Программа внеурочной деятельности "Планета Здоровья"
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Болотских Наталья Юрьевна

Программа "Планета Здоровья"  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_planeta_zdorovya_4v_klass_.docx301.27 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеклассных занятий «Планета Здоровья»

ДЛЯ 4 КЛАССА

 

Составитель: Н.Ю.Болотских

учитель первой квалификационной категории                

г. Нижневартовск

Пояснительная записка

Программа реализует спортивно-оздоровительное направление и на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Рабочая программа составлена на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; оздоровительных программ «Валеология» (В.М.Мельничук), «Полезные привычки» (Международная организация ХОУП), «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких), «Полезные привычки» (Родикова И.А.).

Программа рассчитана на детей 9 - 11 лет.

Занятия проводятся в 4 классе 1 раз в неделю, в форме: занятия в классе и в природе, игр с ролевым акцентом, экскурсий, викторин, командных соревнований, КВН, занимательных бесед, рассказов, инсценирования ситуаций, просмотра презентаций, мультфильмов, видеофильмов и др.

Общий объём составляет 35 часов.

Цель программы - раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • научить сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
  • сформировать основы гигиенических навыков;
  • через практические занятия в доступной форме познакомить с основами первой медицинской помощи;
  • вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам;
  • развивать познавательную активность младших школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор учащихся; развивать умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развивать умения проводить самостоятельные наблюдения;
  • воспитывать у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.
  • В результате изучения программы «Азбука здоровья» у учащихся будут сформированы личностные, метапредметные действия, уровни воспитательных результатов, соответствующие требованиям ФГОС НОО.

Ожидаемые результаты:

  1. Владение навыками здорового образа жизни (чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу; выполнять правила безопасного поведения на улицах города, на дорогах, на природе, в повседневной жизни; жить в гармонии с собой и окружающим миром);
  2. Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
  3. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  4. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и    социального здоровья детей.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Ценность программы заключается в наличии системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни, которая позволяет сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

Ее актуальность основывается на формировании у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы, общения в семье и в школе, понятия «этикет» и его значения в жизни человека. В процессе обучения ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению.

Основные принципы реализации программы:

  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре);
  • оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья школьника);
  • формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей;
  • сознательности (нацеливает на формирование у обучаемых глубокого
  • понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности);
  • систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим;
  • индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков;
  • непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха;
  • активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества;

Общая характеристика курса

Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.

Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.

 Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы  включают  вопросы  гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Занятия с детьми могут быть разных видов: беседы, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплексы упражнений, общение с природой, утренники, КВНы, игры, викторины, проектная, исследовательская деятельность и др. 

        Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

        Оздоровительные минутки включают в себя не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз: дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

        Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой, где могут  изучаться правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, формируются  здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

        Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они  привлекаются к участию в кружковой работе.

Учебно – тематический план курса «Планета здоровья»

4 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Чего не  надо бояться.

        

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Почему мы говорим неправду.

        

Почему мы не слушаем родителей.        

Надо уметь сдерживать себя.        

Не грызи ногти , не ковыряй в носу.        

Как относиться к подаркам.        

Как следует относиться к наказаниям.        

Как нужно одеваться.

Как вести себя с незнакомыми людьми.        

Как вести себя, когда что-то болит.        

Как вести себя за столом.        

Как вести в гостях.        

Как вести себя в общественных местах.        

«Нехорошие слова».  Недобрые шутки.        

Что делать, если не хочется в школу.

        

Чем заняться после школы.        

Как выбрать друзей.        

Как помочь родителям.        

Как помочь беспомощным и больным.        

Повторение.

1

2

2

2

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

02.09

09.09

16.09

23.09

30.09

07.10

14.10

21.10

28.10

11.11

18.11

25.11

02.12

09.12

16.12

23.12

30.12

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02

24.02

02.03

09.03

16.03

30.03

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

18.05

25.05

Всего-35 часов

Содержание изучаемого курса

4 класс

Чего не надо бояться(1ч)

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)

Учимся думать. Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду(2ч)

Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаемся родителей(2ч)

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)

Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек ( продолжение)

Как относиться к подаркам(2ч)

Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Как следует относиться к наказаниям(1ч)

Наказание.

Как нужно одеваться(1ч)

Одежда.

Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)

Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что – то болит(2ч)

Боль.

Как вести себя за столом(2ч)

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Как вести себя в гостях(2ч)

Ты идёшь в гости.

Как вести себя в общественных местах(2ч)

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Что делать. Если не хочется в школу(1ч)

Помоги себе сам.

Чем заняться после школы(1ч)

Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей(2ч)

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям(2ч)

Как доставить родителям радость.

Как помочь больным и беспомощным(2ч)

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.

Повторение(1ч)

Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни.

Материально – техническое обеспечение:

     Схемы и рисунки:

  1. Схематичная фигура человека
  2. Ротовая полость, глотка
  3. Пищевод, желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь
  4. Стол с национальными блюдами
  5. Схема зуба. Все виды зубов.
  6. Продукты
  7. Номера телефонов экстренных служб
  8. Водоём
  9. “Место для купания”
  10. Кухня
  11. Водоём зимой
  12. Привычка бросаться за предметом, не наблюдая за окружающим
  13. Привычка совмещать движение с оживленной беседой
  14. Привычка двигаться, не приостановившись для наблюдения за окружающим
  15. Привычка оглядываться, отвлекаясь от наблюдения за обстановкой
  16. Главная опасность на улице – стоящая машина
  17. Выход на дорогу перед стоящим автобусом – самая опасная ошибка детей
  18. Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади
  19. Берегитесь у светофора
  20. Часто машин не видно
  21. Перебегать дорогу опасно
  22. Опасная привычка детей на дороге
  23. Это очень опасно!
  24. Остановка – опасное место
  25. Не обгоняйте транспорт у пешеходного перехода
  26. Возле школы будьте готовы к внезапному появлению детей

Список использованной литературы:

  1. Г. А. Воронина и др. «Основы развития двигательной активности младших школьников», Департамент образования Кировской области, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,  2010.
  2. Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва  «Вако» 2004.
  3. Т. Н. Захарова и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград «Учитель» 2007.
  4. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  6. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55. Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «Вако» 2004.
  7. Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус» 2010.
  8. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005.
  9. “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
  2. Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/
  3. Сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/
  4. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
  5.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....