«Нельзя быть счастливым, не умея читать!»
статья по логопедии

Шабала Наталья Николаевна

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный,  речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.  Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико – фонематической её стороны, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса.  Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т.к. информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания прочитанного материала. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _nelzya_byt_schastlivym_ne_umeya_chitat_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Нельзя быть счастливым, не умея читать!»

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор – ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКОМ  ЧТЕНИЯ.  Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный,  речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение начинается с зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней.

1 ступень – овладение звуко – буквенными обозначениями;

2 ступень – послоговое чтение;

3 ступень – становление синтетических приёмов чтения;

4 ступень – синтетическое чтение.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико – фонематической её стороны, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиса. Полноценное чтение должно быть достаточно быстрым (нормальная скорость чтения равняется 120 слогам в минуту), но одновременно точным, с пониманием читаемого. Чтение вслух, кроме того, должно быть выразительным и орфоэпически правильным. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу 1 класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т.к. информация плохо усваивается, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания прочитанного материала. Нарушения процесса чтения отрицательно влияет не только на процесс обучения, но и на психическое развитие ребенка в целом. Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика.

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально  менее активны, чем в норме.  Дислексия проявляется в замедленности чтения, характеризуется  большим количеством разнообразных ошибок.

Виды дислексий: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смысло – различительных признаков. В русском языке это – твёрдость или мягкость , звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

                                                 1 форма

Нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциация фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б – п, д – т, с –ш, ж – ш и т.д.)

                                                 2 форма

Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. Наблюдаются следующие группы ошибок: побуквенное чтение, искажения звуко – слоговой структуры слов. Искажения – пропуски согласных при стечении («марка – мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении («пасла – пасала»; в перестановках звуков («утка – тука»); в пропусках, перестановках слогов («лопата – лата, лотапа»).

Семантическая дислексия (механическое чтение)  – нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т.е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушение понимания читаемых предложений наблюдаются и при синтетическом чтении, т.е. чтении целыми словами.

ПРИЧИНЫ: 1) трудности звуко – слогового синтеза и нечеткость;

                      2) недифференцированность представлений о синтетических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого. Дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого.

Аграмматическая дислексия – обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

Наблюдаются: 1) изменение падежных окончаний и числа существительных («из – под листьях», «у товарищах»);

                          2) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей весёлую»);

                           3) изменение числа местоимения («все – весь»);

                            4) неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»);

                            5) изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»);

                            6) изменение формы времени и вида («влетел» - «влетал», «видит» - «видел»).

 

Мнестическая дислексия – трудности усвоения всех букв. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3 – 5 звуков или слов, а если воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

Оптическая дислексия – проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных  графически букв и их взаимных заменах. Смешиваются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (л – д, з – в), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве  (т – г, ь – р, н – п – и). Эта дислексия связана с нерасчленённостью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико – пространственного восприятия и оптико – пространственных представлений, с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы. Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы.

При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

1) замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х – ж, п – н, з – в и др.);

2) побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочерёдно (р, а, м, а);

3) искажения звуко – слоговой структуры слова, которое проявляется в пропусках согласных при чтении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.;

4) нарушения понимания прочитанного, которые проявляется на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдаются расстройства технической стороны;

5) аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и другие.

Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от её вида, степени выраженности, а также от этапа овладения чтением. Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. У школьников наблюдаются в основном лишь фонематические и оптические формы.

       Рекомендации по устранению фонематической дислексии                             

                                                     

                                  Основные направления

1.РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

2.РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

3.РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

                               Примерные задания (упражнения).

1.Поднять соответствующую букву на заданный звук.

2.Выделить гласный звук в слоге, слове.

3.Выделить данный звук и определить его место в слове (начало, середина, конец слова).

4.Определить  количество слогов в слове. Поднять соответствующую цифру.

5.Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка).

6.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.

7.Распространить предложение, увеличить количество слов.

8.Составить графическую схему данного предложения.

9.Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

10.Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

11.Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: ___буз, ут___, лод___, ка___даш.

12.Придумать слова с 3,4,5 звуками.

13.Вставить пропущенные буквы в слова: ви . ка, ди . ан, ут . а, лу . а, раду . а.

14.Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па – (пар)

                                 па – (парк)

                                 па – (паром)

                                 па – (паруса)

15.Какой звук убежал? (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

         Рекомендации по устранению оптической дислексии

                                   Основные направления

1.РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, УЗНАВАНИЯ ЦВЕТА,     ФОРМЫ И ВЕЛИЧИНЫ (ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА).

2.РАСШИРЕНИЕ ОБЪЁМА И УТОЧНЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

3.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

4.РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

                            Примерные упражнения.

1.Соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц).

2.Игра «Чего не стало?» ( На столе 5 – 6 предметов, картинок на доске, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них.

3.Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.

4.Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.

5.Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.

6.Реконструировать букву, добавляя элемент: из А -  Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.

7.Определить различие сходных фигур или  букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.

8.Для лучшего усвоения используются загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, срисовывание.

                Существуют очень тесные связи между нарушениями чтения и недоразвитием устной речи. В их основе лежит, с одной стороны, неполноценность сенсомоторных механизмов речевой деятельности (как в устной, так и в письменной форме), с другой – недоразвитие языковых обобщений  (фонематических, лексических, морфологических). Таким образом, и нарушения устной речи, и нарушения чтения во многих случаях представляют собой звенья единой причинно – следственной связи, являются результатом влияния единых этиопатогенетических факторов.

                       

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исскуство быть счастливым

книга очень интересная о том как можно стать счастливым....

Проверочная работа по английскому языку в 4 классе по теме: «Быть счастливым в селе и в городе».

Работа предназначена для учащихся 4 класса. Может быть использована в конце темы или как срезовая работа.Время выполнения 25 - 30 мин.Доступна для слбоуспевающих ребят....

Классный час по теме "Что значит быть счастливым"

познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно к самому  себе....

Классный час "Что значит быть счастливым?"

Данный классный час предназначен для учителей начальной школы. Данная разработка содержит конспект, презентацию и фрагмент мультфильма "Как ослик счастье искал". Цель классного часа: познакомить учащи...

Детство должно быть счастливым!

Классный час на тему:"Детство должно быть счастливым!"...

Моё желания "Быть счастливой"

В сочинении описаны мои желания, которые я хочу воплотить в своей будущей профессии...

Внеклассное мероприятие "Умею ли я быть счастливым человеком?"

Занятие является частью цикла на тему "Познай себя", которая направлена на воспитание нравственных качеств личности, духовно - эмоциональной  сферы ребёнка. Никогда не устареет стремлен...