Межпредметный инновационный проект «Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении изобразительному искусству»
проект по изобразительному искусству (изо, 2, 3, 4 класс)
Данный проект содержит в себе три мини-проекта, выполненных с учениками начальной школы, объединённых одной идеей - совместное использование компьютерных технологий и творческих работ учеников, выполненых на уроках ИЗО.
Первый мини-проект - Создание рамки к Новогодней открытке
Второй мини-проект - Создание праздничной открытки
Третий мини-проект - Создание коллажа на основе тематических рисунков
Над проектом с учениками начальной школы работали учителя Андреева В.Ю. - учитель информатики и Жданова Г.А. - учитель изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл с заготовками для Новогодней открытки | 1.35 МБ |
Рождественские открытки | 2.03 МБ |
Новогодние открытки | 2.93 МБ |
Открытка Глеба Н. | 1.6 МБ |
Текст проекта | 87.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытки на Рождество, времён Российской Империи
Открытки на Рождество, времён Российской Империи
Новогодние открытки ХХ века
Современные открытки
Современные электронные открытки
источники http://vision7.ru/publ/prazdniki_kotorye_my_prazdnuem/otkrytki_na_rozhdestvo_vremjon_rossijskoj_imperii/19-1-0-2980 http://www.sprazdny.com/users/profile/diary/view/user/162/781 http://www.sogort.ru/ http://www.svadba-kursk.ru/forum/viewtopic.php?id=11214&p=2 http://blogs.privet.ru/user/ryibadrakon/116750954/ http://art.mirtesen.ru/blog/43990602576/Rossiyskie-novogodnie-i-rozhdestvenskie-otkryitki-XIX---nachala- http://www.otdushi.com.ua/photo/prikoly/print:page,1,418837-sovremennye-novogodnie-otkrytki.html http://statusram.ru/s-rozhdestvom-khristovym/otkrytki-animatciia-krasochnye-kartinki-dlia-pozdravleniia-s-rozhdestvom
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Англия. Лондон. 1843 год. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул , поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. 2
Лубочные картинки 3
Открытки дореволюционной России 4
Открытки 19 века 5
Советские открытки (20 век) 6
Современные открытки (21 век) 7
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
“Первая Московская гимназия”
Общеобразовательное частное учреждение
119002, г. Москва, Плотников пер., д.17,
6 этаж, помещение №6.10.
тел.: +7 495 278-09-35
ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. Москва
БИК 044525225, К/С 30101810400000000225, Р/С 40703810040290107656
_____________________________________________________________________________
Межпредметный инновационный проект «Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении изобразительному искусству»
Разработчики проекта: учитель ИКТ Андреева В.Ю., учитель ИЗО Жданова Г.А.
2021-2022
Содержание.
Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный процесс. 3
Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе 4
Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ 5
Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ на уроках изобразительного искусства. 6
Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства 8
Творческие работы с учащимися, проведённые в рамках проекта 10
Создание рамки к Новогодней открытке 10
Создание праздничной открытки 17
Создание коллажей на основе тематических рисунков 25
Список используемой литературы 29
Пояснительная записка
Теоретические основы внедрения ИКТ в образовательный процесс.
Необходимо ставить новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:
- адаптация детей к современной социокультурной среде;
- активизация использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
- интеграция информационных технологий в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
- умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
- умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;
- умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями.
Цели использования информационных технологий на уроке изобразительного искусства
- воспитать духовно богатого и эстетически развитого человека;
- развить способности к художественному творчеству;
- формировать у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;
- воспитать учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;
- развить воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
Роль ИКТ в учебно-воспитательном процессе
Изобразительное искусство - сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Современный ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиа - образования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы. Именно поэтому сейчас актуально использование ИКТ при подготовке и проведении уроков ИЗО, а также проведение интегрированных уроков ИКТ и ИЗО.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии:
- Метод проектов;
- Обучение в сотрудничестве;
- Дифференцированное обучение;
- Портфолио ученика;
- Модульное обучение и т.д.
Применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В результате можно определить формы применения компьютера на уроках ИЗО:
- Как источник информации
- Поддержка учителя
- Организация проектной деятельности учащегося
- Использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.
Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ
В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
Урок становится более результативным, так как в его основу положено следующее:
- Привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- Принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
- Проведение урока с мультимедиа выступлением;
- Выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся.
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя.
При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.
Психолого-педагогическое обоснование использования ИКТ на уроках изобразительного искусства.
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно:".
Слайд-фильм - используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования.
Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания (проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности - творческий.
Графический редактор "Paint", чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. В результате занятия по компьютерной графике позволяют учащимся реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО. Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.
Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:
- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
- применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
"Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И. Рерих
Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит "живого" общения учителя с учеником. Речь учителя должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир во всей его красе.
Описание системы работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства
- Технология и использование компьютера на уроках изобразительного искусства
Информационные технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.
Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:
- наглядность
- активизация методов обучения
- разнообразие форм обучения на уроке
- создание новых индивидуальных творческих проектов
Мотивация учителя:
- снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля)
- способность быть «современным учителем».
Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.
- Разработка системы уроков по ИЗО с приложениями (компьютерными презентациями).
- Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.
Компьютерное тестирование позволяет:
- автоматизировать проверку и оценку результатов обучения и за счет этого значительно уменьшить время на диагностику знаний;
- повысить мотивационную сторону обучения (побуждает студентов готовиться к каждому занятию);
- объективно оценить знания. Исключается субъективизм со стороны преподавателя. Всем предоставляются равные возможности (единые процедура проведения и критерии оценки);
- выявить проблемы в усвоении учебного материала и на основе их анализа внести соответствующие коррективы в организацию учебного процесса. К недостаткам тестирования можно отнести:
- с помощью тестов затруднена проверка глубинного понимания предмета, овладения стилем мышления, свойственным изучаемой дисциплине;
- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи студентов;
- имеется возможность угадывания правильного ответа, а значит, гарантии наличия у обучаемых твердых знаний нет.
- мониторинг условий, обеспечивающих успешную работу учащихся и педагога.
Поскольку важную роль в процессе управления играет полная и достоверная информация о состоянии образовательного процесса в следствие чего организовано ведение мониторинга по следующим направлениям:
-мониторинг успеваемости и качества знаний по ИЗО;
- Использование Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
- Создание электронной базы кабинета ИЗО.
- Использование компьютерных программных средств.
- Изобразительное искусство. Компьютерное рисование. Энциклопедии шедевров мирового искусства.
- Создание новых творческих проектов, которые были невозможны без применения ИКТ.
- Создание рамок к готовым рисункам праздничных открыток
- Создание праздничных открыток на основе рисунков, сделанных на уроках изобразительного искусства, с добавлением различного текстового и графического материала, используя Publisher 2013
- Создание коллажей на основе тематических рисунков, сделанных на уроках изобразительного искусства, с добавлением различного текстового и графического материала.
Творческие работы с учащимися, проведённые в рамках проекта
Создание рамки к Новогодней открытке
Нами разработана серия уроков для младших школьников на создание рамок к Новогоднему рисунку к Пасхальному рисунку.
Конспект уроков
УРОК ИНФОРМАТИКИ
Тема: «Рамка для Новогодней открытки»
Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-беседа, урок-практика).
Цель урока:
- ввести понятия о растровых и графических форматах;
- сформировать осознанное отношение к понятию формат графического файла;
- научиться работать с векторным графическим редактором;
- ознакомить с технологией работы в графическом редакторе, встроенном в программу MS PowerPoint;
- закрепить умение сканировать рисунки;
- развитие интереса к предмету;
- развитие воображения;
Задачи урока:
образовательная: научиться обрабатывать графическую информацию стандартными средствами ОС WINDOWS; научиться сканировать изображения; задавать требуемый размер слайда (формата А4); научиться распечатывать нужные слайды; создавать и редактировать простейшие векторные изображения; создавать градиентные и текстурные заливки; группировать и разгруппировывать объекты; изменять порядок расположения объектов; создавать несложные изображения с помощью графического редактора;. развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией.
развивающая: развивать способности к обобщению, классификации, выделять общие черты и различия, изучаемых понятий, развитие творческих способностей; показать нестандартное использование программы MS PowerPoint2013; развивать ИКТ- компетентность.
воспитательная: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, умения выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; воспитание уверенности в себе и своих знаниях.
Оборудование: ПК, программа PowerPoint2013, презентация
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Организационный момент
Повторение правил техники безопасности;
Объявление темы урока.
Рассказ о ходе урока.
Вступительная часть
Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Компьютерная графика — область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента, как для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните заставки к телепрограммам, выполненные с помощью компьютерной графики. На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. На уроках информатики вы освоили многими приемы работы в графическом редакторе.
Преимущество работы на компьютере– это возможность менять изображение. перемещать его по рабочей плоскости, изменять размер, менять элементы рисунка. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.
