«Нарушение письменной речи»
материал по логопедии
Проблема нарушения письменной речи у школьников, одна из самых актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
контрольная работа | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Нарушение письменной речи»
Оглавление
- Введение. «Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных»………………………………………………………………3
- История изучения проблемы нарушения письменной речи………...…....…3-5
- Основные представления о дисграфии и дислексии…………………...……5-6
- Классификация нарушений письменной речи…………………………….....6-8
- Заключение. Важность раннего предупреждения нарушений дислексии и дисграфии…………………………………………………………………………9
- Список литературы……………………………………………………………….9
- Введение.
«Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных».
Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. « Проблема нарушения письменной речи у школьников одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения». И.Н.Садовникова.
В настоящее время, одним из направлений в логопедии, является изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи учащихся начальной школы. Это нарушения письма и чтения.
Дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Контролируя свое письмо, ребенок читает написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется текстом, написанным им или другим лицом.
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического.
- История изучения проблемы нарушения письменной речи.
Причины нарушений письменной речи определились сравнительно недавно. Первоначально, в конце XIX в., патологию письма и чтения рассматривали как одно из проявлений умственной отсталости (Т. Хеллер, И. Вольф). Впоследствии немецкий ученый А. Куссмауль в 1877 г. отказался от такой трактовки и определил нарушения письменной речи как самостоятельную аномалию, не связанную со снижением интеллекта. На рубеже XIX и XX вв. появляется новая теория, объясняющая дефекты письма неполноценностью зрительного восприятия. Сторонники этого подхода (В. Морган, П. Раншбург, X. Баштиан и др.) обозначили данный дефект термином «врожденная словесная слепота». Эта теория получила широкое распространение как в науке, так и в практике. Согласно такому подходу методика преодоления недостатков письменной речи сводилась главным образом к упражнениям в запоминании начертаний букв путем списывания, вырезывания, выпиливания, закрашивания, заштриховывания, подчеркивания, лепки из пластилина и т. д. Подобная методика, направленная на механическую тренировку зрительного восприятия, оказалась неэффективной, и нарушения письма и чтения долгое время оставались непреодолимым дефектом.
Затем, в начале XX в., была сделана попытка объяснить дефекты письменной речи нарушениями и других анализаторов. В соответствии с этим дисграфию подразделяли на оптическую, акустическую, моторную, идеомоторную (К. Н. Монахов). Однако уже в то время появились исследователи, которые возражали против такого толкования дисграфии, например английский ученый С. Ортон. В 30-х гг. XX в., появился более прогрессивный взгляд на недостатки письма, связывающий их с дефектами произношения. Эта теория принадлежит нашим советским ученым Ф. A. Pay, М. Е. Хватцеву, Н. Н. Трауготт, А. Я. Яунберзинь и др. По этой теории дисграфия определяется как «косноязычие» в письме, в результате которого возникают специфические затруднения при овладении письмом. Но практика показала, что коррекция произношения в большинстве случаев не обеспечивает устранения нарушений письма и чтения. Часто нарушения письма отмечались и у детей, которые правильно произносили все звуки.
В исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия. Таким образом была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии — фонематическое недоразвитие. Эта точка зрения на нарушения письма и чтения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развивалась в последующих работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, А. К. Марковой, Г. И. Жаренковой и др. В исследованиях вышеуказанных специалистов нарушения письма и чтения трактуются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития.
Основные представления о дисграфии и дислексии
Недостатки чтения называют алексией (от греч. а — частица, означающая отрицание, и lego — читаю) — полная неспособность к усвоению чтения и дислексией — специфическое нарушение чтения.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от её вида, степени выраженности, а также овладения чтением.
Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, спецефических, повторяющихся ошибок, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма школьников. Это неспособность к правильной письменной речи, которая не связана с нарушением интеллекта. Она является самой распространенной патологией у младших школьников.
Учителю логопеду необходимо обследовать состояние общего речевого развития ребенка: звукопроизношение и фонематическое восприятие. Затем необходимо сопоставить данные обследования всех компонентов устной речи с ошибками, выявленными при письме и чтении. Это позволит установить, являются ли в каждом конкретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьезная причина — общее недоразвитие речи.
- Классификация нарушений письменной речи
С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И. Лалаева [12, С. 62] выделяет следующие виды дислексии:
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функции фонематической системы. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески.
Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Разделение слова на слоги в процессе чтения – одна из причин непонимания читаемого.
Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных (,, из-под листьях”, ,, у товарищах”).
Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, 3-В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Н-П-И). Данная дислексия связана с нарушением зрительного анализа и синтеза.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена) [24, С. 359]. Выделяются следующие виды дисграфий:
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Акустическая дисграфия - дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ([ч]-[т], [ч]- [щ], [ц]-[т], [ц]-[с]). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных (,, писмо”, ,, лубит”, ,, лижа”).Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, [о]-[у] (дом – ,, дум”), [е]-[и] (лес – ,, лис”).
С учетом нарушенных операций фонемного распознавания можно выделить следующие подвиды этой формы дисграфии: акустическую, кинестетическую, фонематическую.
Дисграфия на почве различных форм нарушения языкового анализаи синтеза. В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант – ,, дикат”); пропуски гласных (собака – ,, сбака”); перестановки букв (тропа – ,, прота”); добавление букв (таскали – ,, тасакали”); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната – ,, кота”).
Аграмматическая дисграфия охарактеризованная в работах Р.Е. Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой [13, С. 112]. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с-о, э-е), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние (ш-,, ии”) и неправильно расположенные элементы (х-,, оэ”), (т-,, пп”).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение письменной речи составляет значительный процент среди других нарушений, встречающихся у учащихся массовой школы. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.
Для современной общеобразовательной школы основной задачей является своевременное выявление и предупреждение нарушения письма, устранение специфических ошибок с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997;
2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983;
3. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989;
4. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подводные камни процесса формирования письменной речи.Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи.
Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы подготовить и провести семинар для родителей....
Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...
Нарушения письменной речи. Виды нарушений. Способы, приемы и методы преодоления письменных нарушений
презентация...
Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»
Доклад «Нарушение письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС»...
Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."
Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...