Программа внеурочной деятельности «Планета слов».
рабочая программа по логопедии
Программа внеурочной деятельности «Планета слов».Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochke_1_2.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Усть-Лабинский район ст -ца Тенгинская
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат
ст-цы Тенгинской
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 27 августа 2021 года, протокол № 1
Председатель _________С. В. Морозова
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Планета Слов»
Уровень образования: начальное общее - 1-4 классы
Количество часов:
1 класс – 33 часа.
2 класс – 34 часов.
3 класс – 34 часов.
4 класс – 34 часов.
Учитель- логопед: Кормилицына Оксана Владимировна
Программа разработана с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Планета Слов» для 1-4 классов составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основе программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой и нормативно - правовых документов:
- Федеральный Закон 273 – ФЗ от 29.12.2012 ( ред. от 01.03.2020 г.) «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ №1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Тенгинской;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Учебный план ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы – интерната ст-цы Тенгинской на 2021-2022 учебный год для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы коррекционно-развивающий.
Программа предназначена для работы с обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в специальных (коррекционных) школах и в общеобразовательных школах в рамках инклюзивного образования.
Цель программы:
- развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи программы:
- пополнение и обогащение словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;
- развитие навыков словоизменения;
- формирование навыка образования предложно-падежных конструкций;
- развитие навыков словообразования.
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности «Планета Слов» состоит из следующих основных разделов:
-обогащение словаря;
-словоизменение;
-предложно-падежные конструкции;
-словообразование.
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов:
-структурно-системный принцип;
-принцип комплексности;
-принцип дифференциации;
-принцип концентризма;
-принцип последовательности;
-принцип коммуникативности;
-принцип минимизации;
-принцип доступности и индивидуализации;
-принцип активности и интенсивности;
-принцип сознательности, наглядности и научности.
Общая характеристика программы с учетом особенностей её освоения обучающимися
Под лексико-грамматической стороной речи понимается словарь и правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, в котором можно выделить его значение и звуковой состав. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Данная программа направлена на развитие морфологического уровня, предполагающего умение владеть приемами словоизменения и словообразования.
У детей с системным нарушением речи отмечается недоразвитие всех компонентов речи. Несформированность лексико-грамматических компонентов выражается, прежде всего, в недостаточном объеме словаря. Такие дети испытывают затруднения при использовании в речи прилагательных, глаголов, наречий, неправильном использовании предлогов. У детей с ОВЗ недостаточный запас обобщающих слов, нарушение структуры значения слова. В большинстве случаев отмечается преобладание денотативного компонента значения слова над лексико-семантическим.
Обогащение словарного запаса решает задачу накопление и уточнение представлений, формирования понятий. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления.
Развитие словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью возможно лишь в процессе целенаправленного обучения. Работа по обогащению словаря ведется в трех направлениях: уточнение, расширение и актуализация словарного запаса.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику. У детей с системным недоразвитием речи оформление грамматического строя происходит намного медленнее и с большими трудностями, чем овладение словарем. У детей с ОВЗ наблюдается нарушение согласования слов в словосочетаниях по типу управления, сложности понимания и использования падежных и числовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов, неправильное употребление предложно-падежных конструкций.
Функция словообразования у детей с интеллектуальными нарушениями является еще мене сформированной, чем функция словоизменения. Недостаточность функции проявляется в трудностях образования относительных, притяжательных прилагательных. Такие дети испытывают затруднения при образовании слов префиксальным способом. В основном такие дети пользуются суффиксальным способом словообразования, но количество используемых суффиксов невелико.
Развитие морфологического уровня грамматического строя языка является актуальным для обучающимися с умственной отсталостью.
Распределение количества часов
программы внеурочной деятельности «Планета Слов»
Классы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | 1 | 33 |
2 | 1 | 34 |
3 | 1 | 34 |
4 | 1 | 34 |
Личностные и предметные результаты освоения программы «Планета Слов»
Личностные результаты:
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формирование положительного отношения к логопедическим занятиям;
- формирование уважительного отношения к русскому языку;
- формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
- формирование представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
1 класс
Предметные результаты:
-различать предметы сходные внешне и по назначению;
-различать предметы по вопросам;
-объяснять значение слов;
- соотносить группы предметов с обобщающим существительным;
-знать значение обобщающих существительных;
- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;
- различать значение многозначных слов;
- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;
- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;
- уметь образовывать относительные прилагательные;
2 класс
Предметные результаты:
- соотносить группы предметов с обобщающим существительным;
- знать значение обобщающих существительных;
- уметь различать глаголы;
- уметь согласовывать слова, обозначающие действие со словами, обозначающими предметы;
- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;
- различать значение многозначных слов;
- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;
- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;
- уметь образовывать относительные прилагательные;
- уметь образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
3 класс
Предметные результаты:
- уметь объяснять значение слов;
- уметь различать глаголы;
- уметь согласовывать слова, обозначающие действие со словами, обозначающими предметы;
- уметь различать прилагательные;
- уметь дифференцировать предлоги в речи;
- правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;
- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;
- уметь различать значение многозначных слов;
- уметь различать родственные слова;
- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;
- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;
- уметь образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
- уметь образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
4 класс
Предметные результаты:
- уметь объяснять значение слов;
- уметь различать глаголы;
- уметь согласовывать слова, обозначающие действие со словами, обозначающими предметы;
- уметь различать прилагательные;
- уметь дифференцировать предлоги в речи;
- правильно использовать личные местоимения вместо имени существительного;
- подбирать антонимы к прилагательным, глаголам, наречиям;
- уметь различать значение многозначных слов;
- уметь различать родственные слова;
- уметь присоединять зависимые слова в определенных формах;
- уметь подбирать слова, способные вступать в связи с другими словами;
- уметь образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;
- уметь образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- уметь образовывать слова суффиксальным и префиксальным способами.
Содержание программы
1 класс
Предметная соотнесенность и понятийное содержание слов. Слова, обозначающие название частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Слова, обозначающие материал, пространственные, временные, количественные понятия и отношения, эмоциональное состояние людей.
Различение предметов, сходных внешне и по назначению. Слова, обозначающие цвет, величину, форму. Соотнесение группы предметов с обобщающим существительным. Значение обобщающих существительных. Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям. Полисемия.
Использование в речи глаголов с дифференциацией ситуации.
Использование в речи простых предлогов.
Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак. Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.
Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Тематическое планирование.
1. Обогащение словаря – 15 ч
2. Словоизменение – 6 ч
3. Предложно-падежные конструкции – 7 ч
4. Словообразование – 5ч
Всего – 33ч.
2 класс
Слова, обозначающие название частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Существительные в единственном и множественном числе.
Сравнение двух предметов и определение их сходства и различия; различение слов по их отношениям к родовым категориям.
Многозначные слова.
Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак.
Слова, обозначающие действия; группировка действий по признаку их однородности; различение предметов по их действиям. Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.
Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.
Использование в речи простых предлогов.
Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.
Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Тематическое планирование.
1. Обогащение словаря – 13 ч
2. Словоизменение – 7 ч
3. Предложно-падежные конструкции – 7 ч
4. Словообразование – 7ч
Всего – 34ч.
3 класс
Существительные в единственном и множественном числе.
Правильное употребление в речи существительных в различных формах, в зависимости от связи с другими словами в предложении.
Многозначные слова.
Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак.
Согласование существительных с числительными.
Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.
Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.
Использование в речи простых предлогов.
Родственные слова.
Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.
Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Образование притяжательных прилагательных.
Тематическое планирование.
1. Обогащение словаря – 10 ч
2. Словоизменение – 5 ч
3. Предложно-падежные конструкции – 10 ч
4. Словообразование – 9ч
Всего – 34ч.
4 класс
Существительные в единственном и множественном числе.
Правильное употребление в речи существительных в различных формах, в зависимости от связи с другими словами в предложении.
Многозначные слова.
Согласование слов, обозначающих предмет со словами, обозначающими признак.
Подбор и название ряда признаков предмета и определение по ряду признаков.
Согласование существительных с числительными.
Согласование слов, обозначающих действие со словами, обозначающими предметы.
Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.
Родственные слова.
Использование в речи простых предлогов.
Подбор слов, способных вступить в синтаксические связи с данным словом.
Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование глаголов и прилагательных приставочным способом.
Тематическое планирование.
1. Обогащение словаря – 7 ч
2. Словоизменение – 5 ч
3. Предложно-падежные конструкции – 10 ч
4. Словообразование – 12 ч
Всего – 34ч.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:
- Алексеева М.М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников . М.: Изадательский центр «Академия», 2000 г.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения.- Спб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005г.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М., 1991г.
- Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления.- М., 2001г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.- Спб., 1997г.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. Ф. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб: СОЮЗ, 1999
- Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. – 4-издание. М., 2004г.
- Л.Е.Шевченко, «Планирование работы учителя-логопеда специальной (коррекционной) школы», г. Армавир, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"
Программа внеурочной деятельности "Планета загадок"...
программа внеурочной деятельности "Планета Загадок"
Программа общеинтеллектуального направления, расчитанная на 4 года обучения....
Программа внеурочной деятельности "Планета детства"
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;• развитие индиви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Планета здоровья» для 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Планета здоровья» для 2 класса...
Программа внеурочной деятельности "Планета Здоровья"
Программа "Планета Здоровья" 4 класс...
Программа внеурочной деятельности "Планета здоровья"
Программа внеурочной деятельности. 2-4 кл. Спортивно- оздоровительное направление....