Векторные графические изображения используют для хранения высокоточных графических объектов с четкими и ясными контурами. Векторное изображение формируется из стандартных геометрических фигур (примитивов) и описывающих их математических формул.
Над объектами изображения в векторных графических редакторах можно выполнять операции: копирование, перемещение, удаление, поворот, изменение размеров, группировка, накладывать один на другой не склеивая их между собой. Для того чтобы выполнить какую-либо операцию над объектом, его надо сначала выделить, щёлкнув по нему ЛКМ (левой кнопкой мыши).
Качество изображения остается неизменным, как при уменьшении, так и при увеличении размера изображения.
Сегодня мы используя компьютер сначала переведём ваш рисунок, сделанный на роке ИЗО в цифровой вид – отсканируем его, а потом вы к своему рисунку сделаете рамочку и получим готовую открытку, которую мы сможем распечатать и подарить к новогоднему празднику.
Объяснение нового материала
У программы PowerPoint2013, которая входит в комплект Microsoft Office 2013, есть огромные возможности для рисования, вы сможете создавать сложные рисунки за короткое время. Мы используем самую новую версию – PowerPoint2013, которая, на мой взгляд, по своим возможностям не уступает многим векторным редакторам, при этом оставаясь достаточно простой и удобной в использовании.
В этом уроке мы научимся рисовать компоновать рисунки из набора заготовок.
Открываем PowerPoint2013.
Сначала научимся задавать размер слайда, размер слайда А4, равный размеру стандартного листа, на котором вы будете рисовать.
Я подготовила для вас заготовку, в которой много элементов для создания красочной новогодней рамки, в которой вы используя трафареты создадите новогодний рисунок. Из заготовки можно брать любые элементы, копировать и вставлять в свою работу любое количество копий.
Каждый элемент изображения можно поворачивать на любой градус, отражать по горизонтали и вертикали, перемещать вперёд и назад, группировать, изменять размеры. Программа PowerPoint2013 позволит за короткое время создать рамочку.
Самостоятельная творческая работа учащихся
Учащиеся самостоятельно выполняют работу за компьютером, используя заготовку Презентеция1.ppt, используют сеть Интернет для поиска рисунков.
Итог
В итоге каждый из учеников получит готовую открытку и распечатывает свою работу на цветном принтере. Одна из получившихся работ ученика представлена на Рисунок_1.jpg.
УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Тема: «Новогодняя открытка»
Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-беседа, урок-практика).
Цели и задачи:
- углубление эстетического познания о декоративно-прикладном искусстве и открытках;
- закрепление навыков работы в графическом редактору;
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
- развитие творческого воображения;
- развитие интереса к предмету;
- воспитание концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Оборудование: ПК, презентация, конверт с заданием, трафареты и фломастеры.
Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
1. Организационный момент.
Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно улыбнуться друг другу.
2. Вступительная часть.
А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской.
А теперь дали кисточку и разноцветные краски. Закрасьте все разноцветной краской. Каким цветом было труднее закрашивать?
Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.
А кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?
Правильно, в музее.
Ребята, сегодня утром придя на урок, я на своем столе увидела конверт. На нем написан адрес вашей школы и указано: «Детям 5 класса» от директора школы. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся сегодня. Хотите посмотреть, что в этом письме?
«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники школы. Мы в нашей школе хотим организовать Новогоднюю выставку рисунков и украсить интерьер. Но для экспозиции не хватает ваших рисунков и открыток на новогоднюю тему.
3. Игра «Собери картинку».
Для начала предлагаю из готовых элементов собрать Новогоднюю открытку. Перед вами лежит лист картона, украшенный декоративной рамочкой. У каждого отдельные рисунки (снеговик, елочка, гирлянда, поздравительная надпись с Новым годом и т. д.). Давайте из этих декоративных элементов выложим новогоднюю открытку для всех учителей школы. Посмотрите, какая коллективная работа у нас с вами получилась. Открытка дарит радость, удивление и восторг, наполняет благодарностью и признательностью к миру. Ваша открытка- это не просто кусочек картона, это окошко в сказочный волшебный мир, светлый лучик радости и счастья.
4. Физкультминутка: Пора немного размяться.
Под музыку дети рисуют правой рукой, левой рукой, ногтями, носом и т.д.
5. Работа по теме урока, беседа
Сегодня на уроке мы поговорим о новогоднем празднике, о новогодней открытке.
С достижением современной техники в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Изобретены фотография, телевидение. Сейчас стали использоваться - компьютер.
