Конспект занятия "Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся с системным недоразвитием речи".
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Конспект занятия по расширению и актуализации словарного запаса у обучающихся с СНР имеющих УО по теме: "Человек. Части тела"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия: "Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся с СНР" | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10»ИМЕНИ В.Г. ГОРДЕНЧУКА
Конспект
открытого логопедического занятия:
«Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся СНР по теме:
Человек. Части тела".
Автор – составитель:
Виноградова Л.В.
логопед ОСПС
Дата проведения: 25.04.2018
Санкт–Петербург
2018
Количество реабилитантов в группе: 4 человека.
Тип занятия: закрепление знаний, умений и навыков.
Место проведения занятия: учебный кабинет.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: Закреплять знания, умения и навыки по теме: «Человек. Части тела».
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять знания о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.
- Закреплять умения и навыки:
- составления сложных предложений с союзом «чтобы».
- в подборе слов - действий к предметам.
- в подборе слов – антонимов.
- Способствовать развитию умений понимать фразеологические обороты.
- Коррекционно-развивающие:
- Активизация словаря по лексической теме.
- Развитие коммуникативной функции речи.
- Развитие общей моторики.
- Развитие внимания, памяти, элементов словесно-логического мышления.
- Воспитательные:
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание умения слушать и слышать педагога и товарищей.
- Воспитание аккуратности, чистоплотности, культуры гигиенических навыков, заботливого отношения к собственному телу.
Оборудование и наглядный материал:
- Технические средства обучения: компьютер, телевизор.
- Демонстрационный материал: презентация, картинки с изображением людей и частей тела, туалетные принадлежности.
Предварительная работа с группой:
- Работа с контурной схемой человека.
- Рассматривание альбома «Я и моё тело».
- Чтение произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
- Работа с фразеологизмами.
Продолжительность занятия: 30 минут
Список литературы:
1. Кузнецова Е.В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий (текст) / Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова. М.: ТЦ Сфера, 204. – 96 с.
2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей (текст) / О.И. Крупенчук.- СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2003. –– 208 с.
3.Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 (текст) / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «Гном и Д»,2007. – 48 с.
4. Чуковский К. И. «Мойдодыр»… (текст) / К.И. Чуковский. – Москва: «Самовар», 1999. - 128 с.
Ход занятия.
Вводная часть.
Логопед:
-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас гости. Давайте мы с вами постараемся показать нашим гостям, чему мы с вами научились на предыдущих занятиях. Будем стараться говорить четко, правильно,громко, что бы всем было понятно.
Я загадаю вам загадку, попробуйте догадаться о ком она.
На земле он всех сильней. Потому что всех умней. (Обучающиеся – человек). - А вместе мы - люди.
Логопед вызывает к доске двух обучающихся.
- На земле живёт много людей. Давайте посмотрим на Яну и Андрея и попробуем их сравнить. Одинаковый у них рост?(Нет). Андрей выше, а Яна (ниже). Одинаковый у них цвет волос?(Нет).У Андрея - тёмный, а у Яны -(светлый).Яна – женщина, а Андрей – (мужчина).Похожи они друг на друга? (Нет). Все люди разные, есть люди пожилые, молодые, есть мужчины, женщины, дети. У всех нас разный цвет глаз, волос, кто-то выше, кто-то ниже. Но раз мы все такие разные, почему же нас всех называют одним словом – человек? Что у нас общего, чем мы похожи? Об этом мы поговорим на сегодняшнем нашем занятии.
Тема нашего занятия: «Человек. Части тела». Слайд 1
Основная часть.
Логопед:
Логопед вызывает одного из обучающихся к доске.
- Давайте посмотрим на Валю. И назовём, из чего состоит тело человека?
(Голова, туловище, шея, руки, ноги, грудь, спина).
Природа так распорядилась, что всё, что она нам дала, выполняет какую-то функцию, для чего – то нам нужно. Давайте порассуждаем, а поможет нам в этом - (голова). Зачем нам нужна голова? (Голова, чтобы думать).
Задание №1
Доска разделена пополам. На одной половине доски картинка с изображением человека сообразительного, находчивого, а на другой, человека рассеянного, забывчивого.
Логопед:
- Я буду произносить выражения, которые мы часто употребляем в своей речи, а вы подумайте, о каком человеке они нам говорят, о сообразительном, находчивом, или человеке невнимательном, рассеянном, забывчивом.
Логопед произносит выражение, предъявляет картинку. Обучающийся, у которого есть ответ, выходит к доске и определяет картинку на нужную половину доски.
- Голова не варит
- Светлая голова
- Голова садовая
- Пустая голова
- На голову выше
Логопед:
- На голове у нас расположены органы чувств. Органы, с помощью которых мы познаём окружающий мир. - Что помогает нам увидеть окружающий мир? (Глаза). – Глаза – орган зрения.
Слайд 2
- Что поможет нам услышать пение птиц? (Уши). – Уши – орган слуха. Слайд 3
- Что поможет нам почувствовать, как хорошо пахнут весенние цветы? (Нос). – Нос – орган обоняния. Слайд 4
- Что поможет нам почувствовать вкус мороженого? (Язык). – Язык – орган вкуса.
Слайд 5
Логопед:
- Какая часть тела человека самая большая? (Туловище). При помощи чего голова соединяется с туловищем? (Шеи). – Для чего нам нужна шея? (Чтобы поворачивать голову). Сверху на туловище у человека расположены верхние конечности. Что мы называем верхними конечностями? (Руки). Слайд 6 – Зачем нам руки? Что мы можем делать руками?
- Руками мы можем рисовать.
- Руками мы можем держать ложку.
- Руками мы можем играть в мяч.
- Руками мы можем одеваться… Слайд 7
- Давайте послушаем известные выражения о руках и подумаем, что они означают?
- Работать не покладая рук. (Работать старательно).
- Сидеть, сложа руки. (Бездельничать).
- Руки не доходят. (Никак не взяться за дело).
- Нечист на руку. (Самовольно берёт что-то).
- Рукой подать. ( Находится близко).
- На скорую руку. (Сделать что-то торопливо. Наскоро).
Логопед:
– Снизу на туловище у нас расположены нижние конечности. Что мы называем нижними конечностями? (Ноги). Слайд 8 - Зачем нам нужны ноги?
- Ноги нужны, чтобы ходить.
- Ноги нужны, чтобы бегать.
- Ноги нужны, чтобы прыгать… Слайд 9
Физкультминутка
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Поднимает руки класс – это раз.
Покрутилась голова – это два.
Руки вниз – вперёд смотри – это три.
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.
А на шесть в ладоши хлопнуть.
А на семь – ногою топнуть.
А на восемь – потянуться.
А на девять – улыбнуться.
Что ж заряд хороший есть!
Можно нам теперь присесть.
Логопед:
- На протяжении всей жизни человеку необходимо ухаживать за своим телом, следить за его чистотой.
- Послушайте, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела.
Логопед показывает на экране отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
- О ком это стихотворение. (О грязнуле).
- Послушайте, что о себе расскажет сам мальчик:
Рано утром вышел я,
Во дворе были друзья.
Подошёл к ним поиграть,
Они стали убегать.
А играть со мной не стали,
И мешочек мне отдали.
И сказали, что в мешке,
Вещи нужные все мне.
– Почему ребята убежали и не стали дружить с мальчиком? Потому что он был грязным, не умытым….
- Человек должен быть чистым, опрятным. С таким человеком всегда приятно общаться. Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, причёсываться, чистить зубы…).
Задание 2 Игра: «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным».
На столе у логопеда лежит мешок, в нём: мыло, расчёска, зубная щётка, мочалка, шампунь, полотенце, носовой платок, зеркало.
Логопед:
- Давайте посмотрим, что лежит в мешочке, который отдали неряхе ребята. Вы, по очереди, выходите к моему столу, достаёте из мешка любой предмет, выставляете его на стол и составляете с ним предложение.
Например: Расчёска нужна человеку, чтобы расчёсывать волосы.
Задание 3 Игра: «Чем я с другом поделюсь?»
Логопед:
- Ребята, посмотрите на вещи, которые лежат у меня на столе и скажите, какие предметы должны быть только индивидуальными и ими нельзя поделиться с другом? Например: Нельзя поделиться с другом носовым платком.
Задание 4 Игра: «Наоборот».
Логопед: - Я прочитаю вам рассказ, а вы послушайте, и добавьте в него слова, которые я буду пропускать.
В одном городе жили два человека. И были они совсем друг на друга не похожи. Один был высокого роста, а другой – наоборот низкого; один был добрый, а другой наоборот (злой); один был смелый, другой (трусливый); один трудолюбивый, а другой (ленивый); одного звали Хороший, другого (Плохой); Однажды они встретились и подружились. И Плохому очень захотелось стать похожим на Хорошего. Тогда он решил измениться. Был злой, а стал (добрый); был трусливый, а стал (смелый); был ленивый, стал (трудолюбивый). Вот только вырасти ему не удалось. - Давайте вспомним, о каких хороших человеческих качествах мы узнали из рассказа.
Заключительная часть.
Логопед:
- Вот и подошло к концу наше занятие. - О ком мы сегодня с вами говорили? (О человеке).Что у всех нас есть общее? (Части тела). Что нам нужно делать, чтобы содержать наше тело в чистоте? (Умываться, чистить зубы, причёсываться...).
Индивидуальная оценка работы обучающихся.
- Хочу вам напомнить: бережно относитесь к себе и своему телу. Берегите своё здоровье, будьте внимательны, добры и заботливы друг к другу, к своим родным и близким.
- В заключении послушайте стихотворение:
Человек бывает разный: средний, маленький, большой, И не так - то просто сразу разобраться, кто – какой, Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки... Очень важно, что снаружи, но важнее, что внутри.
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста. Наши главные отличья: сердце, разум, доброта. Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри – Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия в 1 классе (системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема «Транспорт».
Целью занятия является закрепление и обобщение знаний о транспорте и о видах транспорта...
Программа коррекционного курса "Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся 7 класса с умеренной умственной отсталостью".
Программа коррекционного курса составлена на основе программы «Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у обучающихся специальных классов». Содержание разработано с учётом &l...
Основные направления логопедической работы с обучающимися, имеющими системное недоразвитие речи
Долгое время детей с умеренной степенью умственной отсталости из-за тяжелого недоразвития познавательной деятельности считали необучаемыми. Однако, при своевременном и систематическом проведении корре...
Инновационные технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с системным недоразвитием речи
Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы...
Логопедическое сопровождение обучающихся с системным недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС (сборник "Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве" 27 - 29 апреля 2020г г.Магнитогорск)
В статье представлен материал по целенаправленному систематическому логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями через призму реализации специфических задач , дана характеристика уровней...
Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).
Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...
Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи
Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...