индивидуальная программа развития
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Шнитко  Людмила Ивановна

Индивидуальная программа развития составлена для учащейся с ТМНР вариант стандарта 8.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_razvitiya.odt31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития  разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями (вариант стандарта 2) в соответствии с ФГОС  и нацелена на образование ребенка с ТМНР,  с учетом его особых  образовательных  потребностей   во 2 классе МБОУ Курагинская СОШ №3 (обучение на дому).

Общие сведения об учающейся:

Фамилия имя отчество ребѐнка:  Иванова Вера Ивановна

Возраст ребѐнка: 8 лет

Класс: 2 класс

Год рождения: 15.01.2013 г.р.

Место проживания: пос. Курагино, ул. Сосновая д.1

    Законный представитель - мать – Иванова Мария Ивановна, 1983 г.р., образование  9 классов,  в настоящее  время  не работает по уходу за дочерью, которая требует постоянного внимания и ухода в связи с заболеванием.

      Отец Иванов Иван Иванович1981 г.р.  работает  электромонтером.

      Общая  характеристика развития обучающегося с ТМНР:

Социально-бытовые условия  удовлетворительные.  Семья живет в частном доме, хорошие бытовые условия. У Веры  есть  отдельная комната, где она может заниматься и отдыхать. Отношения с родителями доброжелательные. Мама вместе с папой  добросовестно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, помогают ребѐнку, контактируют с учителями. Родители соблюдают расписание и режим занятий.  Ребенок  обучается на дому во 2 классе в  МБОУ Курагинская СОШ №3.

        Внешний вид всегда чистый, опрятный. Но Вера не замечает и не устраняет неполадки в одежде. У неё не развиты навыки самообслуживания, она не может выполнять трудовые обязанности в силу своего заболевания (ДЦП, не может ходить). Вера не владеет в полном объеме речью, издает гортанные звуки. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности.  Вера  понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, имя сестры, различает по голосу окружающих взрослых. Средствами общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет. Вера при общении улыбается, в диалог вступить не пытается, иногда стучит по столу.  Обнаруживаются  диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития. Мелкая моторика не сформирована. Вера  понимает обращенную речь: простые ситуативные инструкции. У ребенка нарушения зрительного восприятия, что приводит к трудностям фиксации взора на предмете.  У Веры повышенная саливация и псевдобульбарные явления.

           По  заключению   территориальной   ПМПК   № 1  у ребенка    интеллектуальные нарушения  с тяжелыми и множественными нарушениями развития.    

           Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагоги-ческих подходов.

           Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

           Технологии, используемые в обучении ребенка:

индивидуализация обучения; игровые технологии. создание адаптированной коррекционно-развивающей среды  под ребенка;  «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с логопедом, повторение изученного материала. Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  обуславливают  необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности). В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные  своими  руками,  или  заводские  игрушки  (резиновые,  шероховатые,  мягкие, с «колючками»; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (шишки, скорлупа грецкого ореха и т.д.). Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Целью логопедического сопровождения ребенка с умеренной и тяжелой   степенью интеллектуальной недостаточности  является:

расширение представлений об окружающем мире,

формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации,

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающегося коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у него интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Содержание работы с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью:

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие понимания речи.

Развитие ручной моторики.

Развитие речевой моторики.

Развитие элементарных произносительных навыков.

Развитие активной речи.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи  ребенка с умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями  требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане  предусмотрены часы логопедических занятий (альтернативная коммуникация).

Учитель – логопед  строит занятия, исходя из особенности восприятия и определённых навыков ученика, достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к такому ребёнку. Основной формой с Верой  являются  индивидуальные занятия. На занятия отводится, как правило, 20 минут.

Предлагаемая программа логопедического сопровождения с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности 2 класса МБОУ СОШ №3  с учетом учебного плана 1 час в неделю, 34 часа в год. Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала ребенком.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта. Материал разбит в соответствии со структурой логопедических занятий.

         Через альтернативную коммуникацию идет формирование коммуникатив-ных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социально-го взаимодействия.

        Освоение доступных средств невербальной коммуникации: - взгляд, мимика, жест, предмет, графическое изображение, знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);

         - составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым  для общения;

         - освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие ручной моторики.

Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.

Развитие элементарных произносительных навыков.

Развитие понимания обращённой речи.

Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

Развитие активной речи.

Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от ребенка, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Ожидаемые результаты

В работе с ребенком с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию - это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения.

Конечной целью логопедической работы с ребенком является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному ему общественно полезному труду, максимальное овладение им навыками самообслуживания, формирования умения ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно.

