Памятка для учителя
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

 Скрипкина Юлия Евгеньевна

Памятка для учителей начальной школы об особенностях ошибок у учащихся с нарушениями речи и упражнения для их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchitelya.docx544.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
  1. Пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинес» (принес).
  2. Перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал).
  3. Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата). «набухл» (набухли).
  4. Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква).
  5. Грубое искажение звукослоговой структуры слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька).
  6. Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).
  7. Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера сложная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы. Я тоже, Буду шофером».
  8. Замена одной буквы на другую вследствие смешения звуков, близких по акустически и артикуляционно – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан).
  9. Нарушение смягчения согласных – «васелки» (Васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

 

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
  1. Аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят).
  2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летали», «в зяла» (взяла), «подороге» (по дороге).
  1. Употребление слов несоответственно их значениям: На реке начался         ледокол. (вместо ледоход). У лося на голове две ветки. (рога)
  1. Ошибки словообразования (особенно характерны для приставочных глаголов) Дети поливают каток. (заливают) Маша шьёт узор на платье. (вышивает)
  1.  Некоторые ошибки свидетельствуют о незрелости структур головного мозга. Отсутствие пропусков между словами и предложениями.
  • Несоблюдение границ полей в тетради и правил переноса.
  • Зеркальное письмо: буквы  в, э, з, цифры 5, 4, 3, перевёрнуты в другую
  • сторону.
  • Повторение одной и той же буквы («пироп» вместо «пирог»).
  • Замена букв по кинетическому сходству (б-д колодок вместо колобок; ж-х – мужомор вместо мухомор; и-у – клумат вместо климат; т-п – пигр вместо тигр, л-м – лалина вместо малина).
  • Ошибки в ударных слогах (учетелъ вместо учитель, южик вместо ёжик).
  • Пропуск букв, не дописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин
  • вместо магазин).
  • Забывание редко встречающихся букв (ъ, щ, ю).

Упражнения :

1.Допиши букву (узнавание)

https://pp.userapi.com/c846121/v846121596/132409/TLeHmmMLR3g.jpghttps://pp.userapi.com/c851120/v851120303/4a4bf/QhpdA06-2wE.jpg

https://pp.userapi.com/c845122/v845122596/138297/PtJ1JHd5huU.jpghttps://pp.userapi.com/c845122/v845122596/13829e/n-GBbnQLG18.jpg

https://pp.userapi.com/c845122/v845122596/1382a5/kcRo2YmQ3U4.jpg

https://pp.userapi.com/c845122/v845122596/1382b3/iDQgCPhUtlg.jpghttps://pp.userapi.com/c845122/v845122596/1382ba/rshqxwmRS7I.jpg

2. Запись слов с предварительным числовым подписыванием :

1 2 3 4 5 6          1 2 3 4 5

Молоко       вдруг

3.Вычеркивание заданных букв, слогов, слов по заданию с подсчётом:

А                          ВАЕРТМУЧСФАПППРОАНГЬЬВДЩЗ_______

ВЕ                        ВЫ ПИ АР НЕ ВЕ РО УЛ НЫ ВЕ ЛЮ ДЕ ЩУ ШИ ГО ВЕ УК ЕЦ ВЁ___

СОК                     СОН СОК СУК СЫН СЫТ СОК СОМ НОС СОК СОТ СОР СОН СОР СЫН___

БУКВА              БУКАВ   БУВАК  БУКВА  БАКВУ  БУКВА  БУКВА  БУАКВ____

4.Выделение слов , подбор обобщающих слов:

Фиаканезабудкарозагеоргинхризантемамакпионромашкаастра ________

Рекапреозероруручейджощзаморелнгшоеаенокеанюжпртпруд___________

5. Составление слов из заданных букв

Сао             слот          шкока          зукаба         дьеттра

6.Восстановление слов,  вставляя  пропущенные гласные буквы:

Л_ч , к_т, в_т_,к_кл_, н_г_, п_р_с, кр_в_ть.