На уроке ИКТ вы попробовали поработать с элементами новогодних узоров и выполнили рамочки для своих открыток в электронном виде, распечатали их на цветном принтере и используйте сегодня на уроке. А также, вы будете использовать готовые трафареты с новогодними изображениями для составления своей композиции.
6. Сообщение – презентация по теме «Новогодняя открытка».
А кто знает, что представляли собой первые открытки?
(Предлагаю посмотреть презентацию и послушать сообщение ученика 5 класса об истории открытки). Презентеция2.ppt
Почтовые открытки зародились во Франции в 1837 г. В России первые почтовые открытки стали выпускаться с 1895 г. А первым художником, создавшим открытку, был Н.М. Карамзин.
Это были небольшие карточки из плотной бумаги. Лицевую сторону открытки украшали виньетки. Внутри виньетки писался текст. А на обратной стороне указывался адрес, по которому надо было доставить открытку, и наклеивалась марка, так же как на почтовый конверт. Постепенно внешний вид открытки изменялся. Многие художники увлеклись изготовлением открыток. На них изображались пейзажи, виды городов, картины художников. Так появились открытки со знаменитыми картинами Репина, Шишкина, Айвазовского, Васнецова и других художников. Выпускало открытки издательство «Красный крест», а продавались они в книжных магазинах и киосках. В начале ХХ в. стали выпускать красивые поздравительные открытки к разным праздникам к Пасхе, Рождеству Христову. Открытки отражали важные события в жизни страны, они хоть и не большие по формату, были яркими, красивыми.
Ка вы думаете, а что можно изобразить на новогодней открытке?
На новогодних открытках можно изобразить Деда Мороза и Снегурочку, снеговика, снежинки, лесных зверушек и сказочных героев и обязательно пышно украшенную ель. Важное место на открытке занимает поздравление С Новым годом!
Предлагаю каждому выбрать трафареты с разными изображениями и самостоятельно выполнить композицию на тему Новогодняя открытка. Помните, что открытка отличается от обычного рисунка яркостью и лаконичностью изображения.
Давайте вспомним, что такое трафарет и как с ним работать:
Что такое трафарет, все знают с детства, ведь нет ничего проще, чем создать красивый, сложный и идеально ровный рисунок, (узор), просто приложив лист гибкой пленки с прорезанным изображением к бумаге и прокрасив прорези фломастером, определенного цвета.
7. Самостоятельная творческая работа учащихся. (под новогоднюю песню)
8. Выставка работ учащихся.
Я очень рада, что у вас получились такие красивые работы, вы работали аккуратно. Посмотрите, какие разнообразные и оригинальные у вас получились открытки, не похожие одна на другую. Расскажите пожалуйста, что нарисовано на ваших открытках и кому она предназначена?
9. Рефлексия
Вот и закончилось наше удивительное путешествие в мастерскую Деда Мороза.
Перед вами лежат снежинки. Если вам было интересно на уроке, то прикрепите снежинку на свою работу в правый угол. Если у вас возникли затруднения – в левый угол. А если вам было не интересно на уроке, то совсем не прикрепляйте снежинку к работе.
Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Покажите мимикой.
10. Итог
Где можно использовать ваши открытки?
Правильно, для украшения интерьера школы к Новому году.
Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Все за урок получат «5». Всем за урок спасибо!
На Рисунке1…Рисунке8 приведены отсканированные работы некоторых учеников.
Создание праздничной открытки
урок ИКТ+ИЗО «Создание Новогодней открытки»
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут
Тема урока: Создание новогодней открытки.
Тип урока: комбинированный, формирования умений
Форма урока: интегрированный
Цели и задачи урока:
обучающие:
- формировать умения выполнять новогоднюю открытку, используя нетрадиционные средства.
- формировать умения украшать работу при помощи нетрадиционной техники «набрызг»;
- формировать умения планировать свою работу и выполнять ее в соответствии с планом;
- развитие интереса к решению практических задач, к активной творческой деятельности;
- повышение интереса к занятиям изобразительным искусством;
- сформировать представление о возможностях работы в редакторе публикаций Publisher, с помощью готовых шаблонов;
- формирование навыков опережающего мышления (предсказуемость результатов собственных материальных действий);
- совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
развивающие:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- развитие логического мышления, памяти, внимательности,
- развивать мелкую моторику, художественный вкус;
- формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, применять полученные знания на практических занятиях;
- умения работать в нужном темпе;
- умения работать на компьютере;
воспитательные:
- формирование уважения к чужому мнению, умения аргументировать свои ответы;
- способствовать воспитанию нравственных качеств: терпения, аккуратности;
- воспитание ответственности к порученному заданию, навыка самостоятельной работы;
- развитие познавательного интереса, логического мышления;
- создание готового продукта;
- повысить уровень информационной культуры учащихся;
- усиление познавательной мотивации, осознание ученика своей значимости в образовательном процессе.
