Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму
статья по логопедии (2 класс)

Трудности письма как объект изучения. Функциональный состав письма. Варианты трудностей письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход

к диагностике и коррекции трудностей обучения письму

        Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их механизмов – коррекционная работа должна быть построена с учетом своеобразия высших психических функций (ВПФ) данного ребенка.

        При анализе дисграфий педагоги, логопеды и психологи выделяют их разные варианты, в основе которых лежат трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, сложности овладения зрительным образом буквы, смешение букв, близких по написанию. В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания.

        В нейропсихологии в соответствии с принципом системного строения ВПФ письменная речь рассматривается как сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Каждый из этих компонентов играет свою особую роль, и недоразвитие любого из них ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом.

        Нейропсихологический анализ письма был впервые проведен А.Р.Лурия. Он неоднократно высказывал мысль, что нейропсихологический анализ позволяет раскрыть функциональный состав письма в норме. Исследования показали, что индивидуальные особенности познавательных процессов детей могут быть объяснены присущей норме неравномерностью развития ВПФ.

        Функциональный состав письма обеспечивается следующим образом:

I блок – блок тонуса и бодрствования. Поддержание активного тонуса коры на письме.

II блок – блок приема, переработки и хранения информации.

  1. Переработка слухо-речевой информации – фонемное распознавание, слухо-речевая память.
  2. Переработка кинестетической информации – дифференциация артикулем.
  3. Переработка зрительной информации – актуализация зрительных образов букв и слов.
  4. Переработка полимодальной информации – ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов.

 III блок – блок программирования, регуляции и контроля.

  1. Эфферентная организация движений – моторное (кинетическое) программирование графических движений.
  2. Регуляция психической деятельности – планирование, реализация и контроль письма.

Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут вызвать трудности письма, выступая изолированно или сочетанно.        

Варианты трудностей письма

  1. Несформированность произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля), т.е. проблемы с удержанием произвольного внимания, включением в задание, с ориентировкой в задании, трудности переключения с одного задания на другое. В письме у этих детей мы видим персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов, антиципации (предвосхищение) букв (например, «покловок» - поплавок) и контаминации (слипание) слов (например, «на елижит» - на ели лежит).
  2. Трудности поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры.

У детей наблюдается повышенная утомляемость, колебания работоспособности, которая меняется в течение четверти, недели, дня, урока. На фоне утомления ученик делает разнообразные грубые ошибки. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.

  1. Пространственные ошибки.

Ориентировка в пространстве, правильная организация действия в пространстве – сложная деятельность, в которой участвует как правое, так и левое полушарие.

Анализ трудностей письма у детей:

  • сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
  • трудности в удержании строки;
  • постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова;
  • устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, э, с; замены букв У-Ч, д-б, д-в;
  • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
  • нарушения порядка букв.

Одни и те же ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы, так, слитное написание слов может быть связано как с недостаточностью анализа языкового материала из-за нарушений программирования и контроля, так и с трудностями формирования целостного образа написанного слова. Таким образом, для определения механизма ошибок необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма.  

        В соответствии с нейропсихологическим подходом, основная стратегия коррекционного воздействия заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности. Педагог ставит перед учеником учебную задачу, мотивирует её решение и принимает участие в выполнении задания, беря на себя, по мере необходимости, функции слабого звена. Он выстраивает учебные задачи от простых к сложным относительно слабого звена, что позволяет ему передавать функции слабого звена ребенку.

        Нейропсихологическая диагностика трудностей письма позволяет дифференцировано подходить к коррекционно-развивающей работе, эффективно преодолевать и предотвращать трудности обучения письму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. Групповая коррекция нарушения поведения и эмоциональной сферы ребенка.

Материал содержит игры, которые способствуют самовыражению, высвобождению эмоций, преодолению внутренних конфликтов, разрядке, преодолению скованности и застенчивости; созданию положительного образа с...

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников

Процесс обучения в школе включает не только усвоение системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также  развитие самих  познавательных...

Технологический план как инструмент диагностики и коррекции трудностей младших школьников в усвоении учебного материала

В данной работе представлена технология изучения имени существительного во 2-м классе, а так же технологический план изучения  данной темы...

Нейропсихологический подход к диагностике в профессиональной деятельности специалиста (педагога-психолога, дефектолога)

uml;Основные подходы в современной нейропсихологической диагностике.¨Схема нейропсихологического обследования...

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.

Диагностика и коррекция трудностей в обучении младших школьников.Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебно...