Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников
статья по логопедии

Груздева Екатерина Максимовна

В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Груздева Екатерина Максимовна

учитель-логопед

ГБУ ДО ЦППМСП

Формирование навыков слогового анализа и синтеза

у младших школьников

Письмо — это сложный психофизиологический процесс. Выполнение процесса письма обеспечивается  совместной работой ряда участков коры головного мозга, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другое условие, необходимое для осуществления процесса письма. [5].

        Трудности при овладении процессом письма могут привести к дисграфии. С точки зрения Р.И. Лалаевой, дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Ошибки в письме соответствуют определенному виду дисграфии. При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза  наблюдаются  пропуски согласных при их стечении, пропуски гласных. Отмечаются перестановки и добавления букв.  При данном виде дисграфии имеются пропуски, перестановки и добавления слогов. Наблюдается слитное написание слов и их разрывы. [4].

По мнению А.Н. Корнева, дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, является метаязыковой.  У обучающихся страдают операции, связанные с  осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти условные единицы. [2].

Выделяют следующие формы языкового анализа и синтеза:

- анализ предложений на слова;

-слоговой анализ и синтез;

-фонематический анализ и синтез.

Слог — это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха: со­ло­вей, мо­ло­дец, му­ра­вей. В любом слоге обязательно есть гласный звук. Слоги делятся на открытые и закрытые, ударные и безударные. [6].

Работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза начинается с применением вспомогательных средств, потом в плане громкой речи, затем во внутреннем плане. В качестве вспомогательных приемов можно использовать «прохлопывание» или «прошагивание» слова с проговариванием по слогам. Рекомендуется проговаривание слова с одновременным показом на графической схеме. [1].

Большое внимание уделяется опоре на гласные звуки при  слоговом делении. Этому предшествует предварительная работа по различению гласных и согласных звуков, выделению гласных из речи. Гласные и согласные звуки различают по способу артикуляции и звучанию. Работа по выделению гласного звука из слога и слова осуществляется на материале односложных слов (ус, на, дом). Дети определяют гласный звук и позицию его в слове (начало, середина, конец). В дальнейшем предлагаются двусложные и трехсложные слова.  

Используются следующие задания.

  1. Назвать гласные в слове. Произношение слова должно совпадать с написанием (лужа, лом).
  2. Записать только гласные из слова (окна – о а).
  3. Выделить гласные звуки и подобрать соответствующие буквы.
  4. Разложить картинки в соответствии с сочетанием гласных на схеме. [3].

Для закрепления навыка слогового анализа и синтеза применяются следующие приемы коррекционной работы.

  1. Повторить за  логопедом слово по слогам. Определить количество слогов.
  2. Разложить картинки  в два домика в зависимости от количества слогов в словах. Предлагаются двусложные и трехсложные слова.
  3. Выделить первый слог из названий картинок. Объединить выделенные слоги в слово, предложение. Прочитать полученное слово или предложение.
  4. Составить слово из слогов, данных в неправильном порядке.
  5.  Найти пропущенный слог в слове с помощью картинки.
  6. Составить цепочку из слов, данных на карточках. Следующее слово должно начинаться с того же слога, на который заканчивается предыдущее.
  7.  Прослушать предложение и выписать слова, состоящие из определенного количества слогов. [1,3].

После выполнения письменных упражнений проводится их проверка.

Таким образом, работа по развитию навыков слогового анализа и синтеза проводится последовательно, с постепенным усложнением речевого материала и поможет преодолеть имеющиеся нарушения письма у учащихся.

Список литературы

  1. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. – М.: Национальный книжный центр, 2015.
  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи.// Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2007.
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
  5. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. Изд-во АПН РСФСР. М., 1950.
  6. Русская грамматика. В 2т. Т.1.Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология/ Н.Ю.Шведова и др. – М.: Изд-во «Наука», 1980 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников

Презентация "Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников"  скачать...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Формирование функции слогового анализа и синтеза у школьников в условиях реализации ФГОС

  В данной статье рассматриваются практические примеры формирования функции слогового анализа и синтеза с учётом требований ФГОС. Логопедическая деятельность в условиях реализации ФГОС нап...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I И II УРОВНЕЙ.

Работа над звуко-слоговой структурой слова - есть необходимое условие формирования внятной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи....