Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов;
3. Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «С» и «Ш»;
4. Автоматизация и дифференциация этих звуков в речи;
5. Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах, место звука в слове, тренировка в правильности согласования существительных с числительными.
6. Закрепление умений образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Отработка зрительно-слухового восприятия и пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_differentsiatsiya_s-sh_.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: « Дифференциация звуков «С» и «Ш» в слогах, словах и предложениях».
Богданова Елена Юрьевна.
Учитель-логопед
ГБОУ Школа № 1028 ВАО г. Москвы
Москва, 2017 год.
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА: «Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв «С» и «Ш» в устной и письменной речи».
ЦЕЛИ:
- Развитие фонематического восприятия;
- Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов;
- Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «С» и «Ш»;
- Автоматизация и дифференциация этих звуков в речи;
- Деление слов на слоги, определение количества слогов в словах, место звука в слове, тренировка в правильности согласования существительных с числительными.
- Закрепление умений образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Отработка зрительно-слухового восприятия и пространственных представлений.
ПОСОБИЯ: апельсиновое дерево, иллюстрации к сказке, разрезные слоги, картинки, зеркала, мяч, буквы.
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
На партах у детей картинки с изображением овощей.
Логопед: «Здравствуйте, дети. Перед вами лежат картинки с овощами.
Первым сядет тот, у кого изображен овощ, про который можно сказать «мой».
А теперь сядет тот, у кого изображен овощ, про который можно сказать «моя».
Логопед раздает индивидуальные зеркала.
Логопед: «Выполним артикуляционную гимнастику».
Артикуляционная гимнастика: Сказка «У бабушки с дедушкой»
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ – ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ……. (губы в широкой
улыбке, видны верхние и нижние зубы).
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ – В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык
за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения
широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих
движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание
щёк – губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание
обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык
лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный
язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем
широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем
кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается
вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка
облизывает губы по кругу).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: Дети, послушайте внимательно загадку и отгадайте ее:
Большой подсолнух в небе,
цветет он много лет,
цветет зимой и летом,
а семечек все нет.
Дети: Солнце.
Логопед: Давайте ласково произнесём это слово.
Дети: Солнышко.
Логопед: Какие два звука, с которыми мы познакомились на предыдущих занятиях, есть в этом слове?
Дети: Звуки «С» и «Ш».
Уточняется артикуляция, даётся характеристика звуков «С» и «Ш».
Логопед: Чем похожи эти звуки?
Дети: Согласные, твердые, глухие.
Логопед: Чем отличаются эти звуки?
Дети: «С» - язык вниз, воздушная струя холодная, губы в улыбке, «Ш» - язык вверх, воздушная струя теплая, губы рупором.
Логопед убирает зеркала.
Логопед: Послушайте отрывок из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Логопед: Кому помогает доктор Айболит?
Дети: Всем животным.
Логопед: Доктору Айболиту пришло сообщение. Но, как-то неправильно стоят в нём слова. Помогите, пожалуйста, Айболиту, ребята!
Логопед читает деформированное предложение:
Скорее, Айболит, добрый, спешите, доктор.
Дети: Скорее спешите, добрый доктор Айболит.
Логопед: Доктор Айболит стал собираться в путь, взял два чемоданчика. В них нужно разложить необходимые инструменты и одежду. В один чемоданчик - со звуком «С», в другой - со звуком «Ш» (шуба, шапка, рубашка, носки, сапоги, шляпа, градусник, кастрюля, расческа, шприц.
Вначале дети называют хором картинки, затем логопед вызывает по одному ребёнку, чтобы тот определил, какой звук присутствует в изображённом предмете, и положил картинку в соответствующий чемоданчик.
Логопед: Откройте свои тетради. Подпишите число. И запишите в два столбика эти слова.
Дети пишут.
Логопед: Разделите записанные слова на слоги и поставьте в них ударение.
Дети выполняют.
Логопед: Айболит собрал чемоданчики, но ему нужно знать животных, которых он будет лечить. Они прислали доктору свои фотографии. Айболит хочет назвать их ласково - они ведь болеют, ему жалко зверей и птиц. Помогите ему:
слон - слоник,
лошадь - лошадка,
лягушка - лягушечка,
мышь - мышка,
кукушка - кукушечка
соловей - соловушка
Логопед: Пока Айболит изучал животных, порывом ветра унесло один чемоданчик.
Физкультминутка:
Айболит наш оглянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Чемоданчик не нашёл.
Чтоб чемоданчик увидать,
Надо на носочки встать!
Дети выполняют движения вместе с логопедом.
Логопед: Айболит нашёл свой чемоданчик и отправился в путь. Но вскоре с доктором Айболитом приключилась беда: он встретил крокодила с шипами. Нужно посчитать, сколько всего шипов у крокодила на спине.
