Программа по коррекции дизартрии для 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Программа создана для младших школьников с ОВЗ (ЗПР). Для таких детей характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. При дизартрии у детей имеются не только дефекты звукопроизношения, но и могут отмечаться нарушения речевого дыхания, просодической стороны речи, недостатки в артикуляторной моторике. Для младших школьников с ОВЗ (ЗПР) характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. При дизартрии у детей имеются не только дефекты звукопроизношения, но и могут отмечаться нарушения речевого дыхания, просодической стороны речи, недостатки в артикуляторной моторике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya_1.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ
1 класс доп. (программа 7.1, программа 7.2)
1 час в неделю (33 часа в год)
Пояснительная записка
Для младших школьников с ОВЗ (ЗПР) характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. При дизартрии у детей имеются не только дефекты звукопроизношения, но и могут отмечаться нарушения речевого дыхания, просодической стороны речи, недостатки в артикуляторной моторике. Движения языка не точны, хаотичны, неорганизованны, замедленны, отмечаются трудности удержания позы. Недостаток дифференцированности в работе мягкого нёба. Губы вялые или излишне напряженные. Возможны дефекты в строении артикуляторного аппарата: прогнатия, прогения, передний и боковой открытый прикус, укороченная подъязычная связка, толстый и массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое нёбо, дефекты строения зубного ряда. В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков, что обусловлено недоразвитием фонематического слуха.
Программа может быть реализована с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного образования.
Цель: Минимизация недостатков в развитии устной речи.
Задачи:
- Развитие неречевых психических функций.
- Развитие артикуляторной и мелкой моторики.
- Развитие просодической стороны речи.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
- Расширение и активизация словаря.
- Развитие грамматического строя и связной речи.
Планируемые результаты освоения программы по коррекции дизартрии 1 доп. класса:
Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Преодолевать фонетико-фонематические недостатки.
- Выполнять артикуляторные упражнения.
- Удерживать и дифференцировать артикуляторные уклады отдельных звуков.
- Верно произносить поставленные звуки.
- Дифференцировать поставленные звуки со смешиваемыми звуками (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие фонемы, а также звуки, схожие по акустико-артикуляционным признакам).
- Выделять самостоятельно и верно все звуки на слух и в произношении.
- Определять наличие звука и его место в слове.
- Производить анализ артикуляции звуков.
Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Оформлять грамматически правильно и лексически выразительно свои высказывания.
- Образовывать новые слова, используя приобретенные навыки словоизменения и словообразования.
- Использовать в речи средства интонационной выразительности.
- Самостоятельно пересказывать и составлять небольшие рассказы по вопросам, опорным словам, сюжетным картинкам, плану, принимая направляющую помощь педагога.
Форма контроля результативности коррекции устной и письменной речи:
- Обследование и контроль состояния устной и письменной речи учащихся 1доп. классов 2 раза в год (сентябрь, май):
- определение речевого статуса учащихся, формирование групп для нуждающихся в постоянной логопедической помощи и кандидатов на логопедические занятия (сентябрь):
- сравнительный мониторинг качественных изменений речи обучающихся, определение перспективы дальнейшего речевого развития каждого учащегося (май):
приложение № 1 речевая карта 1-5, тексты диктантов, списывания по классам:
приложение № 1* речевая карта 1-4, тексты диктантов, списывания по классам:
приложение № 2 таблица: сравнительный анализ распространённости специфических ошибок письма (сентябрь-май).
- Обследование процесса чтения, анализ его формирования и развития у учащихся 1 классов 1 раз в год (май):
- своевременное установление причин и анализ проблем чтения у конкретного ученика, поиск и применение индивидуальных методов и приёмов преодоления возникшей проблемы:
приложение № 3: индивидуальная карта по исследованию процесса чтения, сводная ведомость результатов проверки техники чтения по классу.
3. Итоговое обследование письменной речи обучающихся 1доп. классов (май) – приложение № 4.
1 доп. класс:
Содержание
Развитие психических функций
1. Развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие зрительного внимания и памяти.
3. Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Работа над дыханием
1. Обучение приемам речевого дыхания.
2. Обучение синхронности выдоха и фонации.
Работа над голосом
1. Развитие синхронности выдоха и голосообразования.
2. Развитие мягкой атаки голосоподачи.
3. Развитие голосовых модуляций и интонирования.
Развитие подвижности органов артикуляции и подготовка артикуляторных укладов
1. Обучение основным движениям губ, языка.
2. Обучение активному сокращению мягкого неба.