План индивидуальной работы

Ивановой Веры Ивановны 15.01.2013 г.р.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ:

Использование комплексных, афферентных стимулов (зрительных, тактильных проприцептивных, температурных, звуковых, речевых):

опора на все виды анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, двигательный):

использование методов стимулирования познавательной деятельности (игры, игровые ситуации, наглядный, демонстрационный материал и т.д.):использование методов; игровой, двигательно-кинестетический:

применение индивидуальной системы поощрения для повышения мотивации ребенка к взаимодействию со взрослыми, позитивное подкрепление одобряемых форм поведения.

НАПРАВЛЕНИЕ:

По альтернативной и дополнительной коммуникации;

По пониманию обращенной речи (в соответствии с реальными возможностями ребенка) и смысла доступныхневербальных графических навыков (графических знаков, рисуеков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений);

По использованию воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другии);

По овладению умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.

Календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий

для учащейся 2 класса Ивановой Веры (34 ч.)

2021-2022уч.г.

№п/п

Коррекционная тема

занятия

Кол.

ч

Дата проведения

1.

Диагностика

2 ч.

03.09

10.09

2.

Стимулировать игровой контакт со взрослыми, развивать разнообразные средства коммуникации (лепетные слова, жест).Развивать интерес к игрушкам, формировать элементарные действия с ними.

1

17.09.20

3.

Развивать координацию движений глаза и руки. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой.

1

24.09.20

4.

Учить искать и находить взглядом предметы, неоднократно называемые и постоянно находящиеся в определенном месте, при вопросе «Где...».

1

01.10.20

5.

Учить дифференцировать интонацию голоса,  реагировать на свое и чужое имя.

1

08.10.20

6.

Учить понимать отдельные инструкции в конкретных ситуациях. Учить запоминать и выбирать предмет из ряда предложенных предметов.

1

15.10.20

7.

Стимулировать игровой контакт со взрослыми, развивать разнообразные средства коммуникации (лепетные слова, жест). Учить отгадывать предметы, игрушки, животных по словесному описанию.

1

22.10.20

8.

Развивать умение самостоятельно ходить и выполнять движения по просьбе взрослого: приседать, наклоняться, поворачиваться, бросать мяч взрослому.

1

29.10.20

9.

Учить выполнять разнообразные действия с предметами в зависимости от их свойств.

1

12.11.20

10.

Группировать предметы  по основным признакам.

1

19.11.20

11.

Развитие и коррекция ручной мелкой моторики. Разучивание упр. «Мы тесто месили…»

1

26.11.20

12.

Учить производить различные действия с предметами. (мять и рвать бумагу).

1

03.12.20

13.

Учить производить различные действия с предметами. (выдувать мыльные пузыри).

1

10.12.20

14.

Учить производить  различные действия с предметами. (перебирать  и пересыпать крупы).

1

17.12.20

15.

Развивать  умение играть с мячами маленьких размеров.

1

24.12.20

16.

Развивать  умение играть со строительным материалом.

1

14.01.21

17.

Развивать  умение играть с конструктором.

1

21.01.21

18.

Развивать  умение играть с мозаикой.

1

28.01.21

19.

Учить исследовать предметы, ощупывая их.

1

04.02.21

20.

Учить различать один и много предметов.

1

11.02.21

21.

Учить различать съедобное и несъедобное ( на вид).

1

18.02.21

22.

Учить узнавать и показывать предметы на картинках.

1

25.02.21

23.

 Развивать речевую деятельность. Учить называть родителей (мама, папа, бабушка).

1

04.03.21

24.

Стимулировать повторное произнесение одних и тех же и новых разнообразных звуковых комплексов. Учить подражанию голосам животных.

1

11.03.21

25.

Учить понимать слова обобщающего значения.

«Игрушки» «Одежда» «Обувь»

«Животные» «Посуда»

1

18.03.21

26.

Учить выполнять разнообразные действия с предметами в зависимости от их свойств. Группировать предметы  по основным признакам.

1

01.04.21

27.

Стимулировать повторное произнесение одних и тех же и новых разнообразных звуковых комплексов. Учить подражанию голосам животных.

1

08.04.21

28.

Учить отвечать на вопросы с помощью картинок. Формирование навыка ориентировки в пространстве: слева - справа, рядом.

1

15.04.21

29.

Учить отвечать на вопросы с помощью жестов и слогов, имеющих определённый смысл.

1

22.04.21

30.

Повторение известных звуков и слогов вслед за взрослым и самостоятельно.

1

29.04.21

31.

Проговаривание двойных слогов с определённым смыслом («жжж»-машина, т.д.) Формирование навыка ориентировки в пространстве: под, над, между.

1

13.05.21

32.

Диагностика

2 ч.

20.05.21

27.05.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психического развития"

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и прие...

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.

Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...