Формирование у первоклассников навыков анализа букв и звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Чудеснова Наталья Анатольевна

На уроке проводится поэтапное формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза от уровня букв, слов, словосочетаний и до уровня предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чудеснова Наталья Анатольевна

Учитель-логопед

ГБОУ лицей №378 г. Санкт-Петербург

Класс: 1

Тема логопедического занятия:

Формирование у первоклассников навыков анализа букв и звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель: Логопедическая коррекция ошибок добавления, пропуска букв при написании слова.

Задачи:

1.Коррекционные неречевые: развитие навыка планирования, самоконтроля и произвольной регуляции деятельности, развитие логического мышления.

2.Коррекционные речевые: поэтапное формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза от уровня букв, слов, словосочетаний и до уровня предложений.

3.Педагогические: воспитание учебной организованности и аккуратности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проекторная доска, индивидуальные сигнальные карточки «Светофорчики», тетради, ручки, цветные карандаши, поощрительные наклейки.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по коррекции дисграфии.
  1. Объявление темы и постановка цели занятия.
  2. Упражнение на определение последовательности букв в слове.
  3. Запись слов с определением количества звуков и букв в слове.
  4. Игровое упражнение с мячом на активизацию предикативного словаря.
  5. Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой.
  6. Упражнение на коррекцию слов с пропущенными гласными.
  1. Организация окончания занятия.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Этап и задачи: Организация рабочего места детей, развитие произвольной регуляции действий.

Л о г о п е д: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о буквах и звуках.

II. Основная часть.

1. Объявление темы и постановки цели занятия.

Этап и задачи: Объявление темы и постановка цели занятия. Анализ и сопоставление букв и звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки «Светафорчики».

Л о г о п е д: Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите зелёный сигнал, если неверное – то красный.

Звуки мы пишем и читаем. (Дети показывают красный сигнал)

Звуки мы произносим и слышим. (Дети показывают зелёный сигнал)

Буквы мы пишем и читаем. (Дети показывают зелёный сигнал)

Звуки делятся на гласные и согласные. (Дети показывают зелёный сигнал)

При произнесении гласного звука воздух встречает преграду. (Дети показывают красный сигнал)

Гласные звуки бывают звонкие и глухие. (Дети показывают красный сигнал)

При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду. (Дети показывают зелёный сигнал)

Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые. (Дети показывают зелёный сигнал)

Л о г о п е д:  Итак, ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о буквах и звуках, о их количестве и последовательности в словах.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТЕКСТ ПЕРВОГО СЛАЙДА (СЛАЙД 2).

2. Упражнение на определение последовательности букв в слове.

Этап и задачи: Развитие навыка сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза, определение последовательности букв в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска, тетради, ручки.

Л о г о п е д: Ребята, на доске вы видите 4 строчки с буквами, которые записаны через запятую. Это буквы, из которых будут состоять слова-отгадки. Послушайте, пожалуйста, первую загадку. Буквы, которые вы записали в первой строке подскажут вам отгадку.

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко!

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение коровы.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ВТОРОЙ СЛАЙД (СЛАЙД 3).

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: КОРОВА.

Весь день на воде,

а водой не насытится.

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение утки.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ТРЕТИЙ СЛАЙД (СЛАЙД 4).

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: УТКА.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 5).

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение ПЕТУХА.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ПЯТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 6).

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: ПЕТУХ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ШЕСТОЙ СЛАЙД (СЛАЙД 7).

Я птица важная, ни с кем я не дружу,

От важности надутый я хожу,

Бываю белым я и чёрным, как земля,

 На клюве у меня висит петля.

Ученики говорят отгадку и объясняют, как они догадались. Логопед 2 раза кликает в правой половине слайда – появляется изображение ИНДЮКА.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ СЕДЬМОЙ СЛАЙД (СЛАЙД 8).

Затем в тетради составляют и записывают на первой строчке слово из букв-рассыпушек: ПЕТУХ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ВОСЬМОЙ СЛАЙД (СЛАЙД 9).

3. Запись слов с определением количества звуков и букв в слове.

Этап и задачи: Развитие навыка сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза, навыка соотнесения количества букв и звуков в слове.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска, тетради, ручки.

Л о г о п е д: Молодцы! Вы отлично умеете составлять слова из букв-рассыпушек. Теперь перед вами рисунки.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ДЕВЯТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 10).

Л о г о п е д: Я хочу попросить вас подписать под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии. Например: лиса – 4 буквы, 4 звука; конь – 4 буквы, 3 звука.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ДЕСЯТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 11).

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это ГУСЬ).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: ГУСЬ – 4 Б., 3 ЗВ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ОДИННАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 12).

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это КОШКА).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: КОШКА – 5 Б., 5 ЗВ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ДВЕНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 13).

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это КОЗА).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: КОЗА – 4 Б., 4 ЗВ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ТРИНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 14).

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это КОНЬ).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: КОНЬ – 4 Б., 3 ЗВ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 15).

