Рекомендации по проведению логопедических минуток на уроках русского языка.
статья по логопедии

Логопедические минутки – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendatsii.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

по проведению логопедических

минуток на уроках русского языка.

1. Упражнения на выработку речевого дыхания.

Урок обычно начинаем с дыхательной гимнастики и подготовки голоса. Формировать навык владения дыханием и голосом предлагаем с помощью следующих упражнений:

Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем столько свечек, сколько вам лет. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек.

«Сдуть свежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Букет цветов»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветов. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, баском, четко произнося (М)

Мам,                 меду                   б                нам,

Мам,                 молока               бы              нам.

«В лифте»

Мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

«Ручка в зубах»

Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

НБСМНПХЧМКБПРВС

ШЖНБВДЗТГПЦГХЗН

МНДГМЛРВСЖЗШНКЦ

ДЛРПВФТБХЗШНГКП

ТСЧПРЛГНШКВБЗНЩ

2. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Эту работу начинаем с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется проговариванием скороговорок, чистоговорок.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного проговаривания до максимально четкого, быстрого.

Считаем полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Рекомендуем выделение цветным мелком букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа.

На дворе трава, на траве дрова.

Проговаривание скороговорок хором:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха)

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами включаем отработку сочетаний гласных и согласных. Начали с показа артикуляции основных гласных: а, о, ы, и. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а-у, о-а, ы-и, и-о и т.д. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

После отработки произношения гласных включали сочетания гласных с согласными: да, до, ду, ды, ди;ла, ло, лу, лы, ли и т.д.

Далее тренировали учащихся на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуыэ, уоиэы; согласных с-з-ж, ц-ч-ш; слоги: ку, за, ши, ста, три, бра, дро, тру.

Следующий этап работы - чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков:

ба   бы    бэ-э-э   во!    вы    га    да    до    ды    же

ка    ку    ли  ля  лю     ми    му-у-у    мы    мэ-э-э    но

ай-ай      ей-ей    ек-ек         ой-ой!     во-во! га - га - га! ба - ба

га-га-га!              да-да-да!                  эй-эй!

ба-ба       дя-дя      па-па       ма-ма

Вторая группа блоков:

ага

аут

выя

ему

ива

бай

баз

дар

бош

лом

сам

бык

дом

кар

сон

шар

бэр

уже

зим

мыс

пол

вон

зал

лот

шаг

лю

бэ

уж

люк

бэр

муж

лук

бор

луж

лос

бур

лыж

лис

бук

пыж

мыс

бим

паж

рис

бус

маж

Третья группа блоков:

бокс

зонт

фонд

борт

зонд

форт

борщ

корт

плот

верх

лифт

цинк

волк

лярд

шарф

толк

морж

шест

полк

торт

шелк

Четвертая группа блоков:

вверх

смысл

гвалт

взмах

спорт

тракт

взнос

столб

Днепр

взмыл

страж

Днестр

вклад

трест

дрозд

Значение слов, доступных пониманию, логопед объясняет сам в ходе чтения. Значение отдельных слов предлагает выяснить в словаре. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со словарем. Впоследствии при чтении дети распределяли незнакомые слова между собой для объяснения их. Это оживляет работу на уроках, повышает интерес к чтению, ведет к пополнению активного словаря.

3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

С этой целью даются для чтения на определенное время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (вода-водный, мороз-морозный); к корню слова (булка - белка, пилка палка). Для упражнений использовались разные части речи.

Довольно часто на занятиях используем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением этих слов.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе - реза, ли -са, моло - ко, пе-тух).

«Словесные горки»

Предлагается прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, т.е. каждое слово длиннее предыдущего на одну букву:

КО

КОТ

КРОТ

БУЛКА

СОРОКА

СНЕГИРЬ

СОСЕДНИЙ

СОСЕДСКИЙ

СКВОРЕЧНИК

ДИАПОЗИТИВЫ

«Полустертые слова»

1-й вариант: Шалунья - резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова. Стерты отдельные элементы букв.

2-й вариант: В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

«Зеркало»

Буквы - модницы смотрят в зеркало. Зеркальное изображение буквы обведите кружком, а правильно написанные буквы обведите красным карандашом.

4. Упражнения на развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов (И.Т. Федоренко). В каждом из 18 предложенных наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Работа над набором ведется в разных вариантах: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного. Затем записывается предложение на доске мокрой тряпкой. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

Примеры текстов зрительных диктантов

(по И.Т.Федоренко)

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Набор 1

1.

Тает снег.

8

4

2.

Идет дождь.

9

4

3.

Небо хмурое.

10

5

4.

Коля заболел.

11

5

5.

Запели птицы.

11

5

6.

Поле опустело.

12

6

Набор 2.

