Система конспектов "Дифференциация звуков [т] -[д]"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Халбаева Наталья Алишеровна

Конспекты для коррекциии фонематического недоразвития у обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_t_t_i_bukva_t.docx669.16 КБ
Файл zvuki_d_d_i_bukva_d.docx138.7 КБ
Файл differentsiatsiya_zvukov_d-t_d-t.docx195.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Тема: звуки [т], [т’] и буква Т, т.

Цель: познакомить детей со звуками [т], [т’]  и буквой Т

Задачи:  

- выработать навык четкого произнесения звука;

-развивать фонематическое восприятие, умение слышать и выделять звук [т] из слова;

- познакомить детей с характеристикой звука;

- закреплять понятие согласный звук;

- закреплять понятия твердый, мягкий;

- разграничивать понятие звук и буква;

-познакомить детей с элементами написания буквы Т;

- развивать навыки звукового анализа и синтеза слов;

- формировать графо – моторные навыки;

Ход занятия

  1.         Повторение материала прошлых занятий.

  1.  Новый материал.

Посмотрите, что нарисовано (трамвай, тыква, тигр, торт, таракан).

- Какой первый звук в словах?

- Как звучит звук в словах торт, трамвай, тыква? (твердо)

- Как мы произносим звук Т? (кончик языка стучит по «бугоркам» за верхними зубками).

- Как звучит звук в слове тигр? (мягко)

- произнесите звук твердо.

- произнесите звук мягко.

-Гласный или согласный звук?

- С голосом или без голоса произносим звук? (без)

 значит это какой звук (глухой).

https://st1.stranamam.ru/data/cache/2010apr/20/42/251289_86366-550x500.jpg

  1. Игра «Друзья Тима и Тома»

Разделить детей на 2 группы. Первая – друзья Тима, вторая –друзья Тома. Первая встает, когда услышит слово с мягким звуком, вторая – с твердым. Затем, определяем место звука в слове и соотносим со схемой.

 Туфли, молоток, бегемот, тигр, кот, компот, слон, Катя, апельсин, топор, мыло, тюльпан, Витя, пальто, автобус, телёнок, курица, тюлень, роза, сметана, крякать.

  1. Физкультминутка

Будем дружно мы шагать, выше ноги подымать

Топ – топ- топ, Топ – топ- топ, Топ – топ- топ.

Будем дружно приседать, будем четко повторять:

То! То! То!

Будем руки подымать, поднимать и опускать:

Ты –ты, ты-ты, ты-ты!

  1. Буква Т.

Мы говорили про звук, а теперь будем говорить про букву.

Чем отличается звук и буква?

Нарисуйте букву в воздухе.

Заштрихуйте букву. Половину синим цветом, другую половину – зеленым.

  1. Звуковой анализ слов.

Отметьте место звука на схемах.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/121/688/121688065_zanimatelnaya_fonetika0024.jpg

  1. Слоговой анализ слов.

Посмотрите на картинку.

-  Что на ней изображено?

- В каких словах звук [т] находится в конце? (кот, самолёт, крот, парашют).

Поделите эти слова на слоги хлопками.

.

https://3.bp.blogspot.com/-WqkV8iqtS5I/Wik3BJMNGlI/AAAAAAAAEbc/D7yNfu7AD3kkXRh3RaqYVZwa8BM392faACLcBGAs/s1600/58.jpg

  1. Соедините слоги.

http://i.pinimg.com/1200x/9e/34/17/9e34171b047e371f6144dee0a289ad7a.jpg

  1. Звуко-буквенный синтез. составьте из букв слова.

НИТКИ, КАНАТ, КУСТЫ, КОТИК

  1. Итог занятия:

- о каком звуке и букве мы с вами сегодня говорили?

- какой он? (согласный, звонкий, может быть твердым и мягким)

       - что понравилось на занятии ?

       - что оказалось трудным?

       - что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Занятие №2

Тема: звуки [д], [д’] и буква Д.

Цель: познакомить детей со звуками [д], [д’] и буквой Д, формировать навыки звуко –буквенного анализа и синтеза слов.

Задачи:  

- выработать навык четкого произнесения звука;

-развивать фонематическое восприятие, умение слышать и выделять звуки [д], [д’] из слова;

- познакомить детей с характеристикой звука;

- закреплять понятие согласный звук;

- закреплять понятия твердый, мягкий;

-познакомить детей с элементами написания буквы Д;

- развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

 - формировать графо – моторные навыки;

Ход занятия

  1. Повторение материала прошлых занятий.
  2.           Новый материал.

Посмотрите, что нарисовано (дом, дым, дуб, дождь). Какой первый звук в словах?

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/09d4/000512e3-5cd23fe3/hello_html_mb8f4814.jpg

Как мы произносим звук Д? (кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами)

Значит, когда мы произносим этот звук язык мешает воздуху свободно выходить. Гласный или согласный звук?

С голосом или без голоса произносим звук? (с голосом)

- значит это какой звук (звонкий).

-как звучит звук в этих словах? (твердо)

-кто нарисован на картинке? (дикобраз, дятел)

- как звучит д в этих словах? (мягко)

  1. Фонетическая зарядка

Как дудят в дудочку? (ду- ду - ду)

- как звучит звук? (твердо)

Какой звук слышится, когда звенит колокольчик (динь-динь-динь)

- как звучит звук? (мягко)

  1. Повтори цепочки слогов.

С твердым звуком:

Да – до – ду

Ду- до – да

Ды – ду –да

До – ду ды  

С мягким звуком

Дя –дю – ди

Ди – де- дя

Де – дю –ди

Дю – де - ди

С твердым и мягким

Да-дя

Ды-ди

До-дё

Ду-дю

Ду-дю-ду

До-дё-до

Да-дя-да

Ды-ди-ды

5.  Игра «Поймай звук?»

Хлопните в ладоши, когда услышите звук [д].

Звезда, Денис, бумага, дом, клей,  дуб, дети, ручка,  орден, победа, линейка,  водопад, дождь, компьютер, радуга, дерево, диван.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/120e/0011ffe5-4fbdb131/hello_html_164279d4.jpg

  1. Игра «Где звук?»

Заштрихуйте синим карандашом место, где спрятался  твердый звук Д.

  1. Упражнение «Где звук?». 

Повтори слова, покажи на паровозике, где спрятался мягкий звук Д.

Дятел, Надя, лебеди, девочка, дело, индюк, деньги, жёлуди, дельфин, деталь, люди, один, Денис, дикий.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  1. Буква Д

Мы говорили про звук, а теперь будем говорить про букву. Чем отличается звук и буква?

(звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем)

В алфавите мы называем ее буква «дэ», а когда читаем, то произносим звук «д».

На что похожа буква?  (на дом).

Д – с высокой крышей дом,

В этом доме мы живем.

Нарисуйте букву в воздухе. Напиши целую строчку буквы.

Заштрихуйте букву. Половину синим цветом, другую половину – зеленым.

  1. Чтение слогов.

ДА, ДЫ, ДО, ДИ, ДУ, ДЕ.

Запись слогов под диктовку. Подчеркните твердые и мягкие согласные.

  1. Игра «Жук-буквоед». Жучок съел буковки, нужно починить слова и записать в тетрадь по слогам. На доске картинки и названия под ними. Посмотрите на картинки и вставьте пропущенную букву в их названии.

                           Д_НЯ, _ОД_, К_Р_Н_АШ, ПО_И_ОР.

  1. Скороговорки.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Денис без дела не сидел – он целый день конфеты ел.

Дарья дарит Дане дыни.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду – все равно тебя найду.

  1. Итог занятия:

- о каком звуке и букве мы с вами сегодня говорили?

- какой он? (согласный, звонкий, может быть твердым и мягким)

       - что понравилось на занятии ?

       - что оказалось трудным?

