Дифференциация букв О – А в письменной речи.
план-конспект по логопедии
научить детей сравнивать буквы О – А по начертанию, закрепить знания о правописании букв о – а в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-f_differentsiya.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация букв О – А в письменной речи.
Задачи: научить детей сравнивать буквы О – А по начертанию, закрепить знания о правописании букв о – а в слогах, словах и предложениях. Учить дифференциации этих букв на базе слогов, слов, словосочетаний, предложений. Развивать оптико-пространственные представления. Знакомить детей со словами-паронимами, обогащать словарь.
Оборудование: буквы о - а, таблицы букв, модели слов, рабочие листки для индивидуальной работы, символы для обозначения букв, запись предложений, стихотворения (на доске, мяч.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Знакомство с таблицами.
Л.: Рассмотрите таблицы букв (на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
о а д м н
ж л х б к
т щ п ш и
2. Сравнение букв, сходных по начертанию.
2. Основная часть занятия
1. Знакомство с парой букв о – а. Запись темы. Прослушивание сказки о буквах-сестричках.
Л.: «Жили-были две буквы-сестрички (выставление на доску букв о - а). Они были очень похожи. Чтобы не перепутать дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научилисьих различать – увидев сестёр издалека,они говорили: «это буква а – сестрёнка с косичкой, а вот буква о – без косички».
2. Сравнение элементов букв о – а (овал и овал с крючком). Сравнение артикуляции звуков о – а (а – рот широко раскрывается, о – рот напоминает по форме овал). Соотнесение звуков с буквами – символами для обозначения на письме.
Л.: Какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а? (треугольником). Какой букву о? (овалом).
З. Чтение слоговой таблицы с опорой на графическое изображение буквы.
м м
н н
с с
т т
к к
4. Чтение и запись слоговых таблиц:
са – со аш - ош ато - асо
на – но ак - ок ало - амо
ма – мо ас - ос оно - ана
5. Дифференциация букв а – о в словах.
Работа со словами – паронимами с опорой на схематическое изображение букв.
ст л с м п чка
Записьв тетради слов-паронимов: стал – стол, сам – сом, пачка – почка, вал – вол, стал – стол, палки – полки, кратко – кротко. Буквы о – а выделяются красным карандашом.
6. Упражнение «Занимательные модели».
Л.: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева записанные ниже согласные буквы, а на второе место сначала букву а, затем букву о. Прочитайте и запишите полученные слова. С какими буквами у вас получились два слова, а с какими одно?
МОДЕЛЬ 1 МОДЕЛЬ 2
. . ч к а.. л
н в
п д
б б
д г
т з
к м
7.Физминутка:
-упражнение для глаз: рисование взглядом букв о, а;
-игра в мяч с использованием слогов
са – со, та – то и т. д.
8. Развитие навыка согласования слов.
Л.: Вставьте в слова пропущенные буквы о – а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания, запишите их, подчеркните буквы о, а.
1. З. п. мнил, пл. чет, ск. чет, ск. рый, сп. ли.
2. К. шки, ск. зку, пл. кса, к. нь, п. езд.
9. Работа по рабочим листкам (Дифференциация А – О).
10. Работа на уровне предложения.
Л.: Зашифруйте предложения при помощи букв о – а по образцу:
Скоро сказка сказывается
о а а
Обозначайте только ударную гласную.
Астры расцветают осенью. Ровный асфальт радует пешехода. Лампа погасла внезапно. Старая лодка ушла на дно. Смолк соловушка в чаще лесной.
11. Дифференциация букв занятия на уровне текста.
Л.: Вставьте буквы о – а в слова, запишите текст, подчёркивая буквы занятия.
Т. м к. тик ус. тый по с. дику бр. дит,
А к. злик рог. тый за к. тиком х. дит.
И л. почкой к. тик ум. ет св. й р. тик,
А к. злик сед. ю трясёт бород. ю.
3. Итог занятия
Л.: Какие буквы мы учились различать?
Чем похожи и чем отличаются в написании буквы о – а?
Назовите из стихотворения слова с буквой а, затем с буквой о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация [л][р] в слогах, словах и предложениях (коррекция письменной речи).
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков л-р, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику,материал для коррекции письменной речи....
«Дифференциация согласных П – Б в устной и письменной речи учащихся»
Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Развитие речевого дыхания. Уточнение артикуляции звуков П – Б.Коррекция звуков П – Б. Определение наличия звуков П – Б в слогах, словах и предлож...
Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Развитие фонематического восприятия;2....
Серия конспектов логопедических занятий с группой обучающихся 3 класса, имеющих нарушения письменной речи. Тема: «Дифференциация звуков [ч] – [щ] изолировано, в словах и словосочетаниях, в предложениях и тексте»
Цель: дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв на материале слогов, изолированных звуков и отдельных букв, дифференциация звуков [ч] – [щ] и соответствующих им букв ...
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Сборник упражнений для дифференциации свистящих и шипящих звуков в письменной речи
Сборник упражнений для дифференциации свистящих и шипящих звуков в письменной речи...