Трудности переработки слуховой и кинестетической информации
статья по логопедии

Кононова Светлана Александровна

Диагностика и коррекция трудностей переработки слуховой и кинестетической информации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_deti_putayut_zvuki.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика и коррекция трудностей переработки слуховой информации.

          Трудности перерaботки слуховой и кинестетической информации являются одной из частых причин, из-за которой возникают трудности обучения.


         Кинестетическая информация – это сигналы, которые мозг получает от движущихся частей тела. Трудности перерaботки кинестетической информации проявляются заменами при письме и чтении, нарушением графомоторных навыков и артикуляции.

Трудности перерaботки слуховой информации проявляются:

1) Слабостью фонематического слуха:

  • при следящей диaгностике можно зафиксировать, что ребёнок в устной речи смешивает звуки, близкие по звучанию;
  • ребёнку трудно дифференцировать слова, близкие по звучанию, в пробах на показ картинки и повторение.

Попросите ребёнка повторить ряд слов, у которых есть сильные «соперники». Если у ребёнка не очень хороший фонематический слух, велика вероятность, что он сделает ошибки и назовёт «соперников».


Вот несколько примеров проб на повторение:

      Год, глаз, тень (кот, класс, день)

      Люк, почка, перо (лук, бочка, пирог)

      Миска, балка, кора (мишка, палка, гора)

      Кол, тушь, игра, уточка (гол, душ, икра, удочка)


Начинайте с 3 слов. Если у ребёнка не возникает трудностей, перегруппируйте слова и добавьте ещё 1. Давайте те слова, которые ребёнок хорошо знает, либо объясните значение новых для него слов. Ответы фиксируйте сразу.


2) Слабостью словаря:

  • трудности называния,
  • поиски слов и вербальные замены в связной речи,
  • частое использование местоимений и частотных слов с обобщающим значением.

Например:

      Они снегурочку делают = Дети лепят снежную бабу.

      Они = дети (использование местоимения),

      Снегурочку = снежную бабу (вербальная замена),

      Делают = лепят (вербальная замена).

3) Слабостью слухоречевой памяти.

    При следящей диaгнoстике специалист отмечает следующие трудности у детей:

  • часто переспрашивают воспитателя/ учителя. Здесь важно понять, в чём причина – в снижении слуха или недостаточной слухоречевой памяти?
  • плохо запоминают стихи, испытывают трудности при пересказе.

Для диaгнoстики слухоречевой памяти проводят пробы на запоминание от 5 до 6-8 слов. Более количество слов использовать не рекомендуют: чем длиннее список, тем больше ресурсов понадобится ребёнку – он подключит энергетический блок, а также функции программирования и контроля. 

      Пример пробы на запоминание 5 слов:

      Дом, лес, кот, игла, пирог:


Обычно проблемы со словарем, фонематическим слухом и слухоречевой памятью проявляются вместе.

Игры для коррекционной рaботы

Игры для коррекции звукового анализа:

  • Испорченное эхо, или Бочки-почки:

заранее договариваемся с ребёнком, что он будет менять в словах Б на П. Взрослый называет слово «бочка» и бросает ребёнку мячик. Ребенок, поймав мяч, должен заменить Б на П.

Эта игра подходит для индивидуальной рaботы.

  • Ловить иль не ловить?

Взрослый бросает мяч детям. Если он говорит слово со звуком С, дети ловят мяч. Если звука С в слове нет, дети отбрасывают мяч.

Походит для рaботы в группе.


Рaбота над слухоречевой памятью:

  • Длинный рассказ:

Дети в группе составляют рассказ, добавляя в предложения по одному слову. Например:

Игрок 1: Я гулял.

Игрок 2: Я гулял по лесу.

Игрок 3: Утром я гулял по лесу.

  • Снежный ком, когда каждый себя хвалит: 

Оля: Оля добрая.

Ваня: Оля добрая, а Ваня умный.

Настя: Оля добрая, Ваня умный, а Настя красивая.

Часто причина проблем обучения – не «лень» или невнимательность ребёнка, а особенности его развития. Для правильной диaгнoстики и коррекции нужны нейропсихологические инструменты, которые позволяют определить «слабые» стороны ребёнка и доразвить их, опираясь на «сильные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"

В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....

Исследовательская работа"Твердые бытовые отходы и способы их переработки".

Проект посвящен проблеме твердых бытовых отходов в мире. Как сократить площади полигонов, занятых отходами производства и быта, как дать вторую жизнь отходам -эти и другие вопросы цель ...

«Система коррекционной работы по предупреждению и устранению оптической и кинестетической дисграфии у первоклассников с нарушением зрения»

В данной работе отражены теоретические и практические моменты  профилактической, коррекционной, развивающей работы с первоклассниками имеющими нарушение зрения. Описаны трудности с которыми могут...

Дифференциации букв,смешиваемых по оптико-кинестетическому признаку ( х -ж ,б-д, п-т) Комплексные упражнения для обучающихся 2- 4 классов.

Задания включают частотные и словарные слов, позволяют сформировать, закрепить графо-моторные навыки написания смешиваемых букв, параллельно обогатив словарь. Закрепить навыки подбора антонимов, синон...

Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке

Выступление на дефектологическом всеобуче по теме" Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке"...

«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»

Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....