Конспект логопедического занятия на тему "Первый снег" в классе для детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Форма проведения занятия: групповое или подгрупповое
Лексическая тема: «Первый снег»
Грамматическая тема: «Части речи»
Общая характеристика занятия
По содержанию занятие опирается на программный материал по русскому языку во 2 классе для детей с ОВЗ и коррекционно-развивающую область АООП НОО ОВЗ. Отмечается единство поставленных коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач, которые достигаются за счёт разнообразия используемых коррекционных приёмов; учёта индивидуальных особенностей детей и зоны их ближайшего развития; включения в работу различных анализаторных систем. Основная задача учителя-логопеда: создание таких условий, которые будут способствовать обогащению словарного запаса учащихся, его активизации при составлении устного рассказа на заданную педагогом тему. Для этого в структуре занятия использовались такие приёмы работы, как знакомство с художественной картиной, прослушивание классической музыки, работа со стихотворными текстами. Занятие имеет чёткий план, при этом автор постаралась соблюсти плавность перехода от одного этапа к другому, целесообразность распределения времени между этапами занятия, соответствие фактического хода занятия запланированному. Содержание учебного материала соответствует возрасту учащихся и поставленным задачам. Методы и приемы коррекционной работы отличаются разнообразием и решают как образовательные, так и воспитательные задачи. Деятельность детей, требующая усидчивости и внимания, чередуется с релаксацией и динамическими паузами. Учитель-логопед должен учитывать такие способы коррекции, как включение заданий с опорой на несколько анализаторов; индивидуальная работа с теми учениками, кто не успел выполнить или не понял задание. Итогом занятия долдно стать выполнение учащимися задания по составлению рассказа-описания. Данная коррекционно-развивающая цель достигается за счёт проведённой подготовительной работы по активизации словарного запаса, знакомству с художественными и музыкальными произведениями на заданную тему. Планируемые метапредметные и предметные результаты:
- умение работать в коллективе и следовать предложенному плану;
- способность выделять общие и отличительные свойства предметов и явлений;
- активность и любознательность при знакомстве с различными произведениями искусства;
- умение использовать слова русского языка с учётом их лексического значения, во всём их разнообразии;
- умение выразительно декламировать стихи;
- способность грамотно формулировать свои мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия | 49.5 КБ |
презентация к логопедическому занятию на тему "Первый снег" | 77.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Коммунарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конспект логопедического занятия
Учитель-логопед Степанова Е.Е.
Класс: 2 (коррекционный)
Лексическая тема: устное сочинение «Первый снег»
Грамматическая тема: «Части речи»
2021 – 2022 учебный год
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
• Актуализация предикативного словаря и словаря признаков.
• Формирование навыка грамматически правильно оформлять высказывания.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
• Развитие мышления и связной речи.
• Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; отвечать на вопросы; включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные:
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе, сотрудничать со взрослым и сверстниками.
Личностные:
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности.
Предметные:
Развитие умения формировать высказывание, коммуникативной функции речи, правильно произносить поставленные звуки; выразительно произносить чистоговорки с опорой на образец учителя.
Оборудование: Презентация «Первый снег», бумажные заготовки для интерактивной тетради на тему «Части речи»
Ход занятия:
- Знакомство с темой - беседа по картине С.Тутунова «Зима пришла. Детство» (слайд № 2)
Логопед: Ребята, посмотрите на картину. Её написал художник Сергей Тутунов. Она называется «Зима пришла. Детство». За окном мы видим белый снег, который лежит на деревьях. Заметно, что это первый снег в этом году, ведь на некоторых ветках еще остались пожелтевшие листья. Выпавший снег преобразил двор. Кажется, что все в одно мгновение накрылось бархатным одеялом. Даже забор словно окутан белой дымкой из снега. Наверное, мальчик удивлен, что буквально за одну ночь двор преобразился до неузнаваемости: еще вчера все вокруг было темным и серым, а с утра стало белоснежным. Просто невозможно оторвать взгляд от произошедших за окном перемен!
- Скажите, вам нравится эта картина?
- Какое у вас настроение, когда вы на неё смотрите?