       - что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Занятие №  3

Тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’]

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков [д]-[т], [д’]-[т’] , умение соотносить звуки [д]-[т], [д’]-[т’] с буквами Д и Т.

Задачи:  

- выработать навык четкого произнесения звуков;

-развивать фонематическое восприятие;

- продолжить закреплять понятия твердый, мягкий;

- продолжить разграничивать понятия звук и буква;

- соотнесение звука с графическим изображением.

- развивать звуковой и слоговой анализ и синтез слов;

-продолжать расширять словарный запас;

- формировать грамматический строй речи.

Ход занятия

  1. Повторение материала прошлых занятий.

  1. Новый материал

К нам в гости пришли ребята Таня и Даня.

Что означают слова Таня и Даня? ( имена детей). Это очень похожие имена. А чем они отличаются? Какой первый звук в имени Даня? Какой первый звук в имени Таня?

Изменился один звук, а изменилось все слово.

Даня — полное имя Данил.            Таня — полное имя Татьяна.

Чем отличаются эти имена? .

  1. Характеристика звуков

Положите ладошку на горло, произнесите звуки. Определите какой из них звонкий, а какой глухой.

  1. Повторение  цепочек слогов.

Да-та, та-да, да-та-да, то-до-то, ты-ды-ты, та-да-та-да, да-та-да-та, да-та-та-да.

  1. Игра «Наоборот»

Замените в словах Т на Д и наоборот. Что получится? Запишите  получившиеся слова.

Тома -

тоска -

там -

Толя -

Тима -

Том -

тело -

коты-

  1. Упражнение. «Какой звук?».

Если в слове звук Т, то прыгни, если Д, то присядь.

Стул, лопата, терем. Котенок, удочка, доски, диваны. Гвозди, Дима, Настя, Лида, Денис, Петя.

  1. Подберите к картинкам схемы.

д

т

т

д

Удочка, коты, доски, стул

https://funforkids.ru/paint/carpenter/carpenter12.gif

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2018/04/kartinki-kotyat-raskraski.jpghttps://moi-raskraski.ru/images/raskraski/dlja-malenkih/stul/raskraski-stul-6.jpg

  1. Игра «Один-много»

Часто в словах звонкий звук д оглушается , и мы знаем какую букву писать. Давайте изменять слова, чтобы хорошо слышать звуки д и т.

Кот – коты, завод –заводы, сад, след, обед, мост, куст, сосед, хвост, поход, бегемот, снегопад, водопад, листопад, самолет.

  1. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в словах.

Закончите слова, добавив слог да или та.

бе...   ...бун  горо...     приро...

коф..  . ...та  воро...     порося...

во...   ...кой   боро...   свобо...

ва...    ...ры   гуся...     добро...

ро...    ...ют   утя...      полно...

10. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в предложениях.

Закончите предложения, используя картинки.

Даша рисует цветными ... (карандаши).

Гвозди забивают ... (молоток).

Дрова рубят (топор).

Землю копают ... (лопата).

Рыбу ловят ... (удочка).

Дети сидят за ... (парта).

Дедушка заплатил за ... (тапочки).

На лугу растет сочная ... (трава).

В лесу растут разные ... (ягоды).

На опушке леса растут ... (дубы).

  1. Итог занятия.

        - какие звуки мы сегодня различали?

       - чем они отличаются?

       - что понравилось на занятии ?

       - что оказалось трудным?

       - что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте "Буквы Ж, ж и звук <ж>" Система Занкова, 1 класс.

Разработка урока обучения грамоте http://www.k-yroky.ru/load/70-1-0-5451...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Урок обучения грамоте по теме: Звуки [г], [г’], [д], [д’] и буквы Г, г, Д, д. Заклички. (Система Занкова)

Цель деятельности учителя: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], [д], [д’] и познакомить с буквы Г, г, Д, д; способствова...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Согласные звуки {ф} {ф`}. Буквы Ф,ф". УМК "Развивающая система Занкова".

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Согласные звуки {ф} {ф`}. Буквы Ф,Ф" +презентация....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...