7.Восстановление слов, вставляя пропущенные  согласные буквы (по обобщающим словам)

Геометрические фигуры : о_а_ , _ _ у _, _ _ еу_о_ь_и_,_ _ а_ _а_, _о_ _,_ _я_оу_о_ь_и_.

Месяцы: ию_ь, о_ _я_ _ ь, _а_ _, я_ _а_ь , _а_, ию_ь.

8.Аннаграмы :

Кулон________, коршун________, салат_________,адрес________,насос________,навес_______.

9.Составление слов ,пословиц, загадок по ключу (цифры ,знаки):

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/083f/0000083e-d385321b/img23.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/000e/0004a775-65c9c8a2/3/img37.jpg

10.Восстанови слова, используя заданные слоги:

Ко ва ро      ге мот бе      ли ца си       га ро до      но ки    во де чка

11.Составление слов с заменой одной буквы:

Работа     цапля       стул    корова    билет.

12.Составь слово ,исключив одну букву:

Питон     кровать     ствол    слова   пароход.

13. Найди слова в словах:

Мель ____________  ,зубр___________, столица ___________, колесо____________,провода______

14.Замена буквы цифрой или знаком /замена цифр или знаков буквами :

а – 1,о-2                                    л-/ ,м-//

в2р2н1      2бл1к2                    //о/око     //ас/о

1-и ,2-е                                    ^ - ф ,> - в

в2т2р    ж1вотно2                 жира^       рука>

15.Соедини половинки слов:

Боль                   варь

Гон                    мида

Пира                  воз

Бук                    чар

Водо                 ница

16.Составление из запись слов из первых(2-х,3-х) слогов данных слов:

Мама, шина, наряд  ____________

Закон,  смородина, Бавария________________

17.Чтение и запись слов сверху вниз /снизу вверх

К      Л       П     В                             б      ч        л        а

О      И       Е     И                             о      я        о        н

Т      С       Р      Ш                            л      м       т         с

                  О     Н                                               с         е

                           Я                                                         в

18. Словарные слова (диктуют сами дети по колонкам).

19. Тексты с разными шрифтами:

https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/083f/0000083e-d385321b/img46.jpg

20. Текст с лишними слогами.

Найди и зачеркни лишние слоги в словах. Запиши  предложения.

Тихохо зизимой в лесусу. Не слышноно птиц и звезверей. Кругом толькоко белылый снег и редкие следыды жиживотных. Иногда перелелетают с ветки на веветку сининицаиснегирь.

21..Исправь ошибки.

Чесы, хижына, щявель, щюка ,висна,малчик…….

22. Текст с перепутанными буквами и слогами.

«Собери» слова ,из слов составь и запиши текст ,правильно обозначая начало и конец предложения.

шлоПро несолчное толе ластупиНа сеньо желПотели на вьяхреде стьяли ниД листа рочеко лнцеСо

титсве ёще кояр,но етгре босла дётИ киймел ждьдо.

23. Запись предложений/текста гласными /согласными буквами:

ауиа ооая ое. (Наступила золотая осень.)

Слнц свтт рк. (Солнце светит ярко.)

24. Выделение начала /конца предложения.

Начало-уголок ,конец- кружок.

25. Выделение(подчёркивание) гласных/согласных.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителя – руководителя УИД учащихся. Этапы работы над проектом.

 Работа над проектом включает четыре этапа:- планирование;- аналитический этап;- этап обобщения информации;- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация)....

Памятка для учителей "Как организовать работу в группах "

Эта памятка была создана во  время работы над проектом "Групповая работа в учебном процессе". Буду рада, если она поможет в в организации групповой работы на уроках и во внеурочной деятельности....

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

Памятка для учителя

В материале предлагается памятка и анкета для учителя начальной школы, составленная логопедом...

Памятка для учителя начальной школы

В последнее время возросло количество детей с проблемами письма и чтения. Материал памятки поможет учителям в работе с детьми....

Памятка молодому учителю

Памятка Наставнику...

Памятки для учителя.

Правила организации работы со слабыми и инертными по своим индивидуально-типологическим особенностям детьми....