Тема занятия: Звуки [в] [в,]. Буква Вв.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
На занятии учащиеся познакомятся с новой буквой и звуками, будут учиться соотносить звуки с графическим образом буквы.Совершенствуются умения и навыки в звукобуквенном, слоговом анализе и синтезе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 44.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
для обучающихся 1 класса.
Тема: «Звуки [в] [в,]. Буква В в.»
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи 3ур., на фоне задержки психического развития» (вариант ФГОС 7.2.)
Разработала: учитель-логопед
В.Н. Сковородникова
г. Сланцы
Ленинградская область
Тема занятия : | Тема занятия: Звуки [в] [в,]. Буква Вв. |
Цели занятия : | Познакомить с новыми звуками [в] [в,], буквами Вв, совершенствовать навыки звукобуквенного, слогового анализа. |
Задачи занятия: | Коррекционно-образовательные:
Коррекционно - развивающие:
Воспитательные:
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/закрепят/др. ученики в ходе занятия | На занятии учащиеся познакомятся с новыми звуками и буквой, будут учиться соотносить звуки с графическим образом буквы, выделять согласный звук из слога, слова, словосочетания, предложения, познакомятся с новым предлогом. Совершенствуются умения и навыки в звуко-буквенном и слоговом анализе и синтезе не только простых форм, но и сложных. Обогащается активный словарь учащихся и развиваются умения в составлении предложений по картинке, деформированных предложений. Развивается умение работать в парах, совершенствуются умения в самооценке. Закрепляются знания и умения в оформлении предложения на письме, овладевают навыками письма и чтения. Формируются и совершенствуются коммуникативные умения и навыки. Продолжается развитие психологических предпосылок к обучению. |
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). | Учащиеся учатся определять тему и цель занятия, работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на занятии, давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Учатся слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии. |
Необходимое оборудование и материалы | Мяч, звуковые символы, схемы для характеристики артикуляции звуков, звуковые линейки, кубики для звукового анализа, ниткография, ребус, стилизованная буква «В», плакат с печатной и прописной буквой Вв, карточки с деформированными предложениями, лепестки и сердцевина ромашки, символы для самооценки, слоговые таблицы, зеркала, игрушка Совунья, презентация Microsaft Power Point. |
Этапы занятия | Время, | Подробное описание метода обучения | Описание действий участников образовательного процесса | |
Инициация | 1 мин | Метод: «Азбука хороших слов» Цели: Создать хорошее настроение у учащихся, вызвать интерес, настроить на работу на занятии. Участники: все Время: 1-2 мин. Необходимый материал: - Проведение: Дети стоят около своих мест. Я прошу их улыбнуться и сказать добрые слова друг другу. Примечание: Этот метод создаёт позитивное мотивационное поле в группе, концентрирует внимание, организовывает детей, включает их в деятельность. | Л. Мы внимательны, мы старательны, мы отлично учимся и всё у нас получится. Улыбнитесь и скажите друг другу добрые слова. О.
| |
Вхождение или погружение в тему. | 7-8 мин. | Метод: «Биоэнергопластика». Цели: Укрепление мышц артикуляционного аппарата, ускорение исправления дефектных звуков у детей, развитие умения согласовывать движения руки с движениями артикуляционного аппарата, развитие координации движений и мелкой моторики. Участники: Все Время: 3мин. Необходимый материал: индивидуальные зеркала Проведение: Выполняются содружественные движения языка и руки под счёт логопеда. Я считаю и выполняю вместе с детьми движения рукой. Упр. «Лопатка» - движения языка сопровождается с движением руки: большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед. Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. “Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”. Упр. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево. Примечание: Упражнение оказывает благотворительное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности. Метод: «Угадайка» Цели: Поддержание мотивации, познавательной активности. Формирование у детей умения определять тему занятия. Развитие звукового анализа и синтеза. Актуализировать опорные знания и умения. Участники: все Время:1-2мин. Необходимый материал: Ребус. (Приложение 1). Проведение: Предлагаю детям разгадать ребус, для этого надо определить 1 звук в названиях картинок и звуки соединить. Примечание: Использую частично-поисковый метод. Включение мультипликационного героя в занятие способствует поддержанию интереса, вовлечённости, высокой познавательной активности. Подводится итог работы, путем поощрения действий детей. | 1.