Программа внеурочной деятельности «Планета слов».
рабочая программа по логопедии

Программа внеурочной деятельности «Планета слов».Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochke_1_2.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Усть-Лабинский район ст -ца Тенгинская

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Тенгинской

                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                                                                    решение педагогического совета

                                                                                    от  27 августа 2021 года,   протокол № 1

                                                                                    Председатель _________С. В.  Морозова                                                                                                

 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Планета Слов»

Уровень образования:  начальное общее  - 1-4 классы

Количество часов:  

1 класс –  33 часа.

2 класс  – 34 часов.

3 класс –  34 часов.

4 класс  – 34 часов.

   

 Учитель- логопед:                       Кормилицына Оксана Владимировна

         Программа разработана с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой

Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности «Планета Слов» для 1-4 классов составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и нормативно - правовых документов:

  • Федеральный Закон 273 – ФЗ от 29.12.2012 ( ред. от 01.03.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  •  АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Тенгинской;
  • Постановление Главного  государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 г. №  28  «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  • Учебный план ГКОУ КК  специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Тенгинской на 2021-2022 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         

      Уровень программы коррекционно-развивающий.

          Программа предназначена для работы с обучающимися с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальных (коррекционных) школах   и в общеобразовательных школах в рамках инклюзивного образования.

Цель программы: 

-  развитие лексико-грамматического строя речи.

Задачи программы:

- пополнение и обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;

- развитие навыков словоизменения;

- формирование навыка образования предложно-падежных конструкций;

- развитие навыков словообразования.

Общая характеристика программы

       Программа внеурочной деятельности «Планета Слов» состоит из следующих                         основных разделов:

-обогащение словаря;

-словоизменение;

-предложно-падежные конструкции;

-словообразование.

     Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов:

-структурно-системный принцип;

-принцип комплексности;

-принцип дифференциации;

-принцип концентризма;

-принцип последовательности;

-принцип коммуникативности;

-принцип минимизации;

-принцип доступности и индивидуализации;

-принцип активности и интенсивности;

-принцип сознательности, наглядности и научности.

Общая характеристика программы с учетом особенностей её освоения обучающимися

          Под лексико-грамматической стороной речи понимается словарь и правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, в котором можно выделить его значение и звуковой состав. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Данная программа направлена на развитие морфологического уровня, предполагающего умение владеть приемами словоизменения и словообразования.

         У детей с системным нарушением речи отмечается недоразвитие всех компонентов речи. Несформированность лексико-грамматических компонентов выражается, прежде всего, в недостаточном объеме словаря. Такие дети испытывают затруднения при использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий, неправильном использовании предлогов. У детей с ОВЗ недостаточный запас обобщающих слов, нарушение структуры значения слова. В большинстве случаев отмечается преобладание денотативного компонента значения слова над лексико-семантическим.

      Обогащение  словарного запаса решает задачу накопление и уточнение представлений, формирования понятий. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления.

    Развитие словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью возможно лишь в процессе целенаправленного обучения. Работа по обогащению словаря ведется в трех направлениях: уточнение, расширение и актуализация словарного запаса.    

       Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику. У детей с системным недоразвитием речи оформление грамматического строя происходит намного медленнее и с большими трудностями, чем овладение словарем. У детей с ОВЗ наблюдается нарушение согласования слов в словосочетаниях по типу управления, сложности понимания и использования падежных и числовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов, неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

      Функция словообразования у детей с интеллектуальными нарушениями является еще мене сформированной, чем функция словоизменения. Недостаточность функции проявляется в трудностях образования относительных, притяжательных прилагательных. Такие дети испытывают  затруднения при образовании слов префиксальным способом. В основном такие дети пользуются суффиксальным способом словообразования, но количество используемых суффиксов невелико.

         Развитие морфологического уровня грамматического строя языка является актуальным для обучающимися с умственной отсталостью.

 

Распределение количества часов

         программы внеурочной деятельности «Планета Слов»

 

Классы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1

1

33

2

1

34

3

1

34

4

1

34

Личностные и предметные результаты освоения программы «Планета Слов»

Личностные результаты:

- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-   развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-    формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

-    формирование положительного отношения к логопедическим занятиям;

-    формирование уважительного отношения к русскому языку;

-    формирование интереса к языковой и речевой деятельности;

-   формирование представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

-   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

1 класс

Предметные результаты:

-различать предметы сходные внешне и по назначению;

-различать предметы по вопросам;

-объяснять значение слов;

- соотносить группы предметов с обобщающим существительным;

-знать значение обобщающих существительных;

- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;

- различать значение многозначных слов;

- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;

- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;

- уметь образовывать относительные прилагательные;

2 класс

Предметные результаты:

- соотносить группы предметов с обобщающим существительным;

- знать значение обобщающих существительных;

- уметь различать  глаголы;

- уметь согласовывать  слова, обозначающие действие со словами, обозначающими предметы;

- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;

- различать значение многозначных слов;

- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;

- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;

- уметь образовывать относительные прилагательные;

-  уметь образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

3 класс

Предметные результаты:

- уметь объяснять значение слов;

- уметь различать глаголы;

- уметь согласовывать  слова, обозначающие действие со словами, обозначающими предметы;

- уметь различать прилагательные;

- уметь дифференцировать предлоги в речи;

-  правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;

-  подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;

-  уметь различать значение многозначных слов;

-  уметь  различать родственные слова;

-  уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;

- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;

- уметь образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

- уметь образовывать относительные  и притяжательные прилагательные.

