дизартрия
консультация по логопедии

 Елена Валерьевна Макеева

Дизартрия

«Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной  и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

 

 

Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.

Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов»  - проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.

 

Классификация дизартрии.

В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.

В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.

 

Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.

А вот дизартрия  со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.

 

Причины: воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

 

Лечение и прогноз. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.

Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.

 

Дизартрию необходимо отграничивать от других речевых нарушений.

Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС),  позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).

Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным

При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.

Помимо этого возможно сочетание нескольких диагнозов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дизартрия

«Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной  и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

 

 

Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.

Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов»  - проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.

 

Классификация дизартрии.

В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.

В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.

 

Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.

А вот дизартрия  со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.

 

Причины: воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

 

Лечение и прогноз. При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.

Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.

 

Дизартрию необходимо отграничивать от других речевых нарушений.

Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС),  позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).

Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным

При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.

Помимо этого возможно сочетание нескольких диагнозов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия

Рекомендации по  коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия....

Дизартрия

В доступной для родителей форме описывается кто такие дети - дизартрики и система логопедического воздействия при дизартрии....

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.       ...

«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»

Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...

Дизартрия, ее симптоматика. Особенность дизартрии у детей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации ре­чевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии яв­ляется нарушение звукопроизносительной и просодичес...

Дизартрия. Причины возникновения дизартрии.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной ...