Авторская программа "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи".
методическая разработка по логопедии

Авторская программа "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи" для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozova_korobchenko_programma.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное   школа-интернат  № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

«Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи»

Составили:            

учитель-логопед Розова Ю.Е.,

учитель-логопед Коробченко Т.В.

Санкт-Петербург

2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая система коррекционно-логопедической работы рассматривается как один из вариантов  предупреждения и коррекции нарушений письменной речи.  

Учитывая то, что у учащихся 1-2 классов  коррекционных школ отмечается несформированность звуковой стороны речи, которая сочетается с пробелами формирования лексико-грамматических средств языка. В этих случаях дефекты произношения, как бы ярко они ни были выражены, являются одним из проявлений   структурно сложного нарушения – общего недоразвития речи. Поэтому своевременная и адекватная в структуре речевой неполноценности организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить его вторичное проявление в виде нарушений чтения и письма. У учащихся 3-4 классов в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигается нарушения чтения и письма, которые, в свою очередь, являются следствием недоразвития устной формы речи, то есть вторичным проявлением дефекта.

Цель программы: предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся младших классов коррекционных школ.

Данная программа состоит из II блоков:

I блок – Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи.

II блок – Предупреждение и коррекция нарушений устной речи.

Задачи I блока программы:  

- развитие и уточнение пространственно-временных представлений;

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- развитие и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;

- развитие оптико-пространственных дифференцировок;

- развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слога, слова, предложения, текста;

- формирование и  развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;

- развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения;

- развитие высших психических функций.

            Задачи II блока программы:

- развитие подвижности речевого аппарата;

-совершенствование  дифференцированности движений речевых органов;

- коррекция      дефектов звукопроизношения;

- автоматизация ранее поставленных звуков;

- дифференциация звуков, сходных по артикуляторно-акустическим признакам;

- обогащение импрессивного и  экспрессивного словаря учащихся по заданным лексическим темам;

- развитие высших психических функций;

- совершенствование  языкового анализа   и синтеза;

-предупреждение и коррекция  аграмматических нарушений;

- преодоление кинетико-кинестетических нарушений.

Адресат программы: дети, имеющие нарушения устной и письменной речи.  

Концептуальность программы: программа написана в соответствии с основными принципами логопедии и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.

Программа опирается на следующие принципы:

- системность;

- комплексность;

- деятельностный;

- онтогенетический;

- общедидактические.

            В рамках программы коррекции основное место занимают практические методы.

Для реализации поставленных задач необходимо устранить у детей дефекты произношения и сформировать у них полноценные фонематические представления; уточнить значения слов имеющегося словарного запаса и систематически обогащать его на основе овладения способами словообразования; проводить работу по активизации словарного запаса (т. е. введение его в практику общения); сформировать умение свободно оперировать определенными моделями синтаксических конструкций; развивать связную (последовательную и логичную) речь.

При этом необходимо оказывать на учащихся коррекционно-воспитательное воздействие, а именно воспитание мотивации учебной деятельности: формирование наблюдательности, самоконтроля, целенаправленности, организованности.

При организации коррекции общего недоразвития речи принято придерживаться определенной последовательности. Это означает, что у детей имеющих общее недоразвитие речи логопедическая работа была выстроена согласно перспективному планированию по следующим направлениям:

  1. Развитие звуковой стороны речи.

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

  1.  Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  •        уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  •          уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении моделями предложений  различных синтаксических конструкций.
  1. Формирование связной речи:
  • развитие навыков построения связного высказывания; программирования смысла и смысловой культуры высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; вы деление главного существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать считать; проводить анализ, сравнение сопоставление и т.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

 6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя--логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;  
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учи теля-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учеб ной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы;  
  • соблюдение речевого этикета при общении  

Содержание I блока программы «Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи»:

  Данный блок программы рассчитан  на учащихся 1-4 классов коррекционных школ. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

Графы «Количество часов» и «Дата» заполняется в соответствии с выбором логопеда количества часов на изучение определенного раздела.  Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.  Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до 102 часов в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 минут. Группы комплектуются в количестве 2-4 человек.

Графа «Грамматическая тема» заполняется в соответствии с перспективным тематическим планированием учителей начальных классов, что позволяет учитывать уровень программных требований по русскому языку и чтению.    

Таким образом (как видно из вышесказанного), коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

 Система коррекционного обручения по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Помимо этого выделяются 4-8 академических часов  (в начале курса) на ознакомительную беседу,  уточнение пространственно-временных отношений; 2-4   часа (в конце курса) на выпускной диктант,  подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи, рекомендации к дальнейшему пребыванию ребенка на логопункте).

 Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени: незнание либо нетвердое знание основных временных единиц, недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений; поэтому работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.

Содержание коррекционной работы на первом этапе (35- 45 часов)

Коррекционная работа на фонетическом уровне предполагает решение основных задач:

• развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);

• развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым, детей приучают оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает.  

Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

 Уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, а потом на слогообразующую   роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

Кроме того, ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, в первую очередь гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, проводится работа по пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации согласных звуков.  Даётся  понятие о звонких и глухих звуках, сравниваются   попарно, объясняется сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально тем учащимся, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

Первый этап  завершается работой по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов  (п-т,  л-м), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв  (о-а, н-ю, л-я, и-у, х-ж, ш-щ).   При этом главная задача  — научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы.

   

Содержание коррекционной работы на втором этапе (10 -18 часов).

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

• количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);

• качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносно го значения слов и словосочетаний);

• развитие слогового анализа и синтеза; морфемного анализа слов;

• наблюдение за явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии слов.

Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса учащихся.  Осуществляется знакомство с явлениями многозначности, синонимии и антонимии, омонимии слов, не называя эти явления, но объясняя их суть. Параллельно ведется работа по развитию морфемного анализа и синтеза, морфологического анализа слов.

Содержание коррекционной работы на третьем этапе (17-27 часов).

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач:

• усвоение  сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;

• формирование монологической речи.

Третий этап коррекции начинается с работы над простым предложением.

Ведется работа по развитию у учащихся навыка синтаксического разбора различных видов предложений. Работа над грамматическим оформлением предложения ведется параллельно.  

На этом этапе немаловажное значение отводится работе с предлогами.  При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. Параллельно в занятия включаются задания, связанные с правилом о раздельном написании предлогов со словами.

На синтаксическом уровне коррекционной работы проводятся   специальные занятия с целью формирования связной речи. Работа начинается с освоения   разных видов пересказа (подробный и выборочный), затем  переходит в этап работы над  рассказом по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.

Важно отметить то, что работа на занятиях всех трех этапов коррекции предусматривает решение таких важных задач, как расширение и обогащение словарного запаса учащихся, а также формирование связной речи.

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Содержание II блока программы «Предупреждение и коррекция нарушений устной речи»:

  Данный блок программы рассчитан на учащихся 1-4 классов коррекционных школ. Продолжительность коррекционного периода с 15 сентября по 15 мая.

II блок программы состоит из этапов:

I этап. Обследование учащихся.

II этап. Подготовительный, который включает в себя:

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата;
  • развитие тонкой моторики кистей рук.

III этап. Формирование произносительных умений и навыков:

  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • автоматизация произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи (слог, слово, предложение, связная речь);
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие умения дифференцировать в произношении артикуляторно-акустически сходные звуки.

Графы «Количество часов», «Дата», «Лексическая тема», «Оборудование», «Трудности и перспективы работы», «Развитие неречевых процессов»  заполняются в соответствии с выбором логопеда количества часов на изучение определенного раздела, лексических тем, направления развития психических процессов.   Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. (Например: опираясь на навыки произношения, приобретенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, начальные этапы автоматизации звуков пропускаются.) В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.  Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до 102 часов в зависимости от сложности нарушения. Занятия проводятся в индивидуальном порядке 2-3 раза в неделю по 20 минут.  В структуре уроков на третьем этапе не менее половины времени занятия  отводится становлению письменной формы речевой деятельности. Однако речевой материал для письменных заданий неразрывно связан с автоматизацией корректируемых звуков.  

Методические рекомендации

 Работа над автоматизацией изучаемого звука в слогах:

• знакомство с гласными как со слогообразующими звуками;

• синтез слогов с изучаемыми согласными;

• подбор слогов различной структуры с изучаемыми звуками;

• привлечение внимания к различному звучанию глухих и звонких согласных; твердых в мягких согласных.  

• придумывание слогов, содержащих изучаемый звук, с заданным количеством звуков;

• количественный анализ слогов, содержащих данный звук;

• позиционный анализ слогов с изучаемым звуком; группирование слогов по позиционному положению звуков;

• составление схем слогов с помощью условных обозначений.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в словах:

 • произнесение слов с  заданным звуком по памяти;

• подбор и называние картинок с автоматизируемым звуком с  использованием  игр

«лото», «домино» и др.

• группирование картинок по различным признакам в их  назывании;

• группирование слов  по позиционному принципу, их про несение;

• соревнование с придумыванием  наибольшего количества  слов с автоматизируемым  звуком;

• отгадывание загадок;

• выделение из предложения слов, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов;

• дифференциация имен существительных  единственного и  множественного числа;

• в практической, игровой форме знакомить учащихся с синонимами, антонимами, образованием слов префиксальным и постфиксальным способами;

• анализ слов по позиционному положению изучаемого звука.

Работа над автоматизацией изучаемого звука в предложениях:

• дифференциация понятий текст - предложение - слово;

• составление графических схем предложения;

• составление предложений разных структур с опорой на схемы, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию;

• выделение главных членов предложения (грамматической основы);

• выделение и составление предложных конструкций;

• составление предложения с наибольшим количеством слов, содержащих автоматизируемый звук;

• развернутый ответ на вопрос;

• составление фразы с заданным количеством слов;

• изменение порядка слов во фразе;

• изменение формы слов во фразе;

Работа над автоматизацией изучаемого звука в связной речи:

•произнесение фраз правильно;

• описание предмета или предметной картинки;

• составление небольшого рассказа: по сюжетной картинке, по серии картинок, с опорой на заданный словарь, на вопросы;

• восстановление порядка высказывания в небольших текстах;

• пересказ текста;

• совершенствование диалоговой речи;

Работа над дифференциацией изучаемых звуков:

• упражнения для развития фонематического восприятия: узнавание сходных звуковых образов  в окружающем мире;

• вычленение дифференцируемых звуков из общего звукового потока, слов (можно сигнальные карточки);

• упражнения для развития фонематических  представлений.