1 урок – Рисование открытки
Оборудование и материалы к уроку:
мультимедиапроектор, альбомный лист, краски, фломастеры, карандаши, зубная щетка, зубочистки, газета;
Задачи этапа
1. Организационный момент.
- мотивировать учащихся к учебной деятельности (1 мин)
2. Актуализация знаний
- актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания. (5 мин)
3. Постановка проблемы
- сформировать способности соотносить свои действия с используемым способом действия и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи затруднения – те конкретные знания и умения, которых не достает для решения исходной задачи.
- при помощи подводящего диалога определить тему и цель урока
(5 мин)
4. «Открытие» детьми нового знания.
- сформировать способности определять средства, способы работ;
-тренировать умения планировать работу для достижения цели урока; (7 мин)
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Мы вновь с вами встретились на уроке ИЗО, чтобы заняться интересным делом.
На уроке вы будете своими руками создавать подарок. А какими вы должны сегодня быть на уроке, чтобы подарок получился, доставил удовольствие вам и мне? (Внимательными, активными, послушными)
Отгадайте загадку:
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод,
Это праздник- (Новый год)
Ребята, что для вас значит Новый год? С чем он ассоциируется? (Елка, Дед Мороз, поздравления, подарки, праздник, чудеса.)
Давайте мы с вами остановимся на подарках. Сегодня нас будут интересовать только подарки. Какие вы любите получать Новогодние подарки?
А какие вы дарите подарки своим близким? (Конфеты, фрукты, игрушки, сувениры)
А как обычно вы поздравляете своих близких, если они живут далеко от вас? (открытки, телеграммы)
Просмотр слайдов об открытках.
(Слайд 2) (Презентация3.pptx) Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. Позднее именно он обратился к своему другу Джону Герсли с просьбой нарисовать новогоднюю открытку. С этого эскиза в Лондоне была напечатана первая партия новогодних открыток.
С тех пор обычай поздравлять своих близких с Новым годом почтовыми открытками завоевал весь мир. В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. (Слайд 3)
В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки. (Слайд 4-6).
Сегодня новогодние распродажи пестрят красивыми и оригинальными открытками, выполненными в самых разных техниках: металло-, шелко-, голографии. Привычными стали рельефные, объемные, музыкальные открытки
Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые времена. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно!
Ребята вы просмотрели слайды об открытках.
Где возник обычай обмениваться новогодними открытками? (В Англии)
Что изображалось на дореволюционных открытках? (Заснеженный лес, русские тройки)
Итак, ребята, кто из вас догадался, какой новогодний подарок мы сегодня будем выполнять? (Новогоднюю открытку)
Значит, тема нашего урока будет звучать, как? (Новогодняя открытка)
Мы раньше с вами занимались изготовлением открытки? (да)
Какие обычно материалы нам нужны для изготовления открытки? (Карандаши, фломастеры, краски, альбомный лист, шаблон)
Посмотрите, ребята на свои рабочие места и скажите, какие еще необычные инструменты, и материалы нам понадобятся для изготовления новогодней открытки? (Газета, зубная щетка, зубочистки)
Для чего, по вашему мнению, нам понадобятся данные предметы? (Изготовление новогодней открытки из нетрадиционных материалов)
Не знаете? А хотите узнать?
Давайте еще раз вспомним тему сегодняшнего урока. (Новогодняя открытка)
При помощи чего будем ее изготавливать?
Значит, какова будет цель нашего урока? (Заготовка открытки, изображение формы украшения, работа в цвете)
Организация рабочего места.
Вы сейчас просмотрели свои рабочие места, все необходимое для выполнения открытки у нас есть.
Итак, давайте будем выяснять, для чего нам нужны определенные инструменты и материалы?
Альбомный лист и шаблоны, карандаши?
А вот для чего нужны остальные материалы мы узнаем чуть позже.
С чего мы начнем?
Я вам немного подскажу:
1. Альбомный лист складывается пополам; берём шаблон. У вас на партах лежат шаблоны с символами Нового года (елка, колокольчик), вы выбираете тот, который вам больше нравится.
