Адаптированный вариант методики для экспресс-диагностики устной младших школьников
методическая разработка по логопедии
Материал содержит очень удобный табличный вариант обследования устной речи младших школьников. Составлен по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_obsledovaniya_ustnoy_rechi_adaptir.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированный вариант методики для экспресс-диагностики устной младших школьников
(составлена по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В.)
Фамилии, имя________________________________________________________________________________________________________________
Класс _______________________________ (программа обучения)____________________________________________________________________
Дата обследования____________________________________________________________________________________________________________
Протокол обследования
Содержание | Критерии оценки | |||||
1 серия | Исследование сенсомоторного уровня речи. | |||||
1 задание | Проверка состояния фонематического восприятия. | 1 балл точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления | 0,5 балла первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому | 0,25 балла неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками | 0 баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения | |
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. | ||||||
Оценивается воспроизведение пробы в целом. Слоги предъявляются до первого воспроизведения. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
2 задание | Исследование артикуляционной моторики. | 1 балл точное и правильное воспроизведение | 0,5 балла замедленное и напряжённое выполнение | 0,25 балла выполнение с ошибками | 0 баллов невыполнение движения | |
Инструкция: смотри внимательно и повторяй за мной движения. | ||||||
Нужно попросить ребёнка удерживать органы речи в нужном положении3-5 секунд, последние три упражнения выполнить по 4-5 раз. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
3 задание | Исследование звукопроизношения | 3 балла правильное произношение всех звуков группы | 2,5 балла один или несколько звуков группы не достаточно автоматизированы | 1 балл в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы | 0 баллов в любой позиции искажаются, заменяются несколько или все звуки группы | |
Инструкция: повторяй за мной слова. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
4 задание | Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова. | 1 балл точное и правильное воспроизведение | 0,5 балла замедленное послоговое воспроизведение | 0,25 балла Искажение звуко-слоговой структуры слова | 0 баллов невоспроизведение | |
Инструкция: повторяй за мной слова. | ||||||
Слова предъявляются до первого воспроизведения. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
Всего за серию: | ||||||
Успешность выполнения серии (%) | ||||||
2 серия | Исследование грамматического строя речи. | |||||
1 задание | Повторение предложений. | 1 балл точное и правильное воспроизведение | 0,5 балла пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения | 0,25 балла пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено | 0 баллов невоспроизведение | |
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее. | ||||||
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза). | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
2 задание | Верификация предложений | 1 балл выявление и исправление ошибки | 0,5 балла выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов) | 0,25 балла ошибка выявлена, но не исправлена или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки | 0 баллов ошибка не выявлена | |
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
3 задание | Составление предложений из слов предъявленных в начальной форме. | 1 балл предложение составлено верно | 0,5 балла нарушен порядок слов | 0,25 балла наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности | 0 баллов смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания | |
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложения. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
4 задание | Добавление предлог в предложение. | 1 балл правильный ответ | 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи | 0,25 балла правильный ответ после помощи второго вида | 0 баллов Неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида | |
Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нём пропущено. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
5 задание | Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. | 1 балл правильный ответ | 0,5 балла правильный ответ после стимулирующей помощи | 0,25 балла форма образована неверно | 0 баллов невыполнение | |
Инструкция: один – дом, а если их много, то это - дома. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Инструкция: один – дом, а много чего? - Домов. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего: | ||||||
Всего за серию: | ||||||
Успешность выполнения серии (%) | ||||||
3 серия | Исследование словаря и навыков словообразования. | 1 балл правильный ответ | 0,5 балла самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи | 0,25 балла форма образована неверно | 0 баллов невыполнение | |
1 задание | Образование существительных-названий детёнышей животных. | |||||
Инструкция: у кошки – котята, а у …. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
2 задание | Образование прилагательных от существительных: | |||||
относительных прилагательных; | ||||||
Инструкция: кукла из бумаги – бумажная. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
3 задание | качественных прилагательных; | |||||
Инструкция: если днём жара, то день – жаркий, а если … | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
4 задание | притяжательных прилагательных; | |||||
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у … | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Всего за серию: | ||||||
Успешность выполнения серии (%) | ||||||
3 серия | 1 задание | Исследование связной речи. | критерий смысловой целостности | |||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5) | 5 баллов | 2,5 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. | соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности | допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев | выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён | отсутствует описание ситуации | ||
критерий лексико-грамматического оформления высказывания | ||||||
5 баллов | 2,5 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств | Рассказ оформлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление | Наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств | Рассказ не оформлен | |||
критерий самостоятельности выполнения задания | ||||||
5 баллов | 2,5 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
Самостоятельно выложены картинки и составлен рассказ | Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно | Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам | Задание недоступно даже при стимулирующей помощи | |||
Пересказ прослушанного текста | ||||||
Инструкция: я прочту тебе рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. | ||||||
2 задание | Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. | критерий смысловой целостности | ||||
5 баллов | 2,5 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
Воспроизведены все основные смысловые звенья | Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, не связующих звеньев | Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации | Невыполнение | |||
критерий лексико-грамматического оформления высказывания | ||||||
5 баллов | 2,5 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
Пересказ без нарушений лексико-грамматических норм | Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, отдельные близкие словесные замены | Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов | Пересказ не доступен. | |||
критерий самостоятельности выполнения задания | ||||||
5 баллов | 2,5 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
Самостоятельный пересказ после первого предъявления | Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения | Пересказ по вопросам | Пересказ недоступен даже по вопросам | |||
Всего за серию: | ||||||
Успешность выполнения серии (%) | ||||||
Всего за тест: | ||||||
Успешность выполнения теста (%) | ||||||
Уровень успешности | I (0-25%) | II (26-50%) | III (51-75%) | IV (76-100%) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников
Презентация работы на тему: "Использование проектной методики при обучении иностранному языку младших школьников"Подготовила учитель начальных классов МАОУ Барыбинскачя СОШ Драгункина Надежда Ге...
Приёмы,упражнения,методики формирования навыка чтения у младших школьников
В материале изложены приёмы,упражнения,методики,используемые мною, при формировании навыка чтения у младших школьников.Формирование у младших школьников навыка чтения-одна из основ фундаментального об...
Тесты-методики для исследования логического мышления младших школьников
Тесты-методики для исследования логического мышления младших школьников Методика 1 “Выделение существенного” Цель работы: Выявить уровень умения учащихся 4 класса находить сущест...
Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»
Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...
Методика формирования навыка чтения у младших школьников
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Методика проведения экспресс-диагностики адаптивных возможностей первоклассников
Предлагаемая методика изучения адаптационных возможностей позволяет определить степень поддержки, необходимой учащимся при адаптации в первом классе и является удобной опорой для согласования де...
Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников
В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. ...