4 класс

Предметные результаты:

- уметь объяснять значение слов;

- уметь различать глаголы;

- уметь согласовывать  слова, обозначающие действие со словами, обозначающими предметы;

- уметь различать прилагательные;

- уметь дифференцировать предлоги в речи;

- правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;

- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;

- уметь различать значение многозначных слов;

- уметь  различать родственные слова;

- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;

- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;

- уметь образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

- уметь образовывать относительные  и притяжательные прилагательные;

- уметь образовывать слова суффиксальным и префиксальным способами.

Содержание программы

1 класс

       Предметная соотнесенность и  понятийное содержание слов. Слова, обозначающие название частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Слова, обозначающие материал, пространственные, временные, количественные понятия и отношения, эмоциональное состояние людей.

     Различение предметов, сходных внешне и по назначению. Слова, обозначающие цвет, величину, форму. Соотнесение группы предметов с обобщающим существительным. Значение обобщающих существительных. Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям. Полисемия.

    Использование в речи глаголов с дифференциацией  ситуации.

    Использование в речи простых предлогов.

    Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак. Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.

    Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Тематическое планирование.

1.  Обогащение словаря – 15 ч

2.  Словоизменение – 6 ч

3.  Предложно-падежные конструкции – 7 ч

4.  Словообразование –

Всего – 33ч.

2 класс

    Слова, обозначающие название частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Существительные в единственном и множественном числе.

    Сравнение двух предметов и определение их сходства и различия; различение слов по их отношениям к родовым категориям.

     Многозначные слова.

    Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак.

     Слова, обозначающие действия; группировка действий по признаку их однородности; различение предметов по их действиям. Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.

     Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.

     Использование в речи простых предлогов.

     Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.

    Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

Тематическое планирование.

1.  Обогащение словаря – 13 ч

2.  Словоизменение – 7 ч

3.  Предложно-падежные конструкции – 7 ч

4.  Словообразование –

Всего – 34ч.

3 класс

     Существительные в единственном и множественном числе.

     Правильное употребление в речи существительных в различных формах, в зависимости от связи с другими словами в предложении.

     Многозначные слова.

     Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак.

     Согласование существительных с числительными.

     Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.

     Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.

     Использование в речи простых предлогов.

     Родственные слова.

     Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.

     Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

      Образование притяжательных прилагательных.

Тематическое планирование.

1.  Обогащение словаря – 10 ч

2.  Словоизменение – 5 ч

3.  Предложно-падежные конструкции – 10 ч

4.  Словообразование –

Всего – 34ч.

4 класс

     Существительные в единственном и множественном числе.

     Правильное употребление в речи существительных в различных формах, в зависимости от связи с другими словами в предложении.

     Многозначные слова.

     Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак.

     Подбор и название ряда признаков предмета и определение по ряду признаков.

     Согласование существительных с числительными.

     Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.

     Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.

     Родственные слова.

     Использование в речи простых предлогов.

     Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.

    Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

     Образование притяжательных прилагательных.

     Образование глаголов и прилагательных  приставочным способом.

Тематическое планирование.

1.  Обогащение словаря – 7 ч

2.  Словоизменение – 5 ч

3.  Предложно-падежные конструкции – 10 ч

4.  Словообразование – 12 ч

Всего – 34ч.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников . М.: Изадательский центр «Академия», 2000 г.
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.- Спб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005г.
  3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном  логопункте.- М., 1991г.
  4. Лайло В.В. Повышение грамотности  и развитие мышления.- М., 2001г.
  5. Лалаева Р.И., Венедиктова  Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- Спб., 1997г.
  6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. Ф. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб: СОЮЗ, 1999
  7. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал  для развития техники чтения  в начальной школе:  Учебн. пособие. – 4-издание. М., 2004г.
  8. Л.Е.Шевченко, «Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы», г. Армавир,  2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"

Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"...

программа внеурочной деятельности "Планета Загадок"

Программа общеинтеллектуального направления, расчитанная на 4 года обучения....

Программа внеурочной деятельности "Планета детства"

В основу программы  внеурочной деятельности положены следующие принципы:• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;• развитие индиви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...

Программа внеурочной деятельности "Планета Здоровья"

Программа "Планета Здоровья"  4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"

Программа внеурочной деятельности. 2-4 кл. Спортивно- оздоровительное направление....