2. Передняя часть открытки слегка складывается пополам и на нее точно по центру, соблюдая законы симметрии, шаблон обводится
Рисунок должен получиться симметричным, что это значит? (на шаблоне есть вертикальная полоса, которая поможет вам симметрично расположить шаблон) его левая и правая сторона при сложении должны совпадать
Что делаем потом?
После обводки шаблон оставляем на этом же месте.
3. Теперь нам надо придать праздничный фон нашей открытки. Фон мы будем выполнять в нетрадиционной технике – набрызг.
А как выполнить набрызг? Какие инструменты или материалы нам помогут? (Зубная щетка, зубочистка, краски)
А как при помощи зубной щетки и зубочистки выполнить набрызг?
Давайте возьмем в руки щетку и зубочистку. Работа будет выполняться в две руки.
Подумайте, от какого слова произошло слово «набрызг»? (Брызги)
Подумайте, как же при помощи этих двух предметов выполнить «набрызг»? (Подсказка: работа выполняется в две руки)
А зачем нужна газета? (Постелить на парту под открытку)
На щетку широкой кистью нанести краску (поменьше воды), обмакнуть на салфетку чтоб стекла лишняя вода, открытка в разложенном виде располагается на газете. Центральный рисунок накрыт шаблоном. Щетка держится ворсом вниз над открыткой и по ворсу быстро проводим зубочисткой направлением на себя. (Показ учителем)
Затем кисть можно помыть, промокнуть о салфетку, взять другой цвет и таким же способом нанести другой цвет краски. По окончании набрызга убрать шаблон с центрального рисунка.
(Со слов учеников):
4. Работа в цвете над праздничным символом открытки. Какие материалы вам понадобятся? (Краски, фломастеры, карандаши)
5. Выставка работ.
Но прежде, чем начать работать мы должны еще раз проговорить и закрепить наш план выполнения работы.
Вспомнить, может какие - то пункты у нас еще остались.
(Дети каждый пункт говорят вслух, учитель вывешивает этапы выполнения на доску – словесный и наглядный)
Этапы выполнения: - складывание листа
- выбор шаблона
- работа с шаблоном
- набрызг
- работа в цвете над рисунком
- выставка работ
- уборка рабочего места
Учитель предлагает второй вариант работы над открыткой без шаблона, с произвольным выбором рисунка на новогоднюю тему.
Физминутка.
Раз-руки вверх махнули.
И при этом мы вздохнули
Два-три нагнулись, пол достали
А четыре-прямо встали и сначала повторяем
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно
Чтобы руки не устали
Мы на пояс их поставим
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Работа над изделием.
Ну, вот ребята, посмотрите какие красивые открытки мы с вами сделали.
Посмотрите внимательно и скажите, какая из открыток на ваш взгляд самая яркая?
Какая из открыток на ваш взгляд самая аккуратная?
Какая из открыток на ваш взгляд самая веселая?
А есть ли на нашей выставке открытки, при выполнении которых допущены небольшие ошибки? Если есть, объясните какие ошибки или неточности в них допущены.
Что еще можно к ней добавить? (Подпись, поздравление)
- чему новому вы сегодня научились на уроке? (Выполнять открытку, используя различные художественные материалы)
Что вы сделаете с этими открытками? (Подарите родным и близким)
- к какому празднику вы можете еще изготовить подобные открытки, немного меняя ее содержание? (8 марта, 23 февраля, день рождения.)
Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной творческой работой.
Какое у вас настроение после нашего урока? Почему?
- что вам далось легко на уроке?
- в чем испытали трудность?
- как теперь вы распорядитесь своей работой? (Подарок родным)
2 урок – создание открытки на компьютере.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент и объяснение (5 минут).
- Закрепление темы – практическая работа (35 минут).
- Физкультминутка проводится после 20 минут работы за компьютером (1 минута).
- Подведение итогов занятия (4 минут).
- Организационный момент и объяснение (5 минут).
- Закрепление темы – практическая работа (35 минут).
- Этапы работы:
- Сканирование рисунка, выполненного на уроке ИЗО
- Выбор шаблона открытки.
На урок информатики и ИКТ ученики пришли со своими рисунками. Первым делом каждый сканировал свой рисунок, затем выбрал макет для себя, из вариантов, подготовленных заранее учителем.
Работа над открыткой закипела. Учителю ИКТ на этом уроке скучать не приходится, вопросы от учеников сыплются как из рога изобилия. Макеты открыток подготовлены в программе Publisher13, с которой они уже знакомы, так как уже гот овили открытки к Новому году.
В шаблоне открытки было предложено стандартное поздравление. Этих шаблонов было несколько. Большинство учеников воспользовались готовыми поздравлениями, а кто-то вместо предложенного напечатал своё на том же месте.
- Вставка своего рисунка на титульную страницу открытки
- Добавление поздравления и всевозможных графических объектов (рисунков, вензелей, картинок из компьютера и Интернета)
На всех страницах открытки можно было добавить картинки, вензеля.
Добавление нового рисунка. Детям очень нравится добавлять рисунки из Интернета. Здесь у учеников отрабатываются умения поиска и копирования информации из сети Интернет.
Ученики отрабатывали умения по работе с рисунками. Над рисунком возможно выполните одного из следующих действий:
- Чтобы изменить положение рисунка, просто перетащите его мышью;
- Чтобы изменить размеры рисунка, разместите указатель мыши над одним из угловых маркеров, после чего перетаскивайте его, растягивая или сужая рисунок;
- Чтобы изменить цвета рисунка, щелкните его правой кнопкой мыши, выберите команду Формат рисунка в контекстном меню, щелкните вкладку Рисунок, после чего выберите команду Перекрасить.
Каждый ученик работает в своём темпе. Порядок заполнения открытки произвольный.
Физкультминутка проводится после 20 минут работы за компьютером.
Последний штрих - подпись работы.
Каждый ученик оформляет 4 страницу открытки и подписывает своё имя на ней.
Работы некоторых учеников, сохранённые в формате pdf, приведены в Приложение1.pdf. - Приложение15.pdf, а эти же работы, выполненные и сохраненные в Publisher 2013 можно посмотреть и скачать по ссылке
https://drive.google.com/drive/folders/1Sx5MLaFuVaT19WV6lrTn5Tja5oZ79cpW?usp=sharing
Создание коллажей на основе тематических рисунков
В Первой Московской Гимназии есть хорошая традиция – поздравлять на праздники родителей, учителей праздничными открытками. К празднику 8 марта, дети с большим удовольствием выполнили поздравительные открытки, используя разные техники рисования. На уроке изобразительного искусства дети получили информацию об истории открытки. Они узнали, что «давным–давно, когда еще не было телефонов, компьютеров, Интернета, люди обменивались новостями только с помощью писем. Письма складывали в особые мешки и развозили по разным городам. Там письма попадали в почтовое отделение. Затем почтальоны разносили их по адресам. В старину любили писать длинные подробные письма. Эта деятельность даже получила особое название и выделилась как особый литературный жанр - эпистолярный. Но время шло. У людей становилось все больше дел, и писать длинные письма не было времени. Тогда и появились почтовые открытки. Зародились они во Франции в 1837 году. В России первые почтовые открытки стали выпускаться с 1895 г. А первым художником, создавшим открытку, был Н. М. Карамзин. Открытки стали пользоваться популярностью.»
Дети очень заинтересовались и решили самостоятельно выполнить поздравительные открытки к 8 Марта. Они тщательно, вдумчиво работали над композицией, подбирали поздравительные надписи, которые им предложил учитель. Рисунок выполняли разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными карандашами и фломастерами, некоторые дети использовали пастельные мелки. Для того, чтобы детям было легче работать, на уроке учителем использовалась электронная библиотека по искусству (видеоматериалы «Как создает открытки художник?», а так же фотографии уже готовых открыток). Очень важен на уроке показ учителем рисунка на доске. Дети внимательно изучили работу художников и приступили к самостоятельной работе под музыкальное сопровождение. Музыка помогала детям раскрепощенно и спокойно работать над темой, освоить выразительные особенности языка разных искусств, закрепить навыки работы различными графическими материалами, красками, научиться самостоятельно решать творческие задачи, подбирать художественные материалы, цветовую гамму, смешивать краски для получения нужных оттенков. Дети получили представление о теплой и холодной цветовой гамме, научились выполнять композицию, передающую праздничное настроение. На уроке дети узнали, что такое коллаж и как работать в этой технике.
Цель урока изобразительного искусства в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся. На этом уроке дети творчески подошли к решению задач. Они самостоятельно изучили этапы выполнения праздничной открытки, использовали разные формы художественно-творческой деятельности, путем активизации воображения и фантазии на уроке. На уроке дети овладели навыками работы новыми художественными материалами, используя технику коллаж. У каждого ребенка зародился свой замысел на основе предложенной темы и своя манера исполнения. Открытки получились не похожие одна на другую. Художественное творчество вызвало у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте по оформлению интерьера гимназии к празднику мам. Такая форма работы научила детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать свое мнение, творчески и неординарно мыслить. Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучения с творчеством художников, работающих с разными материалами в разных сферах искусства, развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.
