Методы педагогического исследования
консультация по логопедии

Чижкина Ольга Викторовна

Методы педагогического исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskoe_zadanie.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое задание «Методы педагогического исследования»

Выполнила: студентка ЛЗ-19-1 Чижкина Ольга Викторовна

Цель работы: получение опыта проведения сравнительно-сопоставительного анализа традиционных и инновационных методов педагогического исследования.

Задание: заполнить табличную форму, позволяющую провести сравнительно-сопоставительный анализ методов педагогического исследования. Подобрать и изучить материалы учебников (В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского, Н.В. Бордовской, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина и др.), педагогическую периодику, раскрывающие основные дидактические концепции. На основе анализа их сущности и содержания выделить главную цель, сущность, выявить достоинства и недостатки. Классифицировать их по основаниям для сравнения. Составить список литературы. Ход и результаты проведенной работы занести в таблицу.

Дата: 28.01.2020 год

Методы педагогического исследования

Название метода

Сущность метода

Цель метода

Достоинства

Недостатки

Виды (по основаниям сравнения)

1

Метод наблюдений

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаи­моотношения людей, когда стремятся получить целостную кар­тину происходящего.

Изучение поведения объекта изучения в реальной обстановке

Простота и относительно низкие затраты на реализацию; исключает искажения, вызываемые контактами объектов с исследователями; независимость от желания объекта к сотрудничеству и его способности к словесному выражению сути дела; возможность обеспечить более высокую объективность; возможность восприятия неосознанного поведения; естественность обстановки

Установки, интересы, личностные особенности наблюдателя могут весьма силь­но влиять на результаты наблюдения; длительное наблюдение приводит к усталости, что увеличивает опасность не­точных записей; определенную трудность представляет ин­терпретация данных; наблюдение требует зна­чительных затрат времени.

1)Внешнее (объективное) наблюдение – преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. 2)Включенное (психолог является участником событий). 3)Стандартное (наблюдаемый следует строгой методике, инструкции). 4)Свободное (испытуемый наблюдается в естественных условиях, например, в игре). 5)амонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за самим собой, психическими явлениями.

2

Метод эксперимента

Предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

Сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений

Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения; можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит уточнить и проверить первоначально полученные данные; быстро собрать фактический материал; более объективен, т.к. в методике содержаться чёткие критерии фиксации данных; проще протокол, т.к. строиться в соответствии с заданной методикой последовательности

Может исчезать естественность в психических проявлениях ребёнка; не создаётся целостное представление о психике ребёнка; требует более тщательной и длительной подготовки, чем наблюдение; достоверность данных зависит от умения экспериментатора

Лабораторный эксперимент – предполагает создание искусственной, абстрактной ситуации, создание условий, далеких от тех, в которых обычно протекает деятельность человека; естественный экс­перимент - представляет промежуточную форму между наблюдением и экспе­риментом. Его основная тенденция - деятельность наблюдается в ее естественном проте­кании; пси­холого-педагогический - естественный эксперимент изучения познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах; формирующий (обучающий) экс­перимент - его своеобразие заключается в том, что он од­новременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления.

3

Метод анкетирования

Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, а время возврата оговаривается.

Сбор данных на основе опроса с помощью анкеты (системы вопросов, объединённых единым исследовательским замыслом)

Экономичность; оперативность проведения; соблюдение анонимности; максимальное воплощение замысла исследователя, его целей и задач; м.б. очным и заочным

Множество методических ограничений; проблема репрезентативности данных; трудоёмкость обработки информации; при групповом (аудиторном) опросе возникает опасность искажения ответов под воздействием группы

Основным условием эффективности анкетирования являются: точность формулировок анкеты; ее содержательная направленность;вычленение узловых моментов; •лаконичность и однозначность формулировок; несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт).

4

Метод беседы (опроса, интервьюирования)

Вопросы, задаваемые в беседе, могут представ­лять собой задания. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стан­дартного характера, она всегда должна быть максимально приближена к конкретной ситуации и сочетаться с другими объективными методами.

Является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.

Беседа всегда должна быть планово-организована

Метод ориентирован на более полный учёт мнения респондентов; личное общение с опрашиваемым; м.б. прямым или опосредованным; респондент может обратиться за помощью к интерьюеру

Влияние интервьюера на ход опроса или содержание ответов; трудность и трудоёмкость опроса; зависимость информации от совершенства опросных документов

Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и не стандартизированные.

5

Метод анализа документов

Изучение документов также является методом педагогического исследо­вания. Документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах

Отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект; высокая степень надёжности получаемых данных; возможность получения информации, которая не поддаётся в такой мере выявлению посредством других методов

Сложность; необходимость высокого уровня квалификации аналитиков

По форме фиксации информации существуют:

• письменные документы (содержат в основном буквенный текст относятся классные журналы, дневники учащихся, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, медицинские карты учащихся, протоколы собраний, программы, тетради учащихся, контрольные работы);

• статистические данные (информация в основном цифровая);

• иконографическая документация (кино- и фотодокументы, картины);

• фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);

• технические продукты (чертежи, поделки, техническое творчество).

6

Метод экспертной оценки

В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации.

Оценить объект на основе обработки информации, полученной от экспертов и получить более достоверные и надёжные результаты

Менее трудоёмкий; применимость для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях неполной информации

Отсутствуют гарантии, что полученные в результате опроса экспертов данные в действительности достоверные; существуют определённые трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных результатов

Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое исследование "Информационная культура мл. школьника"

Наше время- время перемен.Сейчас России нужны люди, умеющие творчески мыслить, принимать нестандартные решения.Информатизация общества - сегодняшняя реальность....

Эксперимент как основа педагогического исследования

         Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и измене...

Педагогическое исследование"Индивидуальные карты развития учащихся"

На основе данного исследования была выявлена положительная динамика в развитии каждого ученика. С помощью различной диагностики удалось отслеживать поэтапно уровень ЗУН, социального становления, физич...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Методы педагогических исследований

Методы педагогических исследований Метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых получают информацию.Методами педагогического исследования называют совокупность приемо...

Методы психолого-педагогического исследования

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования.анализа школьной документации. Источники информации - классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, рас...