- Радуетесь ли вы также первому снегу?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Логопед сообщает тему занятия: сегодня мы с вами попробуем создать и описать свою картину под названием «Первый снег», но только не с помощью кистей и красок, а с помощью слов!
- Актуализация словаря признаков
Логопед выразительно читает акростих И.Семёновой «С неба падали пушинки…» (слайд № 3) и просит составить из первых букв каждой строчки слово (СНЕЖИНКИ).
Логопед: Давайте придумаем как можно больше признаков к слову «снежинка». Она какая?
Дети отвечают: красивая, ажурная, лёгкая, белая, холодная и т.д.
Логопед обобщает: это слова-признаки, они отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Давайте запишем их в таблицу (шаблоны таблицы заготовлены заранее и вклеиваются в тетрадь).
Дети записывают слова в тетрадь, а логопед – в таблицу на слайде № 4.
- Актуализация предикативного словаря, физ.минутка
Логопед раздаёт каждому по одной строчке стихотворения И.Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
Дети собирают из строчек стихотворение и декламируют его (по памяти). Затем можно предложить детям встать со своих мест, покружиться и медленно опуститься на ковёр.
Логопед: найдите, пожалуйста, в тексте стихотворения слова-действия: что делает снег?
Дети: кружится, падает, ложится.
Логопед: какие ещё действия может совершать снег?
Дети: идёт, летит, порхает, тает, метёт и т.д.
Логопед: давайте запишем эти слова в тетрадь.
Дети заполняют с помощью логопеда в таблице графу «слова-действия», а логопед вносит подобранные слова в таблицу на слайде № 4.
- Релаксация
Логопед: сейчас мы послушаем музыку композитора П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
Логопед: представьте, что вы сидите дома у окна и видите, как за окном весело порхают снежинки-бабочки: они то кружатся в танце под красивую музыку, то носятся из стороны в сторону, словно озорные девчонки и мальчишки, играющие в догонялки. Раньше люди говорили про снегопад: это бабушка Метелица взбивает свои перины. Закройте глазки и расслабьтесь.
Дети расслабленно сидят и слушают музыку.
- Составление сочинения
Логопед: перед вами план нашего сочинения про первый снег. Представьте, что вы отвечаете на вопросы… (слайд №5). Также вы можете использовать слова из таблицы в тетради.
Логопед читает вопросы и предлагает варианты ответов. Затем просит детей составить рассказ с опорой на наводящие вопросы.
- Рефлексия
Логопед: вы большие молодцы! У вас богатое воображение и хороший словарный запас! Что вам запомнилось больше всего на нашем занятии? Как бы вы оценили свою работу?
Дети выбирают смайлы (весёлого или грустного) и объясняют свой выбор.
Заместитель директора по УВР Петролай В.С.
Директор школы Савельева И.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картина «Зима пришла. Детство» Художник Сергей Тутунов
С неба падали пушинки Н а замёрзшие поля. Е ль закутали косынкой, Ж аркой шубой - тополя. И укрыли дом да площадь Н еобычным одеялом. К ак же их зовут?- ты спросишь. И мя здесь я написала. ( И.Семёнова )
Слова-предметы (существительное) Слова-признаки (прилагательное) Слова-действия (глагол) СНЕЖИНКА СНЕГ
План рассказа: Какой был день? Какая погода? Где ты наблюдал за снежинками? Какие были снежинки? Как падал снег? Какое настроение вызывает первый снег? Почему мы радуемся снегу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"
Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".
В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»
Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся первого класса. Группа детей с ФФНР.
Занятие проводится с целью формирования у обучающихся навыков слогового чтения по следам звукового анализа....
Программа логопедических занятий 1-ого дополнительного класса для детей с ЗПР
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2 (подготовительный класс)....
Презентация к групповому логопедическому занятию для учащихся 3 класса для детей с ОВЗ «Звуки [C][Ц]»
Презентация состоит из 8 слайдов и рекомендуется к занятию по теме "Звуки С Ц"...
Открытое логопедическое занятие в 1 «А» классе для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием лепбука.
В гости к сказке «Колобок»...