На урок информатики ученики пришли со своими рисунками, выполненными на уроке ИЗО. Некоторые рисунки можно посмотреть Рисунок 1.1…Рисунок 1.13
Первым делом рисунки надо отсканировать и сохранить в своей именной папке. Этой работой ученики второго класса занимались один урок (20 минут). Сначала учитель объясняет технологию сканирования и сохранения рисунка, затем первый ученик сканирует свой рисунок под наблюдением учителя, далее второй ученик сканирует свой рисунок вместе или под руководством первого ученика, выступающего в роли учителя, и так далее пока все рисунки не будут переведены в цифровой вид. Работа идёт как на конвейере: учитель объяснил первому ученику, первый – второму, второй – третьему и так далее пока все рисунки не будут отсканированы. В итоге каждый ребёнок не только сделает сам, но будет учить другого работе со сканером, то есть закрепит свои знания прямо на этом уроке.
У нас в гимназии классы обычно делятся на группы так, чтобы в каждой группе было не более 8 человек, а в классе один сканер, поэтому 15-20 минут для этой работы вполне хватает.
Рисунки отсканированы, сохранены и на следующем уроке начнётся для учеников самое интересное – создание коллажа.
Коллаж ученики создают с использованием программы PowerPoint 2013. Учитель информатики обычно делает заготовку для коллажа, в которой заданы все параметры слайда, а именно, ориентация – книжная, размер – лист А4, помещены рисунки, из которых можно составить цветочную рамку для рисунка.
В этом году коллаж мы создавали с учениками вторых классов, причём в каждом классе работы отличались. Во 2 «Б» ученики создавали цветочную рамку к своему рисунку, используя заготовку. Рисунки учеников 2 «Б» показаны на Рисунках 1.5-1.13, а то, что получилось у детей можно посмотреть на Рисунках 2.5-2.13
Во 2 «А» классе коллаж был выполнен по-другому. Каждый ученик вставил на слайд свой рисунок (Рисунок 1.1 – Рисунок 1.4), уменьшил его до нужного размера, добавил поздравительные надписи, используя для этого возможности PowerPoint 2013 (вставка надписи и объекта WordArt), добавил картинки из Интернета, разместил все объекты на слайде по своему вкусу и усмотрению. Результаты работы учеников 2 «А» класса на рисунках (Рисунок 2.1…Рисунок 2.4).
Подобный урок можно проводить с учениками вторых-шестых классов, при этом надо учитывать их предыдущий опыт работы с компьютером и их знания. До этого необходимо, чтобы ученики уже работали ранее с графическими объектами в программе PowerPoint, иначе они могут не успеть и не понять, как выполнять подобную работу.
Заключение
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования.
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера на уроке ИЗО, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Одним из источников повышения мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
- знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
- широко использовать показ репродукций картин художников;
- демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
- “оживлять” карты;
- “посещать” крупнейшие музеи мира;
- “погружаться” в пространство и время;
- прослушивать записи песен;
- активизировать учебный процесс.
Информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.
Список используемой литературы
- https://ru.wikipedia.org
- http://festival.1september.ru/articles/596849/
- План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: Разработка открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой "ИЗО и художественный труд" в 4 классе на тему: Новогодняя открыт ка. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/08/17/razrabotka-otkrytogo-uroka-po-programme-tyashpikalovoy-izo-i
- Интегрированные и бинарные уроки. Руденко Светлана Ивановна. https://multiurok.ru/files/intieghrirovannyie-i-binarnyie-uroki.html
- Подготовка и создание открытки к Новому году средствами Microsoft Publisher. http://www.openclass.ru/node/354024
- Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2013/02/09/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-izo-kak-odno-iz
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
В статье рассказывается о внедрении ИКТ в учебную деятельность для повышения интереса по предметам и активизации учебной работы в новых условиях....
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников
статья...
Педагогическая концепция. «Организация процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий».
Педагогическая концепция.«Организация процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий»....
Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"
Программа "Развитие инновационных дистанционных моделей обучения с учетом потенциала современной информационно- коммуникативной технологии"...
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда с учащимися младшего школьного возраста.
Практика работы школьных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. С...
"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...
Логопедическое занятие с использованием современных информационно-коммуникативных технологий
Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения русскому языку, поскольку у многих учащихся начальных классов наблюдается отставание в речевом развитии, а также стойкие фонетико-фонемат...