Артикуляционная гимнастика. Л Каждый день всегда, везде, на занятии в игре, громко, чётко говорим, никуда мы не спешим. Что нужно сделать, чтобы речь была чёткая? О. Артикуляционную гимнастику дети выполняют сидя, перед индивидуальными зеркалами. 2.Развитие зрительного буквенного гнозиса. Цель: развитие зрительного восприятия, закрепление написания изученных букв, закрепление знаний о звуках. Памятка о посадке. Запись числа. Л. Вспомним памятку о посадке и запишем число. О.. Я тетрадь свою открою и наклонно положу, ручку правильно держу, за посадкой я слежу. (Учащиеся записывают число). Л.Что записано у вас в тетради. О. …. Л.Допишите элементы букв. (Дописывают элементы букв). Л. Чем отличаются буквы от звуков? О…. Л.На какие группы делятся все звуки? О… Л. Зажгите красный фонарик под буквами, которые обозначают гласный звук. (Обозначают красной ручкой гласные звуки.) Подведение итога этой работы. Л. К нам пришёл гость. А кто это, отгадайте. Определите 1й звук в названии предметов, нарисованных на картинках и соедините их. О. (Предъявляю мягкую игрушку Совуньи). Л. К нам пришла в гости сова, а друзья её, называют Совунья. Она будет присутствовать на занятии и познакомит вас с новым звуком и буквой, а с каким, скажите сами. Он 3й в её имени. О. Л.Сообщите тему занятия. О. … (Выслушиваю ответы и формулирую ещё раз тему и цель занятия). (Слайд 1) Л. Какой это звук гласный или согласный? Докажите, почему? О. … | |
Интерактивная лекция | 4-5 мин. | Примечание: Для реализации этого этапа занятия идёт «включение» всех типов анализаторов (слухового, зрительного, тактильного кинестетического). Проводится учащимися исследовательская деятельность. | Наблюдение за артикуляцией звука. Л.Возьмите зеркала и произнесите звук [в]. Наблюдайте за артикуляцией звука. (Учащиеся, глядя в зеркала, произносят звук и наблюдают за положением губ, зубов, языка, проверяют работу голосовых связок). Л. Как мы его произносим? О. (Описывают положение органов артикуляционного аппарата по схеме). Приложение 2 Характеристика звука. Л. Дайте характеристику звуку. О. Л. Совунья спрашивает, а есть ли у звука [в] мягкий вариант звучания? О. Л. Дайте характеристику звуку [в,] О. По ходу характеристики звука детьми, вывешиваю демонстративные звуковые схемы. (Приложение 3) Л. Выберите и покажите звуковую схему звуков [в] [в,] . (Дети выбирают и показывают, подходящую к этому звуку, звуковую схему). (Приложение 4) Подводится итог работы детей, путём устного поощрения. | |
Проработка содержания темы | 25 мин | Метод: «Волшебники» Цели: Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового анализа, координации движений, внимания. Участники: все Время: 2мин. Необходимый материал: мяч Проведение: Дети встают, я сообщаю, что они сейчас будут волшебниками и даю задание от лица Совуньи. Бросаю мяч, они ловят и возвращают, выполнив задание. Метод «Стенка Цели: Развитие логического мышления, внимания, памяти, звукового, слогового анализа и синтеза. Упражнение в словообразовании. Участники: все Время: 3-4мин. Необходимый материал: ИКТ, звуковые линейки, (Приложение 5)звуковые схемы (Приложение 4), кубики белого (согласные зв.) и красного цвета (гласные зв). Проведение: Прошу отгадать слова. При правильном назывании предмета, появляется картинка с изображением животного и сопровождается характерным звукоподражанием для данного животного. Учащиеся выполняют звуковой анализ слова (на звуковой линейке выкладывают схему слова (согласные - белыми кубиками, гласные – красными), определяют место дежурного звука и рядом кладут звуковую схему: твёрдый или мягкий) Примечание: Применяю метод наглядного моделирования, который помогает ребёнку зрительно представить абстрактное понятие (звук, слово). Опорные схемы также способствуют развитию зрительной, двигательной, ассоциативной памяти. Использую процесс - визуализации. В силу своих психических особенностей, этот процесс обеспечивает наглядное, чёткое восприятие и понимание информации. Метод: Динамическая