1.

Трещат морозы.

12

6

2.

Я ищу землянику.

13

6

3.

В лесу росла ель.

13

6

4.

Наступила осень.

14

7

5.

Дни стали короче.

14

7

6.

В лесу много берез.

15

8

 

5. Упражнения на развитие внимания.

«Ориентирование на бумаге»

В 16 квадратах 12 букв. Посмотрите на них 1 мин. и прикройте. Запишите на отдельном листе бумаги расположение букв в клетках. Если вы безошибочно разместите в клетках 7 букв, можете считать, что у вас хорошая зрительная память.

1 вариант               2 вариант

О

И

М

О

И

И

О

К

А

А

А

Ш

П

Ц

Я

Ы

Ы

Н

Т

Р

Э

У

У

Э

«Смотри на точку в книге, что ты видишь?»

Упражнение расширяет поле видения. «Упражнения с таблицей Шульте» Таблица Шульте - это квадрат 5 х 5, в котором разбросаны числа от 1 - 25.

24

1

5

4

19

23

12

20

18

8

17

9

3

14

11

13

15

21

6

22

2

25

7

16

10

Ребенок должен как можно быстрее найти их, по порядку называя вслух и показывая карандашом. Глаза должны смотреть только сверху вниз, таким образом вырабатывается специальное движение глаза, необходимое для чтения. Систематически применяемое это упражнение значительно улучшает технику чтения и развивает внимание.

6. Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и про себя,

умение угадывать последующий текст.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и жужжащее чтение по методике Зайцева В.Н. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение. Чтение по ролям  проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Дети сами изготавливают костюмы для инсценировки. Костюмы простые, но оригинальные, главное они готовятся своим руками. И преимуществом при распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовил костюмы для какой-либо роли. А если несколько учащихся готовят один и тот же костюм, то, наряду с ролевым чтением, проводим синхронное чтение «буксиром» (если один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец» чтения и старается успевать за хорошо читающим).



Предварительный просмотр:

Рекомендации

по проведению логопедических

минуток на уроках русского языка.

1. Упражнения на выработку речевого дыхания.

Урок обычно начинаем с дыхательной гимнастики и подготовки голоса. Формировать навык владения дыханием и голосом предлагаем с помощью следующих упражнений:

Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем столько свечек, сколько вам лет. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек.

«Сдуть свежинку»

Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку»

Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Букет цветов»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветов. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, баском, четко произнося (М)

Мам,                 меду                   б                нам,

Мам,                 молока               бы              нам.

«В лифте»

Мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

«Ручка в зубах»

Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами.

«Работа с таблицей»

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

НБСМНПХЧМКБПРВС

ШЖНБВДЗТГПЦГХЗН

МНДГМЛРВСЖЗШНКЦ

ДЛРПВФТБХЗШНГКП

ТСЧПРЛГНШКВБЗНЩ

2. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Эту работу начинаем с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется проговариванием скороговорок, чистоговорок.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного проговаривания до максимально четкого, быстрого.

Считаем полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Рекомендуем выделение цветным мелком букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа.

На дворе трава, на траве дрова.

Проговаривание скороговорок хором:

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха)

Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами включаем отработку сочетаний гласных и согласных. Начали с показа артикуляции основных гласных: а, о, ы, и. Сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а-у, о-а, ы-и, и-о и т.д. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

После отработки произношения гласных включали сочетания гласных с согласными: да, до, ду, ды, ди;ла, ло, лу, лы, ли и т.д.

Далее тренировали учащихся на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуыэ, уоиэы; согласных с-з-ж, ц-ч-ш; слоги: ку, за, ши, ста, три, бра, дро, тру.

Следующий этап работы - чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Первая группа блоков:

ба   бы    бэ-э-э   во!    вы    га    да    до    ды    же

ка    ку    ли  ля  лю     ми    му-у-у    мы    мэ-э-э    но

ай-ай      ей-ей    ек-ек         ой-ой!     во-во! га - га - га! ба - ба

га-га-га!              да-да-да!                  эй-эй!

ба-ба       дя-дя      па-па       ма-ма

Вторая группа блоков:

ага

аут

выя

ему

ива

бай

баз

дар

бош

лом

сам

бык

дом

кар

сон

шар

бэр

уже

зим

мыс

пол

вон

зал

лот

шаг

лю

бэ

уж

люк

бэр

муж

лук

бор

луж

лос

бур

лыж

лис

бук

пыж

мыс

бим

паж

рис

бус

маж

Третья группа блоков:

бокс

зонт

фонд

борт

зонд

форт

борщ

корт

плот

верх

лифт

цинк

волк

лярд

шарф

толк

морж

шест

полк

торт

шелк

Четвертая группа блоков:

вверх

смысл

гвалт

взмах

спорт

тракт

взнос

столб

Днепр

взмыл

страж

Днестр

вклад

трест

дрозд

Значение слов, доступных пониманию, логопед объясняет сам в ходе чтения. Значение отдельных слов предлагает выяснить в словаре. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со словарем. Впоследствии при чтении дети распределяли незнакомые слова между собой для объяснения их. Это оживляет работу на уроках, повышает интерес к чтению, ведет к пополнению активного словаря.

