АООП НОО ТНР
методическая разработка по логопедии

Костелова Юлия Юрьевна

Адаптированная программа для обучающихся  с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._variant_5.2.docx42.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования для

обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) МБОУ ТСШ ЭМР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
"РАЗВИТИЕ РЕЧИ"

для обучающихся с тяжёлым нарушением речи

Вариант 5.2.

Общее количество часов - 270

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса "Развитие речи" варианта 5.2. для обучающихся 14 класса с тяжёлыми нарушениями речи (далее - ТНР) с учетом рекомендаций ПМПк составленных по итогам психолого-медико-педагогической диагностики. Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.

Несформированность всех компонентов речи у обучающихся с ТНР является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Развитие речи - это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме.

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного курса. 

Данная программа для обучающихся с тяжёлым нарушением речи (далее ТНР) разработана на основе "Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе" А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой c использованием систем коррекционной работы (фонетический, лексический и синтаксический уровни) И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Е.В. Мазановой, Г.Г.Мисаренко.

Тяжелые нарушения речи у обучающихся проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов и характеризуется несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон и выраженных в различной степени тяжести. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый обучающийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки словоизменения часто оказываются безуспешными. Многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми. При построении предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи, а затем и читаемого текста.

Позднее начало речи обуславливает недостаточность коммуникативного опыта у детей с ТНР, усугубляемое снижением мотивационной основы процесса общения.

Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения очень медленно.

Цель курса "Развитие речи" — развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

        Задачи курса:  формировать у детей с речевыми нарушениями следующие составляющие речевой компетенции:  лексико-грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую; способствовать овладению устной и письменной формами Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.

        В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).

• коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

• информационная - умение работать со всеми видами информации;

• автономизационная- умения саморазвития;

• социальная - умение жить и работать с другими людьми.

Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.  

II. Общая характеристика курса

Данный коррекционный курс направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов;

  • развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие;
  • обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского

языка;

  • сформировать просодические компоненты речи (темп, ритм, пауз, интонационную выразительность, логическое ударение);
  • развить функции фонематической системы (включающие процессы звукового анализа, синтеза, восприятия и представления);
  • способствовать компенсации нарушений звуко- слоговой структуры слова;
  • сформировать, развить и обогатить лексико-грамматический строй речи (уточнить значения слов, способствовать овладению продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связи слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений);
  • развить коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации;
  • способствовать компенсации нарушения чтения и письма.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.

Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от индивидуального темпа усвоения учебного материала.

III. Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" разработана для обучающихся1-4 классов начальной школы c ТНР. На коррекционную работу в каждом классе отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 270 часов: в 1 классе — 66 часов (33 учебных недели), во 2—4 классах — по 68 часов (34 учебные недели в каждом классе).

IV. Ценностные ориентиры содержания учебного курса

         На занятиях данного курса учащиеся получают не только практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих занятиях ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

        Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Планируемые результаты освоения курса

        Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

-        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

-        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.

Регулятивные универсальные учебные действия 

Обучающийся научится:

-        принимать и сохранять учебную задачу;

-        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

-        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;

-        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-        различать способ и результат действия;

-        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области;

-        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

        Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе        

контролируемом пространстве Интернета;

-        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе

-        самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-        использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

-        строить сообщения в устной и письменной форме;

-        основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-        осуществлять синтез как составление целого из частей;

-        проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-        обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-        осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-        устанавливать аналогии;

-        владеть рядом общих приёмов решения задач.

        Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-        формулировать собственное мнение и позицию;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-        задавать вопросы;

-        использовать речь для регуляции своего действия.

-        контролировать действия партнёра;

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Предметные результаты (с учетом речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР)

-        сформированность представлений о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

-        сформированность осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;

-        владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

-        сформированность умений опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;

-        сформированность умений анализа текстов;

-        сформированность умений работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;

-        сформированность умений на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);

-        сформированность умений создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт.

VI. Содержание коррекционного курса  

 

        Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: "Работа над словом", "Работа над предложением", "Работа над связной речью".

        Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

        Работа над словом.

Раздел призван решать следующие задачи:

  • формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
  • обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
  • формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;
  • уточнение значений слов;
  • развитие лексической системности;
  • расширение и закрепление связей слова с другими словами;
  • обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

        Работа над предложением.

Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

        Работа над связной речью.

Основные задачи раздела следующие:

  • формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
  • формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
  • формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
  • формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

        Примерная тематика для развития речи:

1 класс - "Наш класс", "Наша школа", "Осень", "Наш город (село)", "Зима", "Моя семья", "Наш дом", "Весна", "Лето".