пауза. Цели: Развитие общей моторики, согласования речи и движения, снятие физической и психологической напряжённости. Упражнение в словообразование названий детёнышей животных. Участники: все Время:2мин Необходимый материал: Проведение: Предлагаю отдохнуть и сообщаю, что названия детёнышей животных они должны произнести самостоятельно. Вместе со мной произносим слова, имитируя движения животных. Названия детёнышей животных дети произносят сами. Метод: Ниткография. Цель: Закрепление зрительного образа буквы, развитие мелкой моторики. Примечание: Задействованы тактильные, зрительные анализаторы. Метод «Собирайка» Цель: Совершенствовать оптико-пространственные представления (умения быстро ориентироваться по сторонам). Развитие аналитико-синтетической деятельности. Участники: все Время: 5мин. Необходимые материалы: а) Ромбы с написанными в них буквами; (Приложение 11) б) буквы разные по высоте. (Приложение 12) Проведение: Предлагаю расшифровать слова, следуя инструкции. Учащиеся следуют указаниям, получаются слова. Делят слова на слоги с опорой, используя приём «Игра на пианино» Метод наблюдения. «Инфоугадайка» Цель: Активизирование учебного процесса, развитие диалогической речи, обогащение словаря новыми словами. Участники: все Время проведения: 3мин. Необходимый ресурс: ИКТ, слайд 5,6. Проведение: Прошу ответить на вопросы, а затем закончить начатые мной предложения. Ввожу в активный словарь новое слово «логово» и объясняю его, опираясь на наглядность. Прошу провести наблюдение за предложениями и определить, какое короткое слово встречается в словах. Делаем вывод о его лексическом значении. Метод «Ульи» Цель: Учить работать в парах. Развивать умения слушать друг друга, активизировать учебный процесс, создать ситуацию успеха. Развивать умения составлять деформированные предложения, развивать мыслительные операции. Участники: по парам. Время проведения: 3 мин. Необходимый материал: карточки с написанными словами (Приложение 13), ИКТ ( слайд 7) Проведение: Предлагаю работать в парах. Даю карточки и путём вопросно-ответной формы выясняем задание. Учащиеся составляют предложение. Прошу сравнить составленные предложения с образцом. ( Слайд 7) | Л. Покажите Совунье, как вы умеете превращать слова. Я вам бросаю мяч и вместе с ним дарю и слово. Вы мяч верните и в словах 1й звук на [в] [в,] замените. ТОЛК О. ВОЛК. (Аналогично с остальными словами: ГАЗЫ, МИТЯ, ТАНЯ). Подведение итога работы от лица Совуньи. Примечание. Создаётся атмосфера волшебства, новизны, поддерживается деятельная активность, внимание. Л.Совунья задумала слова, отгадайте их. На звуковой линейке выложите кубиками схему данных слов. Определите, место звука [в] или [в,]. - Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. - О. Волк. Слайд 2 (картинки появляются кликом мыши). (Аналогичная работа проводится с остальными словами). - Папа - кабан, а мама - … (свинья). Слайд 2 - Кто это? … (лев). Слайд 2 - А когда их много? (Львы). Слайд 2 - 2й - слог РО, 1й - КО, 3й - ВА. (корова). Слайд 2 Л. На какие группы можно разделить эти предметы? О. (Подведение итогов, путём поощрения действий детей) Л. Совунья предлагает вам отдохнуть. Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой: За мамой лосихой топал - …. За мамой лисицей крался -…., за мамой ежихой катился - …, за мамой белкой скакали - …, за мамой медведицей шли - …., за мамой зайчихой – косые …, Волчица вела за собою... . Все мамы и дети напиться хотят. Знакомство с буквой. Л. Скажите Совунье, какой буквой обозначают звуки [в] [в,] ? О. Показ буквы Вв на плакате (приложение 8), показ стилизованной буквы (приложение 7). Показ написания букв Вв – слайд 3, 4. Дети отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ. Показываю буквы Вв, затем показываю картинку с изображением стилизованной буквы, дети её находят и обводят. Показываю написание букв с использованием ИКТ – это способствует закреплению последовательности начертания буквы, оптимизирует процесс обучения за счёт придания ему интерактивного характера. Л. Помогите Совунье написать букву ниткой. Дети «пишут» ниткой букву на наждачной бумаге. (Подведение итогов, путём поощрения действий детей). Л. Напишите в тетради 3 раза заглавную и строчную буквы В в, чередуя. Гимнастика для глаз. Цель: Расширение поля зрения, улучшение восприятие, снятие усталости глаз. Л. Сделаем упражнения для глазок с помощью тренажёра. (Приложение 10) (Предлагаю выполнить гимнастические упражнения для глаз. Выполняют движение глазами по траекториям: зелёной- 3р., красной-3р., по диагонали, по вертикали, по горизонтали, затем закрывают глаза, открывают и часто моргают). Работа со слоговой таблицей. Чтение слогов, слов с буквой В. (Приложение 9). Л. Для Совуньи прочитайте слоги, слова с новой буквой В. Ребята читают слоги индивидуально, цепочкой по строчкам; по столбикам. (Подведение итогов, путём поощрения действий детей) Л. Расшифруйте слова Совуньи. Найдите в верхнем правом ромбе букву посередине. О. В. Л. В нижнем левом ромбике - верхнюю букву О. О. Л. В верхнем левом ромбике - букву снизу (Л). О. Л. Л. Какое слово получилось? О. (ВОЛ) Л. Замените в слове ВОЛ гласную, чтобы получилось новое слово. О. ВЫЛ, ВИЛ . Л. Расставьте буквы по росту, от высокой до низкой. ЫОСВ. (Приложение12) О. Л. Запишите слова. Л. Определите, какой звук даёт буква «В» в словах. Обозначьте его. О. Л.Обозначьте гласные . Л.Разделите слова на слоги. (Учащиеся называют буквы, запоминают и называют получившееся слово. Я объясняю слово ВОЛ и показываю им картинку). ( Приложение 6) Привлекаю их внимание к семантике слов ВЫЛ, ВИЛ. Дети записывают все отгаданные слова в тетради, громко проговаривая, что способствует грамотному письму. Затем подчёркивают схематически звук [в] [в,], обозначают гласные, делят слова на слоги, проговорив последовательно по плану действия). (Подведение итогов, путём поощрения действий детей) Работа над предлогом «В» Л. Ребята, а знаете ли вы, кто живёт в лесу? О. Л.А знаете ли вы, как называются дома лесных жителей. О. Л. А теперь помогите Совунье закончить предложение. Белка спряталась ….. (в дупле). Лиса живёт … (в норке). (Слайд 5 – появляются картинки кликом мыши). Л. Ребята, во всех предложениях было короткое слово. Назовите его. О. (слайд 5) Л. Медведь спит … (в берлоге). Волки отдыхают … (в логове). (Слайд 6). Л. Какое короткое слово услышали? О. (слайд 6). Л. На что указывает короткое слово. О. Подведение итога работы. Работа над предложением. Л. Сейчас вы будете работать парами. Прочитайте слова на карточках. О. выл, в, волк, лесу;. О. спит, в, волк, логове. Л. Связаны ли слова по смыслу? О. Л. Что надо сделать в этом задании, объясните? О. Связать слова по смыслу. Л.Прочитайте получившиеся предложения. О Л.Проверьте себя. (Слайд 7) (Подведение итогов, путём поощрения действий детей) | |
Подведение итогов | 3 мин. | Метод «Ромашка» Цель: Получение от учащихся информации о результатах учения на занятии. Участники: все Время проведения: 2 мин. Необходимый материал: лепестки и сердцевина ромашки. Проведение: Задаю вопрос, а дети отвечают на него и приклеивают лепесток к сердцевинке ромашки. Метод. Рефлексия. Цель: Развитие у учащихся способности возвращаться и анализировать свою работу на занятии. Развитие навыка адекватной самооценки. Участники: все Время проведения: 1мин. Необходимый материал: картинки с разными эмоциями. (Приложение 14) Проведение: Прошу оценить свою работу на занятии и показать символ. | Л. Какие звуки мы изучали? О. Л. Дайте характеристику звуку [в]; [в,] . О. Л. Какие слова запомнили со звуками [в] [в,] ? О. Л. . На что указывает короткое слово В? О. Л. Поднимите символ в зависимости от того, насколько вы были активными на занятии: работал активно; работал не в полную силу, могу лучше; работать не хотел; Оценивают свою деятельность на занятии. Примечание: На каждом занятии прошу кратко обосновать свой выбор картинки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»
Шкатова Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х , ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х»
Данный урок разработан в системе УМК "Школа 2100"....
Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"
Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [ш]- [щ], букв ша-ща»
Занятие проводится с учащимися 2 класса имеющими ОНР.Цель: уточнение произношения и сравнение звуков [ш]-[щ], дифференциация букв ш-щ на письме.Задачи: содействие закреплению связи между фонемой, арти...
Тема фронтального логопедического занятия: Звуки [ф], [ф’], буква Ф.
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Тема занятия: Звуки [з], [з,]. Буква З.
Цели: научить дифференцировать звуки в слогах, в словах, в предложениях, уточнить произношение и правильную артикуляцию этих звуков, учить отличать звуки [з], [з,] и букву З от других звуков и б...