Логопедическое занятие с использованием современных информационно-коммуникативных технологий
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся начальных классов наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с использованием современных информационно-коммуникативных технологий
Тема: « Дифференциация звуков С-Ш»
1 класс (группа ФФН)
Учитель-логопед
МОУ «Сернурская СОШ № 1»
Андреева Ольга Вениаминована
Введение
Актуальность
Развитие информационных технологий и их внедрение в общественную практику наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. В современной школе важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на занятии. В этом помочь учителю-логопеду может сочетание традиционных методов коррекционного воздействия и современных информационных технологий, в том числе и компьютер.
Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся начальных классов наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические нарушения, сопровождающиеся расстройствами письма и чтения (дисграфия и дислексия).
Использование информационно-коммуникативных технологий на логопедических занятиях позволяет повысить качество и эффективность коррекционной работы, а также сконцентрировать внимание учащихся на более длительное время. Занятие становится более насыщенным, интересным, современным, нравится детям, что создает дополнительную мотивацию к саморазвитию, преодолению речевого дефекта.
Основная часть
Логопедическое занятие с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Тема: Дифференциация С-Ш.
Тип занятия (фронтальное)
Используемые технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология коррекции недостатков чтения и письма у младших школьников.
Цель занятия: совершенствовать умение дифференцировать звуки [С-Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; правильно обозначать их на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о звуках С-Ш и их акустических особенностях;
- Закреплять навыки различения звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
- Развивать зрительное и слуховое внимание;
- Развивать пространственные представления и зрительное восприятие;
- Развивать логическое мышление;
- Развивать навыки работы со словами-паронимами;
- Развивать артикуляционную моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- Формировать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки), тетради, ручки.
Использованные интернет ресурсы: картинки с интернет порталов.
Ход занятия.
Этапы | Содержание | Примечания |
1.Орг. момент. | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем. | Слайд1 Слайд2 |
2.Постановка цели. | - Перед вами знакомые схематические рисунки. Посмотрите и скажите, чем мы сегодня будем заниматься? Мы будем работать над дыханием, дикцией, мы будем слушать, думать, говорить, читать, писать. 1.Работа над дыханием (А-О-У-И) 2.Работа над дикцией Саша ест сушки, а Маша-ватрушки. (тихо-громко, медленно-быстро, с вопросительной интонацией, с восклицательной, с возмущением) 3.Какие звуки чаще встречаются в этой скороговорке? (С-Ш) -Кто догадался, над какими звуками мы сегодня будем работать?(Мы будем учиться различать звуки С и Ш) | |
3. Основная часть. Физ. минутка 4. Итог Занятия. | 1. -Что мы с вами делали? (Работали над дыханием и дикцией) -А сейчас что будем делать? (Мы будем слушать, думать, говорить, читать и писать) 2.Характеристика звуков (чем похожи, чем различаются) -Сегодня у нас необычный урок: Карлсон и Малыш, будут учить, А вы-обучаться, Знания вам всегда пригодятся! -А почему к нам заглянули на занятие именно эти герои? (В их именах есть звуки С-Ш) -Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Френкен Бок. 4. Задание первое: работаем по (карточке 1) помогите друзьям определить, где в словах спрятались звуки С-Ш. С-салат, просто, весна, стихи, осы, усы (1,4,3,1,2,2) Ш-кошка, дедушка, старушка, бабушка, шпалы(3,5,6,5,1) 5. А теперь зашифруйте с помощью геометрических фигур слова, если услышите С рисуете треугольник, а если Ш рисуете круг. Молодцы! 6.Карточка 2. -Прочитайте слова на карточке и попробуйте объединить их в группы. Свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок. -Назовите первые звуки во всех словах. -Еще эти слова близкие по значению и имеют общую часть. Молодцы! Вы помогли друзьям выполнить задания Френкен Бок. 7. Работа со словами-паронимами. Однажды Малыш и Карлсон играли. Они поспорили о том, как нужно правильно составлять слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давайте попробуем разрешить их спор. Вставьте в модели слов буквы С-Ш. Карточка 3 Басня-башня (басня-это краткий поучительный рассказ или стихотворение, башня-это такое сооружение в виде замка) Каска-кашка (каска-это головной убор, кашка-это еда) Сутки-шутки (сутки-единица времени, шутки-смешные высказывания) Скала-шкала (скала-каменная глыба с крутыми склонами, шкала-все деления на линейки образуют шкалу) Плюс-плюш (плюс-знак сложения, плюш-мягкая ткань) Кинезиологические упражнения «Ухо-нос» «Горизонтальная восьмерка» 8. Карлсон Малыш стоят в магазине А пред ними товар на витрине. Где что находится - ты назови, Деньги плати и домой забери. -Помогите друзьям сделать покупки в магазине. Груши Кисточка Ласты Вишни Скрепки Карандаши -Что находится в правом верхнем углу? -Что находится в левом нижнем углу? -Что находится между вишнями и карандашами? -Что находится над скрепками? 9. Потемнело во дворе Видно, скоро детворе Спать пора уже ложится. Что же может им присниться? Может быстрая река? Может в небе облака? Вы и сами узнаете это. Подскажу я лишь приметы. Малышу снились слова со звукам Ш, а Карлсону со звуком С. Красивые шарики Синие серьги Косолапый сапоги Новые следы Кошачьи мишка - Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика так, чтобы получились словосочетания. 10.Работа над предложением Мама купила в магазине синие шарики. (схема, простучали предложение, записали, звуковой анализ. Произнести, выделяя голосом первое слово, потом второе, третье, четвертое, пятое, шестое) - Вспомните, что мы сегодня с вами делали на занятии? -Над какими звуками работали? -Что понравилось? Наступил прощанья срок. Прозвенит вот-вот звонок. Говорят вам Карлсон и Малыш на прощанье: «Не скучайте, до свиданья!»
| Слайд3 Слайд 4 Слайд5 Слайд 6 Слайд 7 Работа на доске Слайд 8 Слайд 9 Работа на доске Работа в тетрадях
Слайд 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников.
Основным критерием современного общеобразовательного учреждения является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)...
Современные информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.
Статья к Окружным педагогическим чтениям...
Педагогическая концепция. «Организация процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий».
Педагогическая концепция.«Организация процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий»....
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.
Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...
"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...
Межпредметный инновационный проект «Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении изобразительному искусству»
Данный проект содержит в себе три мини-проекта, выполненных с учениками начальной школы, объединённых одной идеей - совместное использование компьютерных технологий и творческих работ учеников, выполн...
Логопедическое занятие с использованием современных информационно-коммуникативных технологий
совершенствовать умение дифференцировать звуки [С-Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; правильно обозначать их на письме....