Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии на тему
Приведены нетрадиционные методы в логопедической практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehnologii_v_rabote_uchitelya-logopeda.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда
В связи с ростом количества детей, страдающих речевыми нарушениями, на сегодняшний день очень актуален поиск новых форм и методов коррекционно-развивающей работы.
Безусловно, базовыми являются общепринятые, традиционные педагогические методы, но возможно и использованием дополнительных, нетрадиционных методов. Хотя и раньше в логопедической практике использовались дополнительные методы, но им уделялось очень мало времени. В основном доминировали педагогические методы воздействия на ребёнка с речевыми нарушениями, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.
Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.
К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относят песочную терапию.
Элементы пескотерапии используются в различных видах работы. Например, во время подготовки к постановке звуков при традиционном выполнении артикуляционных упражнений: при выполнении упражнения «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
Выполняя упражнение «Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз. Указательным пальцем ведущей руки в такт движениями языка двигать по песку в том же направлении.
На этапе автоматизации звуков выполняются следующие упражнения: «Мотор» - произносить звук «Р», проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - ребенок в толще песка ищет игрушку - машину. Найдя её, произносит этот звук. Упражнение «Горка» - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек со звуком «С» и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать её.
В играх с песком у детей воспитываются и развиваются навыки слухового контроля, как за произношением звуков чужой речи, так и собственной. Развивается восприятие и различение правильного и дефектного звукопроизношения. Также у детей развивается восприятие различного темпа речи и самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. Речь сопряжена с разными по скорости движениями рук по песку, что воздействует на нормализацию темпа речи. Развивая фонематический слух, используем следующие упражнения: «Два города» - песочница разделена на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные города (например, в «город С» и «город Ш».
«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
Использование предметов различной фактуры в играх с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка, что необходимо для развития правильного звукопроизношения.
На индивидуальных занятиях также можно использовать песок. Ребенок погружает руки в песок, находят там различные предметы, потом обсуждается: «Что это?» или «Чье это?». Или, находя предметы, называть звук, с которого они начинаются или угадывают присутствие какого-либо звука в названии предмета. При работе над слоговой структурой слова можно играть в следующие игры:
«Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги. Вариант этого упражнения - выбрать из песка игрушки с заданным количеством слогов.
Дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших школьников с ОНР.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна:
- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка – два слова, прилагательные;
- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например:
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
- владеть обобщением,
- понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
- научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
- согласовывать слова в предложении,
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
- Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
Нейропсихологические технологии. В своей практике я использую нейропсихологическую диагностику речевой патологии Фотековой. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Межполушарное взаимодействие можно развивать через кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга». В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполним несколько упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.
1)«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
2)«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью да наоборот».
3)«Лягушки»- Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Аурикулотерапия (массаж ушных раковин) также можно использовать на логопедических занятиях. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами. Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.
Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речь с движением).
Упражнения с водой, с успехом применяемые в логопедической практике, способствуют усилению кинестезий. Поскольку вода является более плотным веществом, чем воздух, она активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя иннервацию. Упражнения с водой дети проводят как на логопедическом занятии, так и в режимные моменты, когда полощут водой полость рта после приёма пищи. Набрав небольшое количество воды в «чашку» (язык в форме чашки), высовывают её далеко вперёд из широко открытого рта и заводят её обратно, перемещают из одного угла рта в другой, стараясь не пролить ни капельки. Набрав воду в рот, помещают её то за левую щёку, то за правую, то под верхнюю губу, то под нижнюю. Запрокинув голову, проводят полоскание горла.
Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами. Широко известны такие приемы:
- Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.
Известно, что произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные артикуляционные упражнения с ложками, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети с удовольствием помогают ложками своему язычку «подняться на лифте на верхний этаж», отрабатывая верхний подъём языка; делают массаж языка, губ, поколачивая, похлопывая и поглаживая их ложками.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют локальную контрастотермию (криотерапию) - поочерёдное прикладывание на короткое время к мышцам губ, щёк, языка льда и горячего яйца, обёрнутых в носовые платки.
Активно используемый в коррекционной работе логопедический массаж и обучение самомассажу способствуют быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Используя различные виды логомассажей, можно комбинировать их и дополнять отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, чупа-чупсов разного размера, плоских леденцов, зубных щёток, прорезывателей для зубов, силиконовых напалечников и др. Обрабатывая речевые биологически активные зоны, автоматически стимулируются и биологически точки, ответственные за иммунитет, тем самым способствуем оздоровлению ребёнка.
ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж зондами, зондозаменителями;
- массаж приборами Су-Джок терапии.
Опыт работы показал, что использование современных и нетрадиционных методов работы в логопедической практике дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- повышается мотивация речевого общения;
- развиваются первичные произносительные умения и навыки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
- лучше формируются навыки чтения и письма.
Главным в работе коррекционного педагога по прежнему остается индивидуальный подход. Об этом следуем помнить, выбирая способы, методы и формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Применение современных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда»
В докладе рассказывается о современных логопедических технологиях...
Применение ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда
В публикации описывается важность применения ИКТ в практической деятельности учителя-логопеда....
«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – дефектолога»
В статье мною описаны разные виды современных образовательных технологий, которые я применяю в своей педагогической деятельности, приведены примеры их эффективного использования....
Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога
Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога...
Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда
Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....
Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда
Цель: Использование инновационных технологий в моей логопедической практике....
«Современные подходы и организация профессиональной деятельности учителей-логопедов и учителей-дефектологов в реализации обновленных ФГОС, ФООП с детьми с ОВЗ».
План работы методического объединения учителей-логопедов, учителей-дефектологов на 2023-2024 учебный год...