•придумывание слогов, слов, предложений, текстов  с дифференцируемыми звуками  и др.

 

Таким образом (как видно из вышесказанного), коррекции подвергается вся речевая система. Реализация коррекционного воздействия осуществляется весьма специфично. Суть этой специфики заключается в том, что, работая одновременно над развитием и совершенствованием всех компонентов речевой системы, учитель-логопед в то же время (на разных этапах) может сосредоточить внимание учащихся на каком-то одном из них.

Список литературы

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М.: НЦ ЭНАС, 2002.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.-

      М.: Сфера, 2006.

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
  2. Калинина Т.Г., Тылевич А.Б. Коррекция нарушений речи у учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи./ Коррекция нарушений письменной речи //Под  ред. Яковлевой Н.Н.-   СПб.: СПбАППО, 2007.
  3. Кирьянова Р.А. Шпаргалка для учителя-логопеда. Справочное пособие для логопеда-практика. - СПб: КАРО, 2007.
  4. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. -  С-Пб.: КАРО, 2004.
  5. Меттус Е.В, Литвина А.В. и др. Логопедические занятия со школьниками. -    С-Пб.: КАРО, 2006.
  6. Мигурская А.А. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»  -  Коррекция нарушений письменной речи / Под  ред. Яковлевой Н.Н.. –

СПб.: СПбАППО, 2004.

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.

 

Примерный перспективный план логопедической работы с группой учащихся (1-ого года обучения)________ класса

с диагнозом  «Общее недоразвитие речи».

Логопед:____________                                                                                                                                                                  уч. г.  ____________

кол.

час.

Тема  

Грамматическая тема.

Лексическая тема.

Оборудование.

Развитие неречевых процессов.

Дата.

1.

Обследование устной и письменной речи, обследование неречевых психических процессов. Заполнение речевых карт.

Логопедическое заключение.

2.

Введение. Знакомство.

Речь. Общее понятие.

Речь. Слово. Слог.

Предложение. Слово. Звуки и буквы.

Ударение.

Знакомство со схемой слова, предложения.

3.

Уточнение пространственно-временных отношений.

 

   

Коррекционная работа на фонетическом уровне

4.

Знакомство с органами артикуляции.

Понятие о гласном и согласном звуке (установление сходства и отличия).

 

5.

Гласные звуки, буквы (А, У, О, Ы, И).

Дифференциация гласных: А-У, О - А,

 Ы - И, А-И, У-О, У-Ы.

Уточнение артикуляции, развитие фонематического слуха, развитие простых форм звукобуквенного анализа и синтеза.  

6.

Согласные звуки, буквы.

Определение, вычленение согласных звуков, уточнение характеристик.

Уточнение понятий: твердый – мягкий, звонкий – глухой согласный (по мере изучения). Анализ и синтез трехсложных, четырехсложных слов.

Развитие сложных форм фонематического анализа.

Работа над слого-звуковым составом слова  

7.

 

Трансформационные упражнения со словами (игры со слогами, добавление исключение слога, перестановка слогов, замена слога и др.)

 

8.

Гласные звуки и буквы I  ряда.

Обозначение твердости согласных гласными первого ряда. Выделение гласных I ряда из слогов и слов. Примеры исключений.

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.    

9.

Буква Ь в конце слова, как показатель мягкости согласного звука.

Буква Ь в конце, в середине слова.

Совершенствование слогового анализа, перенос слов.

10.

Второй способ обозначения мягкости согласного.

Гласные звуки и буквы  II ряда.

Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. Выделение гласных II ряда из слогов и слов. Примеры исключений.

Формирование фонетико-фонематических представлений на материале гласных I и II ряда, обеспечивающих твердость-мягкость согласных звуков. Дифференциация гласных  в слогах, словах, предложениях.

 

Коррекционная работа на лексическом  уровне

11.

Уточнение и расширение словарного запаса:

  • синонимы;
  • антонимы;

Графическое изображение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения.  

Коррекционная работа на синтаксическом  уровне

12.

 Обобщение: слово,  словосочетание, предложение.

Развитие умения выделять предложение из потока речи.

Определение количества слов в предложении. Схема предложения.

Развитие умения составлять простое распространенное предложение.

Знакомство с предлогами.

13.

 Формирование монологической речи.

Конструирование повествовательного сообщения. Составление рассказа по серии картин, вопросам, по плану.

Последовательный пересказ.

Работа с предлогами в, на, с, в, из, по, у, к, от.

14.

 Повторение изученного материала.

15.

Итоговые занятия.

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение  и анализ итоговых контрольных работ. Оценка динамики речевого развития уч-ся. Подведение итогов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи.

Реферат натему: "Коррекция нарушений письменной речи"...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...