Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей № 4 г.Дмитрова»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Лицей №4 г.Дмитрова»
________________ Малинникова Т.В.
«_1_»__сентября____2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей
(1-4 классы)
на 2021 – 2022 учебный год
учителя-логопеда
Мартыновой Галины Геннадьевны
г. Дмитров
2021 г.
1.Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике. Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000.
2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
7. Школьный логопункт, Документация, планирование и организация коррекционной работы, Мазанова Е.В., 2009.
Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.
Цель программы:
освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.
Основными задачами работы по развитию речи детей являются;
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей, преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
восприятия.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы. Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:
- Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
- Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
- Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
- Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
- Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
- Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
- Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Рабочая программа коррекции речи включает разделы:
- Особенности планирования коррекционной работы.
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.
- Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.
- Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий коррекционно-развивающих действий.
Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой разработки тематических планов по коррекции нарушений в устной и письменной речи.
Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы.
Особенности планирования коррекционной работы.
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
Несформированность компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Кроме того, у ребенка , как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения речевых нарушений (как первичного дефекта).
Рабочая программа состоит из четырёх этапов коррекционно-развивающей работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрировано, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи 1, 2 этапов - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала 3 и 4 этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.
Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.
При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.
Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.
Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.
Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает I этап работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год.
Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематичсекое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до 2 лет. Нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФН и ЛГН. Коррекция дислексии и/или дисграфии на фоне ФФН и ЛГН охватывает 4 этапы работы. Сроки коррекции: 1-2 года.Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью , является отработка устно пройденного учебного материала в письменной речи.
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФН с дизартрическим компонентом.
У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.
На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.
У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.
2. 1.2. Планируемые результаты
1.2.1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу
Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.
К концу второго года коррекционных занятий обучающиеся узнают:
- строение артикуляционного аппарата;
- акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
- о значении правильного дыхания;
- основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.
научатся:
- четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- производить звукослоговой анализ и синтез слова;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- определять место ударения в слове;
- правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.
К концу четвёртого года коррекционных занятий обучающиеся познакомятся с :
- значениями многих лексических единиц;
- правилами связи слов в предложении;
- основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.
Обучающиеся смогут научиться:
- быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
- пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
- осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
- анализировать речь (на уровне текста, предложения);
- пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- составлять текст на определенную тему;
- использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
- интонационно оформлять высказывание.
2. Содержание учебного предмета
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.
Анализ и синтез звуко-слогового состава слова. Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.
Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв). Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).
Устранение дефектов звукопроизношения (планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).
Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Создание артикуляционной базы для постановки звуков. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.
Постановка дефектно произносимых звуков. Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.
Автоматизация поставленных звуков. В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.
2.Развитие лексико-грамматической стороны речи
Формирование грамматического строя речи.
Состав слова. Словообразование. Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.
Части речи. Согласование и управление. Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.
Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.
Предложение. Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.
3.Расширение и уточнение лексического запаса
(планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).
Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.
Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.
4. Развитие связной речи
Формирование полноценной самостоятельной речи
Уточнение представлений о тексте. Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.
Анализ текста. Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.
Построение самостоятельного связного высказывания. Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- «Альбом для логопеда» : Иншакова О.Б, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
- Комплект альбомов упражнений по коррекции аграмматической дисграфии, акустической дисграфии, оптической дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В..- М.: «Гном», 2008.
- Школьный логопункт, Документация, планирование и организация коррекционной работы, Мазанова Е.В., 2009.
- Комплект тетрадей для логопедических занятий. Козырева Л.М. Ярославль: Академия Развития, 2003.
- Обучаем читать и писать без ошибок, комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма, Ястребова А.В., Бессонова Т.П., 2007.
- Ефименкова Л.Н.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.—М.: Национальный книжный центр, 2015. - Тетради-помощницы для учащихся.О.А. Ишимова, М. Просвещение, 2018.
•Чтение. От буквы к слогу и словам (О. А. Ишимова)
•Чтение. От слога к слову (О. А. Ишимова)
•Чтение. Читаю словами (О. А. Ишимова)
•Чтение. Читаю и понимаю (О. А. Ишимова, С. И. Сабельникова) - Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
- Мультимедийные образовательные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...
рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...
Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...
рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС
Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению обучающихся с РАС первого и подготовительного класса...
рабочая программа учителя-логопеда
Рабочая программа развивающих логопедических занятий для младших школьников...
Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся со сложной структурой дефекта
Данная рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТМНР разработана с учетом уровня речевого развития, коммуникативных навыков и состояния интеллекта....