3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

С этой целью даются для чтения на определенное время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова (вода-водный, мороз-морозный); к корню слова (булка - белка, пилка палка). Для упражнений использовались разные части речи.

Довольно часто на занятиях используем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением этих слов.

«Сложи слова»

Слова пишутся на двух карточках. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось слово (бе - реза, ли -са, моло - ко, пе-тух).

«Словесные горки»

Предлагается прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, т.е. каждое слово длиннее предыдущего на одну букву:

КО

КОТ

КРОТ

БУЛКА

СОРОКА

СНЕГИРЬ

СОСЕДНИЙ

СОСЕДСКИЙ

СКВОРЕЧНИК

ДИАПОЗИТИВЫ

«Полустертые слова»

1-й вариант: Шалунья - резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова. Стерты отдельные элементы букв.

2-й вариант: В словах стерта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.

«Зеркало»

Буквы - модницы смотрят в зеркало. Зеркальное изображение буквы обведите кружком, а правильно написанные буквы обведите красным карандашом.

4. Упражнения на развитие оперативной памяти.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над ее развитием ведется с помощью зрительных диктантов (И.Т. Федоренко). В каждом из 18 предложенных наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Работа над набором ведется в разных вариантах: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного. Затем записывается предложение на доске мокрой тряпкой. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

Примеры текстов зрительных диктантов

(по И.Т.Федоренко)

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Набор 1

1.

Тает снег.

8

4

2.

Идет дождь.

9

4

3.

Небо хмурое.

10

5

4.

Коля заболел.

11

5

5.

Запели птицы.

11

5

6.

Поле опустело.

12

6

Набор 2.

1.

Трещат морозы.

12

6

2.

Я ищу землянику.

13

6

3.

В лесу росла ель.

13

6

4.

Наступила осень.

14

7

5.

Дни стали короче.

14

7

6.

В лесу много берез.

15

8

 

5. Упражнения на развитие внимания.

«Ориентирование на бумаге»

В 16 квадратах 12 букв. Посмотрите на них 1 мин. и прикройте. Запишите на отдельном листе бумаги расположение букв в клетках. Если вы безошибочно разместите в клетках 7 букв, можете считать, что у вас хорошая зрительная память.

1 вариант               2 вариант

О

И

М

О

И

И

О

К

А

А

А

Ш

П

Ц

Я

Ы

Ы

Н

Т

Р

Э

У

У

Э

«Смотри на точку в книге, что ты видишь?»

Упражнение расширяет поле видения. «Упражнения с таблицей Шульте» Таблица Шульте - это квадрат 5 х 5, в котором разбросаны числа от 1 - 25.

24

1

5

4

19

23

12

20

18

8

17

9

3

14

11

13

15

21

6

22

2

25

7

16

10

Ребенок должен как можно быстрее найти их, по порядку называя вслух и показывая карандашом. Глаза должны смотреть только сверху вниз, таким образом вырабатывается специальное движение глаза, необходимое для чтения. Систематически применяемое это упражнение значительно улучшает технику чтения и развивает внимание.

6. Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и про себя,

умение угадывать последующий текст.

Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.

Большую пользу приносит и жужжащее чтение по методике Зайцева В.Н. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Любимый у учащихся вид чтения - ролевое чтение. Чтение по ролям  проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Дети сами изготавливают костюмы для инсценировки. Костюмы простые, но оригинальные, главное они готовятся своим руками. И преимуществом при распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовил костюмы для какой-либо роли. А если несколько учащихся готовят один и тот же костюм, то, наряду с ролевым чтением, проводим синхронное чтение «буксиром» (если один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец» чтения и старается успевать за хорошо читающим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для проведения словарной работы на уроках русского языка

Данный материал направлен на то, чтобы при изучении новых слов видное место занимали упражнения направленные на ознакомление обучающимися лексического значения, усвоение грамматических форм, на обучен...

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Формирование навыков правильного написания непроверяемых орфограмм требует постоянной работы по разработанной методистами схеме, включающей следующие разделы:...

Методическая разработка по проведению минуток чистописания на уроках русского языка в 1-4 классах по ОС Школа 2100

Методика использования пособия по чистописанию М. А. Яковлевой , конспекты уроков уроков, упражнения для развития мелкой моторики, для языковой разминки....

Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...