Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему: «Дифференциация букв ш –щ на письме»
план-конспект по логопедии
Конспект индивидуального коррекционного занятия
на тему:
«Дифференциация букв ш –щ на письме»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ind.zanyatiya_differentsiatsiya_bukv_sh_-shch.docx | 742.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация
средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»
__________________________________________________________
Конспект индивидуального коррекционного занятия
на тему:
«Дифференциация букв ш -щ»
Учитель-логопед,
Денисенко Е.С.
Москва, 2022 год
Конспект индивидуального занятия
Тема: «Дифференциация букв ш -щ»
Цель: дифференциация букв ш – щ в слогах и словах.
Задачи: научить сравнивать буквы ш-щ по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв ш-щ в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; развивать словарь.
Ход работы:
1. Орг. момент.
Логопед: Здравствуй, меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу занятие.
2. Сообщение темы занятия
Сказка «Буквы-путешественницы». Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды буквы отправились в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из них лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба эта с тех пор стала называться … (щука). Буква «ш» – шипит (надуваем шарик), а «щ» - щелкает (как щука зубами).
3. Сравнение звуков «ш» и «щ». Соотнесение звуков с буквами
Логопед: Давай сравним звуки ш и щ.
Ш – согласный, глухой, непарный твёрдый.
Щ – согласный, глухой, непарный мягкий.
Чем отличаются звуки? (Звук Ш твердый, а звук Щ мягкий)
Напиши букву Ш и букву Щ. Чем они отличаются? Правильно, у буквы Щ есть петелька.
4. Дифференциация Ш – Щ на материале букв
Упражнение 1: Посмотри, как чередуются буквы. Запиши их в том же порядке, проговаривая вслух.
Ш Ш Щ Щ
щ ш щ щ ш ш
Упражнение 2: Назови перечёркнутые буквы.
Упражнение 3: Обведи букву ш – синей ручкой, а щ – зелёной
Упражнение 4: Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква А)–ш, Б)- щ
Упражнение 5: Обведи по контуру буквы.
Упражнение 6: Зачеркни букву ш – синей ручкой, щ – зелёной ручкой.
Ш Щ И П Р Ц У Ш И Б Щ Ц И П Н Щ Ы И Й Ц Щ Ш Ю Э Щ О Ш Ц Ш Ц Ц Щ Ш Ц Ы Й Ч Ц Ц Щ Щ И П Ц
Упражнение 7: Запиши буквы по условным значкам.
. – ш , - щ
. , , . . , . . . , , . , . , , .
5. Физминутка
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
6. Дифференциация Ш – Щ на материале слогов
Упражнение 8: Запиши слоги, расшифровав буквы ш и щ.
.а ,о .и а, у. о.а е.у е,ё и,и у.и ,ит .ут
Упражнение 9: Прочитай, повтори и запиши по памяти слоги в той же последовательности:
ща—ша—ща
шу—щу—шу
ща—ша—ща—ша
що—шо—що
ши—щи—ши
щу—шу—шу—щу
7. Дифференциация Ш – Щ на материале слов
Упражнение 10: Закончи слова. Подчеркни ш – синей ручкой, а щ - зеленой.
а) ша или ща: ро___, ка___, пи___, Ма___, кры___, ча___, ча___, лап___, гу___, поро___, Па___;
б) ши или щи: мы___, ле___, на___, пла___, у___, пи___, пи___, гало___, ве___, кле___, малы___, ово___, ланды___, тре___, та___, ды___, и___, ер___;
в) шу или щу: та___, пи___, пи___, уго___, уку___, поме___, спе___, изве___, про___, про___, чи___, кра___.
Упражнение 11: Выпиши из слов слоги с буквами ш и щ.
Образец: крошка – крош.
Подушка, ящик, чашка, кувшинище, штанищи, крыша, шашлык, лещ,
лягушка, погремушка, шоссе, кострище, пощёчина, петушище, кошка,
мошки, вращаться, щебечут, пшеничный, игрушка, кипящий, угощать,
сварщик, вещи.
8. Подведение итогов.
Логопед: О чем мы сегодня говорили? Чем буква «ш» отличается от буквы «щ»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему: «Развитие мышления».
Занятие направлено на формирование интеллектуальных способностей учащейся....
Конспект занятия по дифференциации букв з-е на письме.
Материал помогает закрепить знания детей о написании букв Е - 3. Также позволяет предупредить возможные нарушения на письме....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по РСВ и ПСР по теме: «Наступила весна»
Тренировка в произношении звука «С» в сочетании с согласными звуками (автоматизация звука)...
Конспект группового логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [А – О] в слогах, словах и предложениях»
Представляю вашему вниманию конспект группового занятия....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «М.В.Ломоносов»
Тема: Звук М. Работа над мелодико-интонационной стороной речи. Тема: Учебные вещи. Поручения....
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: гласные звуки на материале темы «День рождения».
Составление рассказа «День рождение» по плану....
Конспект индивидуально коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи по теме: «Семейный ужин» (составление рассказа по серии
Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества)....