Адекватная рaбота функции программирования и контроля позволяет ребёнку организовать себя, концентрировать внимание на определённой задаче, следовать словесным инструкциям и правилам.
В развитии функции программирования и контроля выделяют этапы: - Младенческий возраст: комплекс оживления, эмоциональное внимание.
- Дошкольный возраст: речевая регуляция действия, когда ребёнок выполняет речевые инструкции – взрослого или свои. Дети способны удерживать внимание на том, что им интересно.
- Кризис 7 лет и младший школьный возраст: становление произвольной регуляции действий (внутреннее планирование и контроль, произвольное избирательное внимание). Появляется возможность управления энергетическим блоком в соответствии с задачей.
Если мы оцениваем рaботу этой функции, нужно проверить, выполняет ли ребёнок речевые инструкции, может ли он регулировать свои действия.
Для таких исследований больше всего подходят групповые задания, например, «Голова – ноги». Есть два варианта игры: 1 – взрослый говорит «голова» или «ноги» – дети показывают на соответствующие части тела. 2 – взрослый произносит «голова» – дети должны показать на ноги, и наоборот. |