2 класс - "Окружающая природа", "Вспомним лето", "Осень", "Зима", "Весна", "Скоро лето".

З класс - "Космос и Земля", "Земля и другие небесные тела", "Воздух", "Земля", "Вода", "Формы поверхности", "Наш край", "Человек и общество", "Устное народное творчество".

VII. Тематическое планирование

 1 класс ( 66 ч.)

№п/п

Раздел

Кол-во часов

 Диагностический  

4

Знакомство с ближайшим окружением

4

Звуки

2

Звуки и буквы

2

Гласные звуки и буквы

3

Согласные звуки и буквы

5

Звуковой анализ слогов и слов

2

Звукобуквенный анализ

8

Гласные звуки и буквы первого ряда

2

Слоговой анализ и синтез

6

Ударение

3

Звук и буква И

3

Гласные буквы второго ряда

5

Буква "Ь"

3

Дифференциация звонких и глухих согласных

6

Дифференциация шипящих и свистящих

3

Дифференциация аффрикат

2

Дифференциация сонорных звуков

1

Диагностический

2

 Всего : 66

2 класс ( 68 ч.)

№п/п

Раздел

Кол-во часов

Диагностический  

4

Повторение

7

Словообразование

13

Лексическое значение слова

8

Пространственные предлоги

13

Приставки и предлоги

2

Предложение

10

Текст

9

Диагностический

2

 Всего : 68

3 класс ( 68 ч.)

№п/п

Раздел

Кол-во часов

Диагностический  

4

Повторение

4

Грамматическое значение слова

4

Части речи

8

Согласование

4

Управление

5

Предложение

8

Виды предложений по цели высказывания

3

Приставки и предлоги

4

Текст

11

Виды речи

7

Образные и крылатые слова и выражения

4

Диагностический

2

 Всего : 68

 

4 класс ( 68 ч.)

№п/п

Раздел

Кол-во часов

Диагностический  

4

Повторение

4

Грамматическое значение слова

4

Части речи

8

Согласование

4

Управление

5

Предложение

8

Виды предложений по цели высказывания

3

Приставки и предлоги

4

Текст

11

Виды речи

7

Образные и крылатые слова и выражения

4

Диагностический

2

 Всего : 68

 

VIII.        Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Книгопечатная продукция для обучающихся

Арбатова Е.А. Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах - СП.: Издательство ЛИТЕРА вспомогательных школ - М.: Издательство Просвещение .

Ф

Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М.: Изд-во АСТ "Премьера".

Ф

Узорова О.В. Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. М.: Изд-во АСТ "Премьера".

Ф

Рубинштейн А.Я., Харламов С.И. Дидактический материал по русскому языку

Ф

Языканова Е.В. Учебно-методический комплект Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения.5,6 класс М.: Издательство "Экзамен".

Ф

Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО.

Ф

Корнев А.Н. Старосельская Н.Е. Как научить ребёнка говорить, читать и думать. - СПб.: Паритет.

Ф

Матюгин И. Чакаберия Е. Слоненко Т. Рыбникова И. Как запоминать словарные слова. - М.: Эйдос.

Ф

Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. Пособие. - М.:Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век".

Ф

Юрова Е.В. Коррекция письменной речи М.: "Аквариум".

Ф

Печатные пособия

Словари по русскому языку: толковый словарь, орфографические словари, словарь синонимов, фразеологический словарь

Технические средства

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Д

Компьютер

Д

Мультимедийный проектор

Д

Интерактивная доска

Д

Музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

Стол учительский

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и т.п.

Д

К - полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников)

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс)

П - комплект необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5 - 6 человек)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Экспертная деятельность, разработка программ ОВЗ АООП

В данном разделе представлены документы, отражающие экспертную деятельность....

Методические рекомендации по взаимодействию специалистов в разработке СИПР для обучающихся осваивающих 2 вариант АООП

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость создания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для их обучен...

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...

Индивидуальная АООП по предмету "СБО", 1 класс, 8 вид.

Данная примерная программа расчитанна для индивидуального обучения школьников 1 класса, обучающихся по варианту 8.2....

«Структура АООП НОО, условия ее реализации, результаты освоения. Требования к структуре АООП НО»

Требования к условиям реализации АООП НОО                               Требования к результатам освоения АООП НОО...

Что такое ТНР? АООП НОО? АООП ООО?

Что такое ТНР? АООП НОО? АООП ООО? 3. ТНР- это тяжёлые нарушения речи, собирательный термин, для обозначения разных речевых нарушений.4. Классификация речевых нарушений:5. Психолого-педагогическа...