«Артикуляционная гимнастика».
статья по логопедии
Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Артикуляционная гимнастика».
Учитель-логопед Дроздовская Ю.В.
Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение. Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Задачи артикуляционной гимнастики:
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы |
|
Язык |
|
Щёки |
|
Нижняя челюсть |
|
Воспитатель в своей работе проводит групповую артикуляционную гимнастику в игровой форме, но также работает по заданию логопеда и проводит индивидуальную артикуляционную гимнастику.
Артикуляционные упражнения бывают: статические и динамические.
Целью статических упражнений является выработка умения принимать и удерживать конкретную артикуляционную позу. Это такие упражнения как: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», Трубочка» и т.д.
При выполнении статических упражнений дается использование счета при выполнении упражнения (минимум до 3-х, максимум до 10).
Целью динамических упражнений является выработка переключаться с одной позы на другую. Это такие упражнения как: «Маятник»», «качели», «Чистим зубки», Резиночка» и т.д.
Что нужно знать и учитывать при проведении таких упражнений?
Особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений:
- важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений),
- за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости),
- за объемом движений.
Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время.
Сначала упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.
Я использую в своей работе несколько комплексов упражнений:
- Упражнения общей артикуляционной гимнастики. Эти упражнения формируют общие движения, необходимые для постановки любых звуков.
ОБЩАЯ АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА Комплекс 1 Упражнения для губ щек, нижней челюсти. Упражнения проводятся перед зеркалом четко, спокойно, не торопясь. Каждое упражнение повторять 2-3 раза с отдыхом.
|
ОБЩАЯ АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА Комплекс 2 для губ щек, нижней челюсти.
|
- Комплексы упражнений для постановки определенных групп звуков: шипящих, свистящих, соноров. Как правило, упражнять ребенка необходимо в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Упражнения для постановки звука «С»
|
Упражнения для постановки звука «Л»
|
Упражнения для постановки звука «Ш»
|
Упражнения для постановки звука «Р»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика
При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Артикуляционная гимнастика
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки С,...
Презентация . Артикуляционная гимнастика
В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
Представлен опыт работы при аттестации...
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...