хотели. Сейчас я упаду.
Из колодца принесла Черепаха очень часто
Курица водицы. Выползает на песок,
И цыплята всей семьей А когда грозит опасность –
Побежали мыться. Тот час прячется в щиток.
Резиновую Зину Нам шагать по лестнице
Купили в магазине. Незачем с тобой –
Резиновую Зину Лестница – чудесница
В корзине привезли. Бежит сама собой.
- Ц е л ь : учить определять наличие звука в слове.
Отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.
- Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.
Отобрать картинки, название которых начинается на заданный гласный или согласный звук (первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).
- Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.
Учитель называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.
- Ц е л ь : формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.
Учитель называет слова, дети называют последний звук в закрытых слогах. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, сок.
- Ц е л ь : развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Учитель называет слова с заданным звуком, а дети определяют место заданного звука в слове (полоска, разделенная на три части).
- Ц е л ь : учить определять последовательность и количество звуков в слоге, в слове.
Учитель произносит слог (слово), дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.
Слоги сначала берутся закрытые (ах, ам…), а слова – односложные из трех звуков (мак, сын…).
- Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове.
Выбрать картинки, в названии которых:
- три звука (рак, мак, лук…),
- четыре звука (рука, рама, каша…),
- пять звуков (кошка, мышка, парта…).
11. Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове и их последовательность.
На доске схемы слов, на столе – предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.
И г р ы .
Посмотри вокруг.
Ц е л ь : учить определять наличие звука в слове.
Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в классе (группе) предметы, в названии которых есть заданный звук.
Л о т о.
Ц е л ь : учить определять наличие звука в слове.
Перед ребенком набор картинок и фишки. Он должен найти картинку с нужным звуком и поставить на нее фишку. Можно усложнить задание: ребенок должен найти л и ш н ю ю картинку, в названии которой нет нужного звука и поставить на нее фишку.
Брось мяч.
Ц е л ь : учить выделять первый и последний звуки в слове, их последовательность.
Убрать первый звук в слове. Какое слово получилось?
(лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, кочки – очки, клещи – лещи, сурок – урок, муха - уха, мрак – рак…).
Убрать последний звук в слове. Какое слово получилось?
(рост – рот, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, кружит – кружи, волы – вол, волк – вол, взяла – взял…).
Два берега.
Ц е л ь : учить определять наличие звука или первый звук в слове.
На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или кораблик, в которых есть прорезь для предметных картинок. Учитель говорит, что на лодке плывут слова. Слова, которые начинаются со звука …, должны причалить к одному берегу, а все остальные – к другому берегу. Дети поочередно выходят к доске, берут картинку, определяют наличие нужного звука и укрепляют их магнитами к нужному берегу.
Раскрась картинки.
Ц е л ь : учить определять наличие звука, его позицию в слове.
У ребят «раскраски», они должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названии которых есть нужный звук (или звук в определенной позиции).
Чей домик?
Ц е л ь : учить определять первый звук в слове.
1 вариант. На столе синий или красный домик. Надо отобрать картинки, название которых начинается с этого звука.
2 вариант. На столе два домика – синий и красный. Дети раскладывают картинки под определенным домиком.
Соберем цепочку.
Ц е л ь : развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.
Учитель называет слово, ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т.д. (мост – телефон –носки – игла –аист – топор – рак и т.д.).
Д о м и н о.
Ц е л ь : развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Играющим раздаются предметные картинки. Ребенок берет картинку и кладет ее на стол, называет ее, определяет последний звук в слове, следующий ребенок выбирает картинку, название которой начинается с этого последнего звука (слон – насос –сосна – арбуз – зайка …).
Л о т о.
Ц е л ь : учить выделять гласные и согласные звуки в начале или конце слова.
Предметные картинки и фишки (квадратики, кружочки…). Если первый звук гласный, ученик кладет красную фишку, а если согласный – синюю.
Где спрятался звук.
Ц е л ь : развивать умение определять позицию звука в слове.
Домик с тремя окошками и предметные картинки. Ребенок берет картинку, определяет место нужного звука в слове и кладет эту картинку в «окошечко».
Где звук?
Ц е л ь : закреплять умение определять позицию звука в слове.
Разложить картинки в три столбика начало середина конец
З а г а д к и. Работа со словами-отгадками помогает формированию всех видов
Звукового анализа.
Мы на саночках катались,
Наши санки потерялись.
Ц е л ь : закрепление умения определять количество звуков в слове.
На «саночках» цифры «3», «4», «5». Предметные картинки. Разложить предметные картинки по «саночкам» в зависимости от количества звуков в слове. Санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки рассыпались и перемешались. Надо найти каждой картинке санки.
Помоги проводнику.
Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове.
Вагончики с окошками (по три окна в каждом). В них едут звери, в названии которых три и более звуков. Проводник не знает, как правильно рассадить зверей. Играющие ему помогают. Картинки: лев, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, корова …
Расставь фишки.
Ц е л ь : учить определять количество звуков в слове, называть их
последовательность.
Альбомный лист разделен на прямоугольники, в начале каждой строки – картинка. Каждому звуку соответствует клетка, в которую ребенок кладет цветные фишки (кубики, кружочки…). Сколько в слове звуков, столько фишек ребенок выкладывает.
Л и т е р а т у р а.
1. Журнал «Логопед», № 8, 2009.
2. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей.
С.Петербург, 1995.
3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей.
Москва, 1998.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей.
Москва, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации логопеда Загряниной Ф.И. к планированию логопедических занятий при системном недоразвитии речи у детей с ОВЗ
1. Расширение речевого общения, повышение речевого импульса. 2. Восприятие инициативной речи, конструирование речи по ситуации.3. Игровая деятельность в речевом сопровождении (сопряженно, отражен...
«Развитие мелкой моторики как средство коррекции системного недоразвития речи детей со сложной структурой дефекта»
С каждым годом возрастает число детей с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Одним из немаловажных аспектов развития детей с...
Конспект группового занятия в 1 классе (системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема «Транспорт».
Целью занятия является закрепление и обобщение знаний о транспорте и о видах транспорта...
Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники
Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники...
Формирование коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи.
в статье представлена совместная программа работы психолога и логопеда развития коммуникативных навыков у детей с системным нарушением речи в школе 8 вида...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей с системным недоразвитием речи легкой степени, обусловленным умеренной (глубокой) умственной отсталостью
Коррекционно-развивающее занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи средней степени, обусловленным ум...
Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).
Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...