Артикуляционная гимнастика.
тренажёр по логопедии (1 класс)
Памятка для родителей как правильно делать артикуляционную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artirkulyatsionnaya_gimnastika_dlya_roditeley.docx | 400.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Памятка для родителей
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
• Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Отрывок из комплекса артикуляционной гимнастики
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался. Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
Т Р У Б О Ч К А-Д У Д О Ч К А
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.
Я слегка прикрою рот,
Губы — «хоботом» вперёд
Далеко я их тяну
Как при долгом звуке «у-у-у»
Цель: вырабатывать умение правильного вытягивания губ трубочкой или дудочкой.
Выполнение: Это упражнение, с помощью которого совершенствуется произношение слогов со звуком «о». С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
С Л А Д К И Е Г У Б Ы.
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Как будто варенье лежит на губе —
Слежу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.
Выполнение: Открыть рот. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Чтобы упражнение было не только полезным, но и вкусным, можно помазать губы ребёнка вареньем или мёдом.
З А Б О Р Ч И К
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в нужном положении.
Выполнение: Улыбнуться широко так, чтобы видны были зубы. Удерживать губы в таком положении.
Ч А Ш Е Ч К А.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в верхнем положении, за зубами.
Выполнение: Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть прямой язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. Слегка приподнять кончик языка).
Ч А С И К И
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево.
Чередовать движения под счет.
К А Ч Е Л И
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Цель: выработать умение чередовать движения языка вверх – вниз.
Выполнение: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
П О Ч И С Т И М З У Б К И
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными.
Выполнение: Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы (слева — направо, снизу — вверх). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
Малышу наверняка понравится лакомиться сладким, а заодно он потренирует язык и лицевые мышцы.
Л О П А Т К А
Поперёк улыбки лёг —
Отдыхает язычок.
Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.
Выполнение: Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
ПОМНИТЕ:
- Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
- Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
- Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
- Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.
Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!
Стельмух Екатерина Александровна, учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика
При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...
Артикуляционная гимнастика
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки С,...
Презентация . Артикуляционная гимнастика
В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Устранение дефектов звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики
Представлен опыт работы при аттестации...
Для чего нужна артикуляционная гимнастика
информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...