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это СВИНЬЯ).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: СВИНЬЯ – 6 Б., 6 ЗВ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ПЯТНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 16).

Л о г о п е д: Итак, ребята, что вы видите на первой картинке. (Ученики: это БАРАН).

Правильно, а теперь запишите название картинки и количество букв и звуков. (Учащиеся выполняют задание.)

Л о г о п е д: Ребята, проверьте, так ли у вас записано. Логопед 2 раза кликает на области слайда под картинкой  – появляется запись: БАРАН – 5 Б., 5 ЗВ.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ШЕСТНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 17).

4. Игровое упражнение с мячом на активизацию предикативного словаря.

Этап и задачи: Развитие общей моторики, актуализация предикативного словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ: мяч.

Л о г о п е д: Ребята, а теперь в станьте в круг. Сейчас я буду, бросая мяч, называть домашнее животное или птицу. Вы должны будете сказать, как это животное голос подаёт. Например: корова-…мычит.

Речевой материал:

Кошка… -…(ученик: Кошка мяукает.)

Собака …– (ученик: Собака лает.)

Лошадь… - (ученик: Лошадь ржёт.)

Коза…- (ученик: Коза блеет.)

Свинья…- (ученик: Свинья хруюкает.)

Петух…- (ученик: Петух кукарекает.)

Курица…- (ученик: Курица кудахчет.)

Индюк…- (ученик: Индюк болболчет.)

Утка…- (ученик: Утка крякает.)

Гусь…- (ученик: Гусь гогочет.)

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ СЕМНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 18).

5. Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой.

Этап и задачи: Развитие  сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза на уровне словосочетаний, совершенствование навыка чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска.

Л о г о п е д: Ребята, посмотрите внимательно. Во втором зелёном столбике написаны парочки слов. Давайте их прочитаем. (Ученик читает пары слов.)

Л о г о п е д: Скажите, чем отличаются слова? (Ученики: в одном из слов в паре на одну букву больше/меньше). Значение слов в зависимости от количества букв тоже меняется? (Ученики подтверждают.)

Л о г о п е д: А теперь, поставьте каждое слово на своё место и прочитайте получившиеся словосочетания.

Дети читают: серая утка-глупая шутка, настольная лампа-кошачья лапа, выметаем сор-ведём спор, пушистый крот-слепой крот, игрушечный танк-сделаем так.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 19).

6.Упражнение на коррекцию слов с пропущенными гласными.

Этап и задачи: Развитие  сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза на уровне предложений.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проекторная доска, индивидуальные карточки с заданием, тетради, ручки, красные карандаши.

Л о г о п е д: Молодцы! Теперь следующее задание. Незнайка написал предложения с ошибками. Прочитайте предложения. Найдите ошибки.

Задание. Внимательно прочитай предложения. Найди ошибки.

Корова мчит.

Собка лает.

Петх поёт.

Котят  пищат.

Напиши предложения правильно. Подчеркни вставленные гласные красным карандашом.

У ч е н и к и (по очереди находят ошибки в каждом предложении):

Корова мычит. В слове «мчит» пропущена буква «ы» после «м».  

Собака лает. В слове «собка» пропущена буква «а» после «б».

Петух поёт. В слове «петх» пропущена буква «у» после «т».

Котята пищат. В слове «котят» пропущена буква «а» после «т».

Л о г о п е д: А теперь, ребята,  напишите предложения правильно. Подчеркните вставленные гласные красным карандашом.

ЗДЕСЬ ЗАКАНЧИВАЕТ ДВАДЦАТЫЙ СЛАЙД (СЛАЙД 21).

Л о г о п е д: Ребята, проверьте себя!

III. Организация окончания занятия.

О б о р у д о в а н и е: зелёный, красный, жёлтый карандаши, поощрительные наклейки.

Л о г о п е д: Ребята, вы – молодцы! Вы отлично сегодня поработали. Давайте в тетрадке обозначим, как каждый из вас сегодня поработал. Если было легко и ты с каждым заданием отлично справился – нарисуй красное яблочко, если у тебя были маленькие трудности (не больше 2 ошибок, которые ты сам нашёл и исправил), но ты их преодолел нарисуй жёлтый цветок, а если было очень трудно и у тебя было больше 3 ошибок в тетрадке нарисуй зелёную травку.

Индивидуальная оценка ученических работ логопедом. Награды (наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.

Индивидуальное логопедическое занятие  "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Речевой материал для автоматизации звука [Ж] (слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)

Данный материал поможет учителю-логопеду в работе с детьми, которые испытывают трудности при произношении звука ж. Материал представлен в игровой форме....

Упражнения на этапе автоматизации звука Р (слова, словосочетания, предложения)

В материале предложены несколько вариантов упражнений для автоматизации звука Р в словах. словосочетаниях и предложениях. Материал будет полезен родителям и педагогам, работающим с детьми....

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...

Формирование у первоклассников навыков анализа букв и звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.

В презентации урока проводится поэтапное формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза от уровня букв, слов, словосочетаний и до уровня предложений....