Дети: Один шип, два шипа, три шипа, четыре шипа, пять шипов.
Логопед: А теперь на каждый шип – задание:
- Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «камыш». (2-3 человека)
- Повторите слова: Пеструшка, старушка, пастушок, солнышко, сушить, спешить, смешить, путешествие, шестьдесят.
- Закончите предложение одним словом:
ДА ЗДРАВСТВУЕТ МЫЛО (душистое)
И ПОЛОТЕНЦЕ (пушистое),
И ЗУБНОЙ (порошок),
И ГУСТОЙ (гребешок).
- Придумайте слово, которое начинается на первый звук слова «сурок».
(2-3 человека)
- Дотроньтесь левой рукой до левого уха.
Дотроньтесь правой рукой до кончика носа.
Дотроньтесь левой рукой до правой ноги.
Дотроньтесь правой рукой до левого плеча.
Логопед: Отпустил крокодил Айболита. Айболит отправился дальше.
И горы встают перед ним на пути…
Горы непростые, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ, чтобы взобраться на самую высокую гору, надо придумывать слова со звуком «Ш», а чтобы потом спуститься – со звуком «С». Причем, поднимаясь, слово должно расти, количество слогов должно увеличиваться, а при спуске, наоборот, уменьшаться.
Логопед помогает, показывает набор картинок. Дети выбирают нужные, отхлопывают слоги.
Логопед: Только Айболит спустился с гор, навстречу ему Бармалей. Спасут доктора Айболита загадки. Давайте отгадаем их – поможем Айболиту!
Загадки:
- Во дворе поставлен дом, На цепи хозяин в нем. (собака)
- Верещунья, белобока, а зовут ее (сорока).
- Голосок твой так хорош – очень сладко ты (поёшь).
- Панцырь носит черепаха, прячет голову от (страха).
- Кто один имеет рог, отгадайте (носорог).
Логопед: Бармалей потребовал сыграть в игру «НАОБОРОТ». (Игра с мячом) Если я назову слог со звуком «С», то вы этот звук меняете на звук «Ш». А если назову «Ш», то меняете его на звук «С». (СА – ША, ШИ – СЫ, УШ - УС и т.д.)
Логопед: Отпустил Бармалей доктора Айболита. Добрался Айболит к больным, вылечил их. Вот только слонёнок, лосёнок и кукушонок забыли родной язык.
Спасут слонёнка скороговорки:
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
(3 - 4 ребёнка произносят скороговорки.)
Запишите эти скороговорки в тетрадь. Подчеркните одной чертой букву «С», а двумя – букву «Ш».
Логопед: Лосёнка спасёт другое задание: нужно исправить ошибки в предложениях:
Стол стоит на сковороде.
Шуба вешает Сашу на вешалку.
Весёлые потешки рассказывают смешную старушку.
Песни распевают голосистого соловушку.
Логопед: Задание для кукушонка: нужно повторить пословицу и объяснить её смысл:
Поспешишь – людей насмешишь.
Дети: Это пословица говорит о том, что, если выполняешь работу и не торопишься, то качество её будет лучше, а кто торопится выполнить работу, у того не всё получается так, как надо. (В случае затруднения, логопед помогает).
Логопед: Всех вылечил доктор Айболит. Ему нужно вернуться домой. Чем быстрее мы поможем ему выполнить задания апельсинового дерева, тем быстрее он попадёт домой. (Необходимо сорвать апельсин, прочитать букву, придумать слово с этим звуком.)
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Логопед:
- Какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (С и Ш)
- Чем они похожи? (они согласные, твердые, глухие).
- Чем они отличаются друг от друга? (положением языка и губ, холодной и теплой воздушной струёй.)
Использованная литература:
- И. Лопухина «550 занимательных упражнений для развития речи» М., Аквариум, 1995г.
- О. Крупенчук «Стихи для развития речи» С-Пб., Литера, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дифференциация согласных П – Б в устной и письменной речи учащихся»
Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Развитие речевого дыхания. Уточнение артикуляции звуков П – Б.Коррекция звуков П – Б. Определение наличия звуков П – Б в слогах, словах и предлож...
РАЗЛИЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИ СХОДНЫХ БУКВ [Б] - [Д] В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Конспект занятия на тему: Различение графически сходных букв. Буквы Б и Д в устной и письменной речи....
АСПЕКТЫ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I ИII УРОВНЕЙ.
Исследования речи школьников с тяжелыми нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного п...
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения
Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.
Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....
Сборник упражнений для дифференциации свистящих и шипящих звуков в письменной речи
Сборник упражнений для дифференциации свистящих и шипящих звуков в письменной речи...