Коррекционная работа по русскому языку у учащихся начальной школы по устранению пропуска и замены букв в словах.
статья по русскому языку
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников-формирование орфографической грамотности. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В данной статье предлагаются задания и упражнения, направленные на умение искать и справлять данную ошибку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по русскому языку у учащихся начальной школы по устранению пропуска и замены букв в словах.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников-формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах.
Две наиболее часто встречающихся ошибки, которые делают учащихся 1-4 классов-это написание безударных гласных, проверяемых ударением и пропуск и замена букв.
Хочу более подробно остановиться на проблеме пропуска и замены букв и работе по коррекции и устранению этой ошибки.
Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но можно выделить несколько основных. Как правило, это случается потому, что:
- ребёнок первый раз слышит это слово, и ни разу не встречал его написанным;
- недостаточно развит фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза;
- недостаточно сформирован навык самоконтроля при написании слов.
Чаще всего дети пропускают гласные, согласные при стечении, не дописывают конец слова. К счастью, все эти проблемы успешно решаются.
Работать надо начинать в самом начале 1 класса, когда начинается букварный период.
Одно из заданий, которое предлагается детям «АБРАКАДАБРА». Списать ряд хаотично стоящих букв. Причём, эти буквосочетания могут наращиваться по мере ознакомления с той или иной буквой.
Например: НОППЕ, ЛИРГШИ, ЖИВЫЦУССВРО и т. д.
Чтение и запись слов и предложений, записанных или произнесённых наоборот. Игра «ПЕРЕВЁРТЫШИ». Дети очень любят эти задания. Им нравится расшифровывать слова и предложения. При этом развивается внимательность, увеличивается поле зрения, улучшается фонематический слух.
Примеры заданий: СОН, ГЕНС, ЗАЛГ, ТНИВ, КОНЕЩ, АКТЁЩ, АЦИЛУ. Эти слова можно давать, работая ещё даже по «Азбуке». По мере совершенствования слова могут увеличиваться. Уже со 2 полугодия 1 класса можно вводить небольшие предложения: ТОК ТУТ, ЫЗОР ИНА У.
Сложность постепенно увеличивается.
«НАЙДИ ОШИБКУ». Методика направлена на выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, содержащие ещё не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты. Детям предлагается текст или отдельные слова с ошибками и исправить ошибки.
Но самое главное, развивать у детей навык самоконтроля. Надо приучать учащихся тщательно каждый раз проверять свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие «мелкие детали», как отсутствие одной буквы не замечают. Для формирования навыка самопроверки можно использовать «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ». В тетрадь по русскому крепится ленточка с небольшим квадратом на конце. Квадрат делается из обычного картона. В ходе проверки квадрат кладётся на начало слова. Ребёнок двигает его ,открывая по одной букве и проговаривая слово. Это позволяет быстро найти пропущенную букву.
Конечно, результат будет только при условии комплексного подхода к корректировке и отработке навыка проверки письменной работы учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы
Работу над ошибками учащиеся выполняют по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"
Данная публикация представляет собой памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....
Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.
В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....
Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)
Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....
Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы
В презентации собраны подсказки-памятки по русскому языку. Цель помочь учащимся и родителям повторить и запомнить орфограммы по русскому языку....
Памятка к работе над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.
Данная памятка поможет в выполнении работы над ошибками на уроках русского языку. Предназначена для учащихся 1-4 классов....
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы
Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы...