1) Слабостью фонематического слуха: - при следящей диaгностике можно зафиксировать, что ребёнок в устной речи смешивает звуки, близкие по звучанию;
- ребёнку трудно дифференцировать слова, близкие по звучанию, в пробах на показ картинки и повторение.
Попросите ребёнка повторить ряд слов, у которых есть сильные «соперники». Если у ребёнка не очень хороший фонематический слух, велика вероятность, что он сделает ошибки и назовёт «соперников».
Вот несколько примеров проб на повторение: Год, глаз, тень (кот, класс, день) Люк, почка, перо (лук, бочка, пирог) Миска, балка, кора (мишка, палка, гора) Кол, тушь, игра, уточка (гол, душ, икра, удочка)
Начинайте с 3 слов. Если у ребёнка не возникает трудностей, перегруппируйте слова и добавьте ещё 1. Давайте те слова, которые ребёнок хорошо знает, либо объясните значение новых для него слов. Ответы фиксируйте сразу.
2) Слабостью словаря: - трудности называния,
- поиски слов и вербальные замены в связной речи,
- частое использование местоимений и частотных слов с обобщающим значением.
Например: Они снегурочку делают = Дети лепят снежную бабу. Они = дети (использование местоимения), Снегурочку = снежную бабу (вербальная замена), Делают = лепят (вербальная замена).
3) Слабостью слухоречевой памяти. При следящей диaгнoстике специалист отмечает следующие трудности у детей: - часто переспрашивают воспитателя/ учителя. Здесь важно понять, в чём причина – в снижении слуха или недостаточной слухоречевой памяти?
- плохо запоминают стихи, испытывают трудности при пересказе.
Для диaгнoстики слухоречевой памяти проводят пробы на запоминание от 5 до 6-8 слов. Более количество слов использовать не рекомендуют: чем длиннее список, тем больше ресурсов понадобится ребёнку – он подключит энергетический блок, а также функции программирования и контроля. Пример пробы на запоминание 5 слов: Дом, лес, кот, игла, пирог:
Обычно проблемы со словарем, фонематическим слухом и слухоречевой памятью проявляются вместе. |