Методы педагогического исследования
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Творческое задание «Методы педагогического исследования»
Выполнила: студентка ЛЗ-19-1 Чижкина Ольга Викторовна
Цель работы: получение опыта проведения сравнительно-сопоставительного анализа традиционных и инновационных методов педагогического исследования.
Задание: заполнить табличную форму, позволяющую провести сравнительно-сопоставительный анализ методов педагогического исследования. Подобрать и изучить материалы учебников (В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского, Н.В. Бордовской, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина и др.), педагогическую периодику, раскрывающие основные дидактические концепции. На основе анализа их сущности и содержания выделить главную цель, сущность, выявить достоинства и недостатки. Классифицировать их по основаниям для сравнения. Составить список литературы. Ход и результаты проведенной работы занести в таблицу.
Дата: 28.01.2020 год
Методы педагогического исследования
№ | Название метода | Сущность метода | Цель метода | Достоинства | Недостатки | Виды (по основаниям сравнения) |
1 | Метод наблюдений | Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. | Изучение поведения объекта изучения в реальной обстановке | Простота и относительно низкие затраты на реализацию; исключает искажения, вызываемые контактами объектов с исследователями; независимость от желания объекта к сотрудничеству и его способности к словесному выражению сути дела; возможность обеспечить более высокую объективность; возможность восприятия неосознанного поведения; естественность обстановки | Установки, интересы, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения; длительное наблюдение приводит к усталости, что увеличивает опасность неточных записей; определенную трудность представляет интерпретация данных; наблюдение требует значительных затрат времени. | 1)Внешнее (объективное) наблюдение – преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. 2)Включенное (психолог является участником событий). 3)Стандартное (наблюдаемый следует строгой методике, инструкции). 4)Свободное (испытуемый наблюдается в естественных условиях, например, в игре). 5)амонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за самим собой, психическими явлениями. |
2 | Метод эксперимента | Предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. | Сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений | Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения; можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит уточнить и проверить первоначально полученные данные; быстро собрать фактический материал; более объективен, т.к. в методике содержаться чёткие критерии фиксации данных; проще протокол, т.к. строиться в соответствии с заданной методикой последовательности | Может исчезать естественность в психических проявлениях ребёнка; не создаётся целостное представление о психике ребёнка; требует более тщательной и длительной подготовки, чем наблюдение; достоверность данных зависит от умения экспериментатора | Лабораторный эксперимент – предполагает создание искусственной, абстрактной ситуации, создание условий, далеких от тех, в которых обычно протекает деятельность человека; естественный эксперимент - представляет промежуточную форму между наблюдением и экспериментом. Его основная тенденция - деятельность наблюдается в ее естественном протекании; психолого-педагогический - естественный эксперимент изучения познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах; формирующий (обучающий) эксперимент - его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. |
3 | Метод анкетирования | Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, а время возврата оговаривается. | Сбор данных на основе опроса с помощью анкеты (системы вопросов, объединённых единым исследовательским замыслом) | Экономичность; оперативность проведения; соблюдение анонимности; максимальное воплощение замысла исследователя, его целей и задач; м.б. очным и заочным | Множество методических ограничений; проблема репрезентативности данных; трудоёмкость обработки информации; при групповом (аудиторном) опросе возникает опасность искажения ответов под воздействием группы | Основным условием эффективности анкетирования являются: точность формулировок анкеты; ее содержательная направленность;вычленение узловых моментов; •лаконичность и однозначность формулировок; несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт). |
4 | Метод беседы (опроса, интервьюирования) | Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой задания. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально приближена к конкретной ситуации и сочетаться с другими объективными методами. | Является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово-организована | Метод ориентирован на более полный учёт мнения респондентов; личное общение с опрашиваемым; м.б. прямым или опосредованным; респондент может обратиться за помощью к интерьюеру | Влияние интервьюера на ход опроса или содержание ответов; трудность и трудоёмкость опроса; зависимость информации от совершенства опросных документов | Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и не стандартизированные. |
5 | Метод анализа документов | Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации. | Специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах | Отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект; высокая степень надёжности получаемых данных; возможность получения информации, которая не поддаётся в такой мере выявлению посредством других методов | Сложность; необходимость высокого уровня квалификации аналитиков | По форме фиксации информации существуют: • письменные документы (содержат в основном буквенный текст относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы); • статистические данные (информация в основном цифровая); • иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины); • фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты); • технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество). |
6 | Метод экспертной оценки | В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации. | Оценить объект на основе обработки информации, полученной от экспертов и получить более достоверные и надёжные результаты | Менее трудоёмкий; применимость для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации | Отсутствуют гарантии, что полученные в результате опроса экспертов данные в действительности достоверные; существуют определённые трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных результатов | Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое исследование "Информационная культура мл. школьника"
Наше время- время перемен.Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения.Информатизация общества - сегодняшняя реальность....
Эксперимент как основа педагогического исследования
Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и измене...
Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"
На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»
Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...
Доклад на тему:"Методы педагогической диагностики и контроля качества обучения в начальных классах. Виды мониторинговых исследований. Отслеживание результатов исследований и работа над повышением уровня развития личности ученика
В докладе дан план и описаны методы педагогической диагностики и контроля качества обучения в начальных классах...
Методы педагогических исследований
Методы педагогических исследований Метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых получают информацию.Методами педагогического исследования называют совокупность приемо...
Методы психолого-педагогического исследования
Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, рас...