Памятка для учителя
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Памятка для учителей начальной школы об особенностях ошибок у учащихся с нарушениями речи и упражнения для их устранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_uchitelya.docx | 544.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- Пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес).
- Перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал).
- Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата). «набухл» (набухли).
- Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква).
- Грубое искажение звукослоговой структуры слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька).
- Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).
- Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера сложная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы. Я тоже, Буду шофером».
- Замена одной буквы на другую вследствие смешения звуков, близких по акустически и артикуляционно – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан).
- Нарушение смягчения согласных – «васелки» (Васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
- Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- Аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят).
- Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летали», «в зяла» (взяла), «подороге» (по дороге).
- Употребление слов несоответственно их значениям: На реке начался ледокол. (вместо ледоход). У лося на голове две ветки. (рога)
- Ошибки словообразования (особенно характерны для приставочных глаголов) Дети поливают каток. (заливают) Маша шьёт узор на платье. (вышивает)
- Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
- Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
- Зеркальное письмо: буквы в, э, з, цифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую
- сторону.
- Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).
- Замена букв по кинетическому сходству (б-д – колодок вместо колобок; ж-х – мужомор вместо мухомор; и-у – клумат вместо климат; т-п – пигр вместо тигр, л-м – лалина вместо малина).
- Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).
- Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин
- вместо магазин).
- Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).
Упражнения :
1.Допиши букву (узнавание)
2. Запись слов с предварительным числовым подписыванием :
1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5
Молоко вдруг
3.Вычеркивание заданных букв, слогов, слов по заданию с подсчётом:
А ВАЕРТМУЧСФАПППРОАНГЬЬВДЩЗ_______
ВЕ ВЫ ПИ АР НЕ ВЕ РО УЛ НЫ ВЕ ЛЮ ДЕ ЩУ ШИ ГО ВЕ УК ЕЦ ВЁ___
СОК СОН СОК СУК СЫН СЫТ СОК СОМ НОС СОК СОТ СОР СОН СОР СЫН___
БУКВА БУКАВ БУВАК БУКВА БАКВУ БУКВА БУКВА БУАКВ____
4.Выделение слов , подбор обобщающих слов:
Фиаканезабудкарозагеоргинхризантемамакпионромашкаастра ________
Рекапреозероруручейджощзаморелнгшоеаенокеанюжпртпруд___________
5. Составление слов из заданных букв
Сао слот шкока зукаба дьеттра
6.Восстановление слов, вставляя пропущенные гласные буквы:
Л_ч , к_т, в_т_,к_кл_, н_г_, п_р_с, кр_в_ть.
7.Восстановление слов, вставляя пропущенные согласные буквы (по обобщающим словам)
Геометрические фигуры : о_а_ , _ _ у _, _ _ еу_о_ь_и_,_ _ а_ _а_, _о_ _,_ _я_оу_о_ь_и_.
Месяцы: ию_ь, о_ _я_ _ ь, _а_ _, я_ _а_ь , _а_, ию_ь.
8.Аннаграмы :
Кулон________, коршун________, салат_________,адрес________,насос________,навес_______.
9.Составление слов ,пословиц, загадок по ключу (цифры ,знаки):
10.Восстанови слова, используя заданные слоги:
Ко ва ро ге мот бе ли ца си га ро до но ки во де чка
11.Составление слов с заменой одной буквы:
Работа цапля стул корова билет.
12.Составь слово ,исключив одну букву:
Питон кровать ствол слова пароход.
13. Найди слова в словах:
Мель ____________ ,зубр___________, столица ___________, колесо____________,провода______
14.Замена буквы цифрой или знаком /замена цифр или знаков буквами :
а – 1,о-2 л-/ ,м-//
в2р2н1 2бл1к2 //о/око //ас/о
1-и ,2-е ^ - ф ,> - в
в2т2р ж1вотно2 жира^ рука>
15.Соедини половинки слов:
Боль варь
Гон мида
Пира воз
Бук чар
Водо ница
16.Составление из запись слов из первых(2-х,3-х) слогов данных слов:
Мама, шина, наряд ____________
Закон, смородина, Бавария________________
17.Чтение и запись слов сверху вниз /снизу вверх
К Л П В б ч л а
О И Е И о я о н
Т С Р Ш л м т с
О Н с е
Я в
18. Словарные слова (диктуют сами дети по колонкам).
19. Тексты с разными шрифтами:
20. Текст с лишними слогами.
Найди и зачеркни лишние слоги в словах. Запиши предложения.
Тихохо зизимой в лесусу. Не слышноно птиц и звезверей. Кругом толькоко белылый снег и редкие следыды жиживотных. Иногда перелелетают с ветки на веветку сининицаиснегирь.
21..Исправь ошибки.
Чесы, хижына, щявель, щюка ,висна,малчик…….
22. Текст с перепутанными буквами и слогами.
«Собери» слова ,из слов составь и запиши текст ,правильно обозначая начало и конец предложения.
шлоПро несолчное толе ластупиНа сеньо желПотели на вьяхреде стьяли ниД листа рочеко лнцеСо
титсве ёще кояр,но етгре босла дётИ киймел ждьдо.
23. Запись предложений/текста гласными /согласными буквами:
ауиа ооая ое. (Наступила золотая осень.)
Слнц свтт рк. (Солнце светит ярко.)
24. Выделение начала /конца предложения.
Начало-уголок ,конец- кружок.
25. Выделение(подчёркивание) гласных/согласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учителя – руководителя УИД учащихся. Этапы работы над проектом.
Работа над проектом включает четыре этапа:- планирование;- аналитический этап;- этап обобщения информации;- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)....
Памятка для учителей "Как организовать работу в группах "
Эта памятка была создана во время работы над проектом "Групповая работа в учебном процессе". Буду рада, если она поможет в в организации групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности....
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.
Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....
Памятка для учителя
В материале предлагается памятка и анкета для учителя начальной школы, составленная логопедом...
Памятка для учителя начальной школы
В последнее время возросло количество детей с проблемами письма и чтения. Материал памятки поможет учителям в работе с детьми....
Памятка молодому учителю
Памятка Наставнику...
Памятки для учителя.
Правила организации работы со слабыми и инертными по своим индивидуально-типологическим особенностям детьми....