Замены букв при чтении и на письме
статья по логопедии
В статье говорится о причинах замен букв при чтении и письме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zameny_bukv_pri_chtenii_i_na_pisme.docx | 14.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Замены букв при чтении и на письме
Часто, проводя диагностику школьника, логопед сталкивается с тем, что ребенок, читая, путает согласные, заменяя «Д» на «Т», «Н» на «П», «Б» на «В» и так далее. Необходимо выяснить причину нарушения, возможно, что дело не в нарушении фонематического слуха. Но проверить его все равно необходимо. Такая проверка всегда является частью диагностики. В чем может быть причина, если ошибок при повторении или выделении заданных звуков ребенок не сделал?
Стабильная сохранная замена при чтении одной буквы на другую, не сопровождающаяся нарушением фонематического восприятия, может говорить о затрудненном формировании образа буквы. Что же такое образ буквы? Это связанные воедино три компонента: графема (то, что мы видим и называем буквой),фонема (звук) и артикулема (артикуляторная поза, характерная при произнесении этого звука). Именно связка трех компонентов, а не просто графема называется образом. При правильном формировании образа, человек, читающий букву, заранее «слышит» звук внутри себя и без затруднений переходит от одной артикуляционной позы к другой ,также заранее подготавливая артикуляционный аппарат к произнесению очередного звука.. При нарушении триады «звук - буква -артикуляторная поза» картина меняется. И неприкрепленная артикулема создает впечатление, что ребенок не слышит звук или не запоминает букву. Такие проблемы свойственны детям с дизартрическими или апрактическими проблемами в анамнезе. И обусловлены они затруднениями кинетического (двигательного) программирования действий и трудностями кинестетического контроля. Затруднения кинетического программирования лежат также и в основе путаницы письменных графем. Помощь такому ребенку нужна именно в формировании устойчивой триады «звук- графема - артикулема(кинема)». И упражнения на закрепление графемы (дописывания, конструирование и т.п. здесь малоэффективны). Равно как и упражнения на развитие фонематического восприятия. Если подобных замен у ребенка встречается очень много, а мама говорит о том, что обучение чтению, в принципе, шло долго и трудно, рекомендуется обратиться за консультацией к нейропсихологу. При небольшом количестве замен достаточно правильно построенной работы с нейролингвистом или логопедом. Подобные парные замены встречаются у детей, только начинающих читать. На стадии формирования и автоматизации навыка чтения такие замены - норма. Именно поэтому при обучении чтению стоит проводить профилактические занятия, посвященные дифференциации парных звуков. И обращать внимание во время таких занятий именно на триаду «звук- буква –артикулема (кинема)» целиком. Это может помочь избежать длительного периода автоматизации навыка чтения и сформирует устойчивый образ буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Замены букв по фонетическому типу и пути коррекции этих ошибок.
Рекомендации родителям по коррекции замен букв по принципу сходства соответствующих им звуков....
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
Уроки № 50 (чтение) и № 62 (письмо). Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х\']. Буквы X, х (с. 38—39, 42). Написание строчной и заглавной букв Х, х (с. 15—16)
Урок изучения нового материала в 1 классе( чтение и письмо). Программа "Школа России"...
Урок письма Знакомство с буквами Л, л, М, м Письмо строчной буквы л
Познакомить с написанием заглавной и строчной букв М, м, Л, л...
«Согласные звуки [ м ], [ м, ], буквы «М», «м». Написание строчной буквы «м». Чтение и письмо слов с изученной буквой».
Урок обучения грамоте в первом классе. Комбинированный урок.Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами....
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...
Конспект урока "Буква Ю. Чтение слов с буквой Ю" (предмет "Графика и письмо")
Цель урока - повторить знания о букве Ю. Учить читать слова с буквой Ю....