Перспективное планирование логопедических занятий для учащихся 1-2 классов с ФНР,ФФНР,ОНР.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс)

 Зайцева Елена Владимировна

Задачи

Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи

1. Развитие общих речевых навыков.

2. Знакомство с  понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомство с  понятием темп речи.

4. Знакомство с  понятием интонационная выразительность.

5. Знакомство с Правилами речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логопедических занятий для  учащихся 1- 2-х классов с   ФНР, ФФНР, ОНР

п/п

Логопедические занятия

Содержание работы

Личностные УУД: (примерные) Учебно-познавательный

интерес к новому учебному материалу; Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Познавательные

УУД:  (примерные) Уметь находить заданный звук в словах и обозначать его фишкой, выбирать букву правильно, писать элементы букв делать звуковой

анализ этих слов, различать звуки и буквы, слоги и слова, слово и предложение, выделять части слова, главные и второстепенные члены предложения различать части речи,  и т.д.

Коммуникативные

УУД: (примерные) Адекватно

использовать речевые средства,

строить монологическое

высказывание, Использовать речь для регуляции своего действия

Регулятивные

УУД: (примерные) Оценивание

правильности

выполнения

действий,

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Осуществлять  констатирующий и прогнозирующий

контроль

по результату и способу действия; Аргументировать и координировать свою позицию.

Задачи

Виды работ,

игры и упражнения

Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе

Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи

Индивидуальная диагностика

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

1. Развитие общих речевых навыков.

2. Знакомство с  понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомство с  понятием темп речи.

4. Знакомство с  понятием интонационная выразительность.

5. Знакомство с Правилами речи.

1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки»,  «Чья птичка дальше улетит» и т.п.

2. «В лесу», «Не разбуди Катю».

3. Скороговорки.

4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.

2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.

1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.

2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».

Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие общих речевых навыков.

2. Знакомство с  понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомство с  понятием темп речи.

4. Знакомство с  понятием интонационная выразительность.

5. Знакомство с Правилами речи.

1.Упражнение «Сделать трубочку»

2.Упражнение «Открыть широко рот»

3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу)

Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.

1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.

2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.

1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая руками (шарик надувается).

2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя воздуха.

3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой.

Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.

Развитие общих речевых навыков.

2. Знакомство с  понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомство с  понятием темп речи.

4. Знакомство с  понятием интонационная выразительность.

5. Знакомство с Правилами речи.

Силовая гимнастика :

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.

Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.

1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.

2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.

Силовая гимнастика :

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. Упражнения для дыхания. Артикуляционная гимнастика.

1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.

1.«Что звучало?»

2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

Артикуляционная гимнастика.

1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

2. Отработка упражнений  общей артикуляционной гимнастики.

1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями.

2. Артикуляционные упражнения.

Дыхание.  Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

1. Тренировка плавноговыдоха. Развитие силы и длительности выдоха.

2.  Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).

4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).

1. «Задуй свечу»,  «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».

2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».

3. Дыхание с задержкой под счет.

4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».

Общая моторика. Речь с движением.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма,  координацию движений.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Игры с передвижением под музыку.

2. Игры с мячом.

3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.

4. «Расскажи стихи руками».

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма,  координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика с предметами.

3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,  пластилин и т.д.)

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать вербальную память.

1. «Отгадай, кто сказал?»,  «Повтори ритм»,  «Где позвонили?».

2. «Доскажи словечко», «Рифмы».

3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».

4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

2. Развивать логическое мышление.

1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п.

2. «Запомни и нарисуй» и т.п.

3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.

Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

1. Развивать зрительные, пространственные и временные

представления детей.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать графо-моторные навыки детей.

1. Рисование бордюров, узоров.

2.  Графические диктанты.

3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).

4. «Круглый год»,  «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.

5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

Предложение. Слово.

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Грамматическая основа предложения.

Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Звуки и буквы.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

Звуки и буквы. Алфавит.

Гласные и согласные.

Уточнение акустико-артикуляторных признаков  гласных  и согласных звуков

Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы.

Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Слогообразующая роль гласных. Понятие «слог».

Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов (далее различной слоговой структуры)

Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Гласные I и II ряда Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.

Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

Различение звонких - глухих согласных звуков

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Различение шипящих – свистящих звуков

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Различение аффрикат

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза

Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Различение соноров

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза Уточнение акустико-артикуляторных признаков согласных звуков.

Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Состав слова. Словообразование

Формирование навыка словообразования с помощью  приставки и суффикса.

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня и других частей слова. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов, словообразовании

Словоизменение. Согласование слов

Формирование навыка словоизменения, согласования различных частей речи по числам, родам, падежам

Тренировочные упражнения в словоизменении и согласовании.

Предлоги

Формирование общего  понятия  о предлогах  и  употреблении  их  в  речи.

Тренировочные упражнения в выделении и написании е  предлогов.

Дифференциация предлогов и приставок.

Формирование общего  понятие  о предлогах, приставках  и  употреблении  их  в  речи.

Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме.

Предложение

Формирование смыслового значения слова

Усвоение предложения как единицы  речи.

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета, синонимов, антонимов.

Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

Текст

Обучение письменному ответу на вопросы

Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

Итоговая проверочная работа.

Оценить усвоение пройденных тем

Проверочный диктант

Диагностика уровня устной и письменной речи.

Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи

Индивидуальная диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения

Календарно-тематическое планированиелогопедических занятий с учащимися первого и второго года обучения...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 2-3 классов по коррекции оптической дисграфии...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «б» класса ТНР на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 класса учащихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, утвержденными Приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для учащихся 3 «В» класса ТНР

Рабочая программа по курсу «Индивидуальная логопедическая работа» для 3 «в» класса учащихся с ОНР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образо...

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...