3. Развитие мимической мускулатуры.
Коррекция звукопроизношения
1. Развитие фонематического восприятия звука.
2. Специальные артикуляторные упражнения.
3. Постановка звука.
4. Закрепление звука в имитационных упражнениях.
5. Автоматизация звука в слоге, слове, словосочетании, предложении, связной речи.
6. Дифференциация поставленного звука со звуками, сходными по артикуляторно-акустическим признакам.
*Количество часов определяется индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения.
При реализации программы могут быть использованы образовательные платформы Zoom.ru, Сферум, трансляция в YouTube, infourok.ru, znaika.ru, leaningApps.org., logoburg.com.
Календарно-тематическое планирование занятий
по коррекции дизартрии
1 группа чт | ||||
дата план | дата факт | № п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
I. | Обследование | 3 | ||
1. | Обследование речевой моторики и мимической мускулатуры. | 1 | ||
2. | Обследование звукопроизношения. | 1 | ||
3. | Обследование просодической стороны речи. | 1 | ||
II. | Развитие психических функций | 1 | ||
1. | Развитие зрительно-моторной координации. Подавление саливации. | 1 | ||
III. | Работа над дыханием | 4 | ||
1. | Развитие активного выдоха. | 1 | ||
2. | Развитие произвольного управления дыханием. | 1 | ||
3. | Увеличение объёма дыхательных экскурсий. | 1 | ||
4. | Развитие синхронности выдоха и фонации. | 1 | ||
IV. | Работа над голосом | 3 | ||
1. | Отработка синхронности выдоха и голосообразования. | 1 | ||
2. | Отработка мягкой атаки голосоподачи. | 1 | ||
3. | Отработка голосовых модуляций. | 1 | ||
V. | Развитие подвижности органов артикуляции и подготовка артикуляторных укладов | 4 | ||
1. | Развитие произвольных движений губ. | 1 | ||
2. | Развитие произвольных движений языка. | 1 | ||
3. | Активизация работы мягкого нёба. | 1 | ||
4. | Развитие мимической мускулатуры. | 1 | ||
VI. | Коррекция звукопроизношения | 16 | ||
1. | Развитие фонематического восприятия звука. | 1 | ||
2. | Специальные артикуляторные упражнения. | 3 | ||
3. | Постановка звука. | 1 | ||
4. | Закрепление звука в имитационных упражнениях. | 3 | ||
5. | Автоматизация звука в слоге, слове, словосочетании, предложении, связной речи. | 4 | ||
6. | Дифференциация поставленного звука со звуками, сходными по артикуляторно-акустическим признакам. | 4 | ||
VII. | Обследование | 2 | ||
1. | Обследование навыка чтения. | 1 | ||
2. | Обследование звукопроизношения. | 1 | ||
33 часа | Итого часов | 66 |
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст]: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
3. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Р. И. Калмыкова. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
4. Козырева, Л. М. Программно - методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками [Текст] / Л. М. Козырева. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
5. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.
6. Крупенчук, О. И., Воробьёва, Т. А. Исправляем произношение [Текст]: Комплексная методика коррекции артикулярных расстройств / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007. – 96 с.
7. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
8. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и письма и пути их коррекции у младших школьников [Текст]: учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1998. – 224 с.
Список литературы (дополнительный)
1. Логопедия [Текст]: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с.
2. Лопухина, И. С. Логопедия – речь, ритм, движение [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с.
3. Тартапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса [Текст]: Книга для логопеда / С. Л. Тартапова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
4. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст]: Ярославль: «Академия развития», 1997
Электронные образовательные ресурсы
- infourok.ru
- znaika.ru
- learningApps.org
- logoburg.com
Лист корректировки рабочей программы
№ занятия | дата | изменения | Обоснование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по коррекции познавательных способностей в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. "Костотряс".
Закрепление решения задач изученных видов.Урок комплексного применения знаний....
Рабочая программа групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста
Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения чтению и русскому языку в начальной школе. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповой коррекции устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста (1-4 классы)...
Рабочая программа по коррекции психофизичекого развития (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по коррекции психофизического развития для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Выписка из протокола областного этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей
Выписка из итогового протокола областного этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей от 10.09.2018 года...
Программа логопедических занятий 1-ого дополнительного класса для детей с ЗПР
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО с ОВЗ, ПрАООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2 (подготовительный класс)....
Программа "Психологическая коррекция и профилактика возникновения страхов у детей"
Страх является наиболее опасной из всех эмоций...
- Мне нравится (1)