Диагностика трудностей обучения
статья по логопедии

Кононова Светлана Александровна

Основные причины трудностей обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_voznikayut_trudnosti_v_obuchenii.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Основные причины трудностей в обучении.

Существует 3 основных варианта трудностей обучения:

  1. Трудности программирования и контроля и серийной организации движений;
  2. Трудности перерaботки слуховой и кинестетической информации;
  3. Трудности перерaботки зрительно-пространственной и зрительной информации.

Все эти варианты могут сочетаться со слабостью энергетического блока, который проявляется гипер- и гипоактивностью у детей.

Рассмотрим эти функции

Адекватная рaбота функции программирования и контроля позволяет ребёнку организовать себя, концентрировать внимание на определённой задаче, следовать словесным инструкциям и правилам.


В развитии функции программирования и контроля выделяют этапы:

  • Младенческий возраст: комплекс оживления, эмоциональное внимание.
  • Дошкольный возраст: речевая регуляция действия, когда ребёнок выполняет речевые инструкции – взрослого или свои. Дети способны удерживать внимание на том, что им интересно.
  • Кризис 7 лет и младший школьный возраст: становление произвольной регуляции действий (внутреннее планирование и контроль, произвольное избирательное внимание). Появляется возможность управления энергетическим блоком в соответствии с задачей.

Если мы оцениваем рaботу этой функции, нужно проверить, выполняет ли ребёнок речевые инструкции, может ли он регулировать свои действия.


Для таких исследований больше всего подходят групповые задания, например,  «Голова – ноги». Есть два варианта игры:

1 – взрослый говорит «голова» или «ноги» – дети показывают на соответствующие части тела.

2 – взрослый произносит «голова» – дети должны показать на ноги, и наоборот.

Результаты исследований

1. У детей с риском трудностей обучения результаты качественно и количественно хуже, чем у группы нормы.


2. Трудности усвоения инструкции в игровых заданиях отмечаются только у детей с риском трудностей обучения.

Игры для диагностической и коррекционной рaботы

Морская фигура, замри! – следим за чередованием активных действий и торможения. Фиксируем, кто из детей начал двигаться раньше времени.


Съедобное – несъедобное.


Пособия Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой, Т.Ю.Хотылёвой.


Метод наблюдений позволяет увидеть симптомы слабости функций программирования и контроля:

  • медленное вхождение в задания,
  •  трудности ориентировки в условиях задания, 
  •  трудности построения программы, ее упрощение
  •  инертность: повторение программы или ее частей,
  •  импульсивность, легкая отвлекаемость, 
  •  трудности контроля за выполнением задания
  •  трудности переключения на другое задание.

В связной речи трудности программирования и контроля проявляются следующими симптомами:

  • стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений,
  • неразвернутость, краткость текста,
  • необходимость вопросов для построения полного предложения, текста,
  • пропуск смысловых кусков текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.

Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ. ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2-4 классов.

В данной программе представлены этапы настоящей диагостики речевого развития учащихся 2-4 классов, имеющих трудности  письма и чтения разного генеза (из опыта работы)....

«Факторы, влияющие на возникновение школьных трудностей. Виды трудностей обучения детей»

Основные рассматриваемые вопросы:  1. Психолого-педагогический фактор: возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе. Сензитивные периоды развития. Обучение детей по традиционной ...

Педагогическая диагностика трудностей обучения русскому языку (на примере 3 класса)

Работая в интегрированном классе очень важно создать оптимальные педагогические условия, позволяющие каждому ребёнку адаптироваться в школьной среде и успешно овладевать программой. Необходима своевре...

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 2 год обучения

Материал для диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе по лепке из глины  «У истоков мастерства» 2 год обучения...

Материал для диагностики результатов обучения по дополнительной образовательной программе «У истоков мастерства» 3 год обучения

Материал для диагностики результатов обучения  по дополнительной образовательной программе по лепке из глины «У истоков мастерства» 3 год обучения...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму

Трудности письма как объект изучения. Функциональный состав